Как отмечают аналитики, доля компьютеров, выпускаемых российскими компаниями, продолжает сокращаться. О том, как это отражается на спросе на компьютерные компоненты, обозревателю CRN/RE Владимиру Смирнову рассказал Сергей Гузеев, глава российского офиса компании Foxconn, одного из пяти наиболее крупных поставщиков комплектующих на отечественный рынок.

CRN/RE: Верно ли, что доля компьютеров российского производства продолжает сокращаться? Чем это объясняется?

Сергей Гузеев: Сейчас прослеживается несколько тенденций. Одна из них: ведущие мировые производители — Acer, HP, Dell, Fujitsu Siemens Computers — вывели на российский рынок свои компьютеры. Эти мировые бренды продают системы почти по тем же ценам, что и российские сборщики, а иногда даже дешевле. И безусловно, на розничного покупателя оказывает свое «магическое» действие бренды, которые ему по рекламе больше знакомы, чем марка местного сборщика. Эта тенденция естественно приводит к сокращению доли ПК российской сборки.

Но в 2008 г. еще более значимо проявилась другая тенденция — быстро возрастал спрос на ноутбуки. По-видимому, произошел массовый психологический слом в сознании российского покупателя — зачем нужен настольный ПК, когда по такой же цене продается ноутбук и множество аксессуаров к нему. Поэтому в середине года рынок ноутбуков сделал очень большой скачок, за счет чего рынок настольных ПК стал сжиматься. Все это привело к сокращению спроса на компоненты для сборки ПК.

CRN/RE: В 2007 г. Foxconn планировала увеличить свою долю на российском рынке системных плат до 25%. Удалось ли это компании при том, что по заявлению ASUS, она захватила более 50% этого рынка.

С. Г.: В 2008 г. мы планируем продать в России 700–750 тыс. системных плат для ПК, а нашу долю пусть рассчитают аналитики. Мы чувствуем себя достаточно устойчиво в сегменте рынка компонентов — системных и графических плат. Хотя у нас возникли определенные сложности с продвижением продукции, связанные с прошедшей в 2008 г. внутренней перестройкой дистрибьюторского подразделения Foxconn.

Дело в том, что глобально оборот холдинга Foxconn в течение последних пяти лет растет от года к году с темпом 30–40%, и эти показатели как плановые транслировались через дистрибьюторское подразделение в региональные офисы (в том числе российский), занимающиеся продажами через каналы сбыта. Не все европейские офисы Foxconn справились с поставленными задачами. Тому был ряд причин — новые продукты выводились на локальные рынки с опозданием, неправильно шло ценообразование, допускались промахи в маркетинговой поддержке. Российский офис в большей степени избежал этого, проявив твердость в отстаивании интересов своих партнеров перед штаб-квартирой. В результате к настоящему времени мы прочно занимаем первое место по объемам продаж среди всех европейских представительств.

Дистрибьюторское подразделение Foxconn было реорганизовано, удалены лишние звенья, связывавшие региональные офисы со штаб-квартирой компании. Существенно повысился статус российского офиса, появилось больше свободы в принятии решений без согласования с существовавшими раньше многочисленными промежуточными инстанциями. Полагаю, что уже в ближайшее время это положительно отразится на работе нашего офиса.

Однако как произошедшая реорганизация, так и особенности российского рынка — сильная конкуренция с другими производителями, традиционная приверженность наших покупателей брендам со стажем, особенности национального импорта компонентов — не позволили в 2008 г. значительно увеличить продажи системных плат: они вырастут, по нашим оценкам, на 5–10%. Причем этот вид компонентов для нас остается основным, продажи системных плат для сборки ПК составляют в обороте Foxconn в России около 45%, но мы будем стремиться к увеличению их доли до 60–70%.

Что касается наших конкурентов, то, действительно, ASUS занимает лидирующее положение на российском рынке системных плат. Но стоит отметить двойственную позицию компании — с одной стороны, она предлагает компоненты для сборки ПК, а с другой, активно продвигает готовые продукты — ноутбуки, нетбуки, а в последнее время и настольные ПК, чем создает конкуренцию в канале местных сборщиков. Foxconn же принципиально занимает другую позицию — не конкурировать со своими партнерами, а помогать им. Это философия всей бизнес-модели компании. Свой бренд мы утверждаем здесь за счет качества, широкого спектра поставляемых компонентов и предоставления дополнительного набора услуг.

CRN/RE: В прошлом году Foxconn заявляла о намерении повысить прибыльность бизнеса путем увеличения средней цены плат и сдвига в структуре продаж: предполагалось расширить предложения дорогих решений для пользователей-энтузиастов и игроков. Какова доля таких изделий в общем объеме продаж системных плат Foxconn в России?

С. Г.: Сейчас доля дорогих плат для «игровых ПК» в денежном выражении составляет около 7–8%. Таким образом, мы удовлетворяем запросы достаточно узкого круга «игроманов» (не более 5–7%). Но эти весьма дорогие (250–350 долл.) изделия всетаки оказываются востребованными.

Как и у других производителей, продажа плат для «игровых ПК» диктуется в большей степени маркетинговыми соображениями — их наличие в нашем ассортименте демонстрирует возможность Foxconn выпускать высококачественные продукты, интегрирующие в себе новейшие технологии, что повышает имидж нашего бренда. Более того, в структуре Foxconn в этом году создано специальное подразделение профессиональных игроков, в задачу которых входит тщательное тестирование таких плат, и это стало частью технологического процесса.

CRN/RE: Еще одним видом бизнеса Foxconn в России стала поставка графических ускорителей исключительно на базе процессоров NVIDIA. Чем было продиктовано такое решение?

С. Г.: Решение о выборе в качестве партнера компании NVIDIA принималось высшим руководством Foxconn. Кроме того, не секрет, что после покупки ATI компанией AMD для всех производителей (в том числе для Foxconn), использовавших графические процессоры NVIDIA, наступили благоприятные дни. Что будет после реорганизации AMD и какую стратегию развития бизнеса видеокарт в будущем будет исповедовать наша штаб-квартира, покажет время. Пока мы продолжаем выпускать и продавать видеоускорители на базе NVIDIA и хорошо себя чувствуем в этом сегменте рынка. У нас есть свой покупатель, и это главное. К концу 2008 г. намерены продать около 200–250 тыс. этих устройств.

CRN/RE: Foxconn заявляла о себе как о крупном поставщике корпусов для сборки ПК. Каковы результаты в 2008 г.?

С. Г.: Стоит отметить, что если на рынок системных и графических плат влияет появление продукции мировых брендов, то в сегменте корпусов для сборки ПК этого нет — корпуса по-прежнему пользуются спросом и хорошо продаются. Мы остаемся лидером на российском рынке, хотя весной этого года возникли некоторые трудности. В начале года на мировом рынке повысились цены на металл — сталь, медь, что обусловило повышение цен на наши корпуса. Это немного замедлило рост Foxconn, чем воспользовались конкуренты, предлагая более низкие цены. Но, чтобы удерживать такие цены в течение длительного времени, им пришлось использовать внутренние резервы, сокращать прибыли, и далеко не все производители на Тайване выжили, «проев» свои ресурсы.

По-видимому, Foxconn изначально выработала правильную стратегию производства корпусов — мы всегда использовали высококачественные материалы, передовые технологии, монтировали блоки питания высокого качества, что стало залогом будущего успеха. И сейчас, несмотря на возникшие проблемы с удорожанием сырья, мы практически не видим прямых конкурентов, которые могли бы пошатнуть наши позиции в этом сегменте рынка. Нам удалось восстановить свою долю, сохранить среднегодовой темп прироста продаж на уровне 17–20% — к настоящему времени мы уже продали более 1,1 млн. корпусов и планируем завершить год с результатом 1,5 млн., что составит около 60% (в штучном исчислении) всех продаж корпусов Foxconn в Европе.

CRN/RE: С какими партнерами вам удобнее и выгоднее работать — с крупными ОЕМ-производителями или канальными партнерами-сборщиками?

С. Г.: Четко ответить на этот вопрос можно было в 2005–2007 гг., когда федеральные производители были нашим «локомотивом и движущей силой». Когда Foxconn начала поставки своих компонентов, то установила для партнеров достаточно высокую входную планку — объем закупок, что ограничило число сборщиков, активно работавших с нами. Мы поняли, что это неправильно, и к настоящему времени нашим партнером может стать любая региональная компания, выпускающая в год около 20 тыс. настольных ПК. В 2008 г. к нам потянулись средние и небольшие сборщики, и за счет этого мы сейчас чувствуем себя более устойчиво.

CRN/RE: В 2007 г. Foxconn поставляла свою продукцию в канал и крупным ОЕМ-партнерам в соотношении 50/50. Изменилось ли это соотношение в текущем году?

С. Г.: Сейчас соотношение сохранилось на уровне 50/50, зато корпусов мы больше продаем канальным партнерам (соотношение составляет 40/60) и еще больше продаем в канал своих графических ускорителей (20/80).

CRN/RE: В 2007 г. Foxconn начала поставлять в России платформы (barebone-системы), на 70% собранные на собственных заводах. Как в течение 2008 г. развивался этот вид бизнеса?

С. Г.: На наше предложение barebone-систем откликнулись прежде всего средние и мелкие сборщики, выпускающие от 20 до 50 тыс. ПК в год. У крупных российских производителей существуют мощные собственные производства, которые требуется полноценно загружать. В 2008 г. три региональные компании уже начали выпуск компьютеров под своими марками на базе barebone-систем Foxconn, хотя еще остаются некоторые проблемы сервиса, но, уверен, что скоро они будут разрешены с нашей помощью.

Причем эти компании-сборщики расположены в Сибири и на Дальнем Востоке — доставка компонентов туда идет напрямую из Китая, а не через Европу, что существенно удешевляет ПК. К сожалению, логистика Foxconn не рассчитана на использование железнодорожных перевозок из Китая, и поэтому вряд ли в ближайшие годы удастся привлечь к сборке на базе barebone-систем Foxconn региональные компании Урала и Центральной России.

CRN/RE: В 2008 г. множество производителей подхватили инициативу ASUSTeK и выпустили свои варианты нетбуков — аналогов Eee PC. Планирует ли Foxconn выпуск таких продуктов?

С. Г.: Foxconn уже имеет промышленные образцы нетбуков и неттопов, мы готовы их поставлять своим партнерам, которые смогли бы их продавать под своими марками. В настоящее время ряд наших ключевых партнеров тестируют эти системы в своих исследовательских центрах. Уверен, что до конца года будут размещены первые заказы на эти системы.

CRN/RE: В прошлом году у Foxconn было пять дистрибьюторов, а в 2008 г. компания заключила соглашение с 3Logic. Планируете ли вы увеличивать и далее число таких партнеров?

С. Г.: Мы не стремимся к увеличению количества дистрибьюторов, в 2008 г. у нас изменилась их структура. В этом году по обоюдному согласию мы перестали работать с Trinity Logic, а также с ASBIS. Зато появился дистрибьютор 3Logic, который активно продвигает наши системные и графические платы через свой канал региональных дилеров — сборщиков ПК и реселлеров. Таким образом, вместе с Dina Victoria, Merlion и OCS у Foxconn в России теперь четыре дистрибьютора.

CRN/RE: Какие негативные последствия для Foxconn в России вы ожидаете в связи с экономическим кризисом?

С. Г.: Сейчас финансовый кризис затронул всех участников рынка — вендоров, дистрибьюторов, дилеров и конечных пользователей.

Предполагаю, что тяжелее всего придется тем компаниям, которые были нацелены на продажи конечным пользователям и тесно связаны с компьютерной розницей, в особенности с федеральными розничными сетями. В меньшей степени кризис затронет крупных производителей и региональных сборщиков, поставляющих компьютеры в тендеры с бюджетным финансированием.

Среди дистрибьюторов, по моему мнению, произойдет расслоение — кто был крупным, станет еще крупнее, а те, кто помельче, могут и уйти с рынка, так как планка «выживания» будет очень высокой. Кризисные явления на рынке продлятся еще не менее полугода, в результате чего возникнет волна слияний и поглощений одних дистрибьюторов другими, более сильными. Это коснется и дилеров, затронет и розничные сети.

Надеюсь, что наши российские партнеры смогут устоять в этих сложных условиях. Чтобы предотвратить для них возможные негативные последствия кризиса, наш российский офис уже предпринял ряд превентивных мер. Все дистрибьюторы заинтересованы в том, чтобы поддержать своих партнеров-дилеров, — все работают в одной упряжке, хотя каждый должен приложить реальные усилия для того, чтобы «не потонуть». Стоит сказать, что в этих непростых условиях российскому офису Foxconn помогла прошедшая реорганизация в дистрибьюторском подразделении компании — нам не пришлось в многочисленных бюрократических инстанциях согласовывать свои решения о поддержке локальных партнеров.

Весьма сложной будет ситуация и у производителей, прежде всего небольших тайваньских компаний. Скорее всего, кризис напрямую Foxconn не затронет, но определенная диверсификация деятельности холдинга может произойти.


Версия для печати (без изображений)