Вебинары — это семинары по техническим или организационным вопросам для постоянных партнеров компании, например реселлеров. Как правило, темы таких семинаров (их длительность не более 3–4 часов) довольно узкие и нет необходимости устанавливать контакт с аудиторией (все хорошо знакомы). Для презентаций, которые проводятся для клиентов, а также на этапе подготовки продаж вебинары вряд ли будут эффективны. Они также не могут быть альтернативой широкомасштабным конференциям и форумам.

Экономическая эффективность вебинаров, с моей точки зрения, очевидна. Однако эти занятия не заменяют, а дополняют традиционные конференции и форумы. Они позволяют снизить трудозатраты сотрудников, например, дистрибьюторских компаний на презентации и разъяснение отдельных важных тем. Проведя вебинар, нет необходимости рассказывать одно и то же каждому партнеру. Но при этом неформальное общение и личные коммуникации остаются важной частью успешного бизнеса.

Для проведения вебинара нужны два канала — звуковой (для общения голосом, возможности задавать/отвечать на вопросы) и видео (для трансляции рабочего экрана ведущего). На мой взгляд, наиболее эффективным будет разделение этих двух каналов — звук передавать через телефонные линии, а видео через Интернет. Если звуковой канал обеспечить хоть как-то можно (мы, по крайней мере, нашли трех провайдеров этих услуг), то с трансляцией видео через Интернет большие проблемы.

Основная задача — вебинар не должен обременять участников покупкой специального оборудования или ПО. Наиболее очевидное в данной ситуации — воспользоваться продуктами Microsoft, клиентская часть которых входит в стандартную поставку MS Office. Но для работы с ПО Microsoft нужен опытный администратор, который сможет установить сервер и администрировать каналы подключения. Обычный менеджер по маркетингу или работе с партнерами с этим не справится.

Сегодня мы не смогли найти ни одной российской компании, которая предлагала бы полный сервис по организации вебинаров. Есть несколько предложений по организации семинаров в формате интернет-телевидения, когда Web-камера направлена на монитор ведущего или на самого ведущего. Но при этом участники семинара не имеют возможности задавать вопросы.

Полноценные услуги по организации вебинаров предоставляют только западные провайдеры — компании Webex и Interwise, например. Но с ними затруднены коммуникации (необходимо владеть английским языком, нет оперативности) и финансовые расчеты (нужен валютный счет).

На Западе услуги по проведению вебинаров предоставляются уже несколько лет. Объем рынка оценить не могу, но знаю, что для дистрибьюторов Autodesk это стало одним из основных инструментов взаимодействия с реселлерами.

Единственной причиной, мешающей распространению вебинаров в практике российского бизнеса, может быть низкая пропускная способность каналов передачи данных. Хотя, как показывает наша практика, качество связи в последнее время растет не по дням, а по часам. В целом больших трудностей я здесь не вижу. Многое зависит от технической реализации, которую пока ни один российский провайдер не предоставляет.


Версия для печати (без изображений)