RPI с самого своего основания специализировалась в торговле продукцией ведущих западных фирм. Примерно три года назад в RPI (и не только там) поняли, что каждая компания, достигнув определенного уровня, стремится автоматизировать управление финансами. И хотя Sсala, Platinum, SapR3 — хорошие продукты, но подходят они отнюдь не всем. Было бы неплохо иметь ПО для ведения «менеджерского» учета — не для бухгалтерии, не для налоговой инспекции, а такое, которое позволяло бы в любой момент увидеть реальное финансовое состояние предприятия. RPI совместно с компанией «Весть» решила создать такую программу. Результат этой работы президент RPI Алексей Леонтьев охарактеризовал так: «В какой-то момент мы поняли, что родили мертвое дитя, а ведь пытались создать универсальный продукт. Проект закрылся, но идея осталась».

В апреле 1996 г. RPI вновь предприняла попытку создать «Экипаж». К этому решению подвела экономическая ситуация. Отечественным компаниям, не обладающим монополией на рынке, приходится использовать нетрадиционные схемы бизнеса. По классической западной схеме деятельность ведет либо юридическое лицо, либо консолидированная группа, в которой формируется так называемый консолидированный баланс. У нас же о консолидации предпочитают не распространяться. На пути товара от поставщика к потребителю всегда присутствуют еще и некие юридические лица — оффшорные компании, которые подчиняются другим законам и правилам. Если даже и удастся объединить неких лиц в консолидированную группу и свести баланс, то включение оффшорной компании окончательно его разрушает. Кроме того, в цепочку прохождения товара зачастую включается обладающая льготами фирма, которая за комиссионные увеличивает его стоимость, избавляя от НДС. При прохождении такой сложной цепочки и возникает тот самый «навар», ради которого затевается весь бизнес. Сюда входят и накладные, и таможенные расходы, и два НДС, заплаченные по совершенно разным схемам. Свести такую «бухгалтерию» в рамки обычного баланса просто выше человеческих сил, а автоматизировать вообще невозможно — проще воспользоваться опытом и интуицией специалиста. Схема неплохо работает до тех пор, пока достаточно просто умножать на 2 первоначальную стоимость товара. Но если цена увеличивается на 5%, а фирма выходит на большие обороты, количество сделок нарастает и вся «фактура» просто уходит из-под рук. Люди, до этого момента прекрасно владевшие ситуацией, перестают понимать, где находятся деньги, не могут проследить структуру бизнеса — начинается кризис.

Ставка делается на небольшие консалтинговые фирмы. Они могут сами использовать систему и работать как VAR’ы. В этом году компания намерена подписать около 200 контрактов. Планируется и широкая рекламная кампания в прессе, чтобы потенциальные клиенты привыкали к имени «Экипаж». Намечены совместные акции с Microsoft АО, которая уже ставит у себя эту систему.

И даже несмотря на то, что пора первичной автоматизации конторского труда уже прошла, важнейшая задача — мгновенный анализ финансовой деятельности предприятия — решается «на пальцах». Вот это отчетливо увидели специалисты RPI и учли при смене «Экипажа».

Работу над новым проектом возглавил Алексей Важнов, человек, имеющий немалый опыт в создании систем автоматизации управления предприятиями, который разрабатывал систему автоматизации коммерческой деятельности «Интермикро». Он утверждает: «Я никогда не отступал от принципов, которым меня учили: необходимо применять технологическую разработку, отчуждение текстов от авторов — все то, что называется индустриальным программированием. По моему представлению, во всем мире подобными методами владеет весьма ограниченное число компаний, а в России их просто можно пересчитать по пальцам. Основа этого метода в том, чтобы оторвать продукт творческого труда — программу — от разработчика. Насколько я понял, в предыдущем «Экипаже» это не удалось».

Во втором «Экипаже» были учтены ошибки первого, и хотя он не претендует на универсальность, построен он как «конструктор». Купив ядро системы, можно наращивать ее, создавая новые рабочие места и необходимые приложения. Авторы системы полагают, что сделали ее предельно удобной, поскольку пользователь будет работать с привычной таблицей — Excel. Использование Microsoft Excel обеспечивает привычную среду и возможность модификации бланков документов.

Основным конкурентом «Экипажа» его создатели из RPI считают пакет «1C. Торговля». Но при этом они надеются, что избежали некоторых его недостатков.

Теперь, когда опробование пакета завершено, своей главной задачей Алексей Леонтьев считает широкое и быстрое распространение продукта на рынке. Для этого, по его словам, компания намерена использовать как традиционные, так и нетрадиционные маркетинговые ходы. Например, RPI решилась на беспрецедентный шаг — разослала пакет почти в 10 тыс. адресов. Каждому адресату направлена дискета с клиентской, а не сетевой версией. Оплатить дискеты можно будет по принципу shareware: если понравилось, то перешлите 50 долл. Если же программу дополнить данными компании, то будет совсем несложно превратить ее в сетевую версию.

Предполагается по-прежнему опираться на сеть партнеров и начать большую программу работы с VAR’ами. В RPI надеются привлечь их, предельно упростив требования, — ни сертификатов, ни франчайзинга, никаких экзаменов — ничего. Подписываешь контракт, получаешь «настроечную папку» — и вперед.

Ставка делается на небольшие консалтинговые фирмы. Они могут сами использовать систему и работать как VAR’ы. В этом году компания намерена подписать около 200 контрактов. Планируется и широкая рекламная кампания в прессе, чтобы потенциальные клиенты привыкали к имени «Экипаж». Намечены совместные акции с Microsoft АО, которая уже ставит у себя эту систему.

В дальнейшем же в RPI очень надеются создать рынок вторичных продуктов на основе «Экипажа». Сам же отдел, занимающийся новой системой, если дело наладится, станет самостоятельной фирмой.

RPI

Год основания: 1991, количество сотрудников:30, основное направление деятельности: системная интеграция, представляет интересы: Microsoft (Solution Provider, Authorized Dealer), Novell (Networking Partner), Lotus (Business Partner), Compaq (Authorized Dealer), Hewlett-Packard (Authorized Partner), Informix (Authorized System Integrator), Sovam Teleport (Official Distributor).

Основные клиенты: Центробанк РФ, Банк Менатеп, Шереметьево-2, Reebook Rus, Mobil Russia, Rank Xerox, Ernst & Young VneshAudit, Philips АО, Coca-Cola Refreshments, Braun, KPMG, Baskin-Robins, ABS, Nestle, Volvo, Reuter.

Источник: Каталог «Кто есть кто на компьютерном рынке России. Осень’96 — Зима’97». Т. 1. SK Communications International,1996.

Версия для печати (без изображений)