Успешная работа в первой половине 2008 г., завершение внедрения ERP-системы Microsoft Dynamics, преобразования в компании и, конечно, мысли «на злобу дня» стали основными пунктами выступления Роксаны Янборисовой, исполнительного вице-президента OCS, на очередной партнерской конференции, прошедшей на сей раз в Таиланде.

Об итогах

Всю первую половину года бизнес OCS развивался темпами, гораздо более высокими, чем средние по рынку. По словам Роксаны Янборисовой, с января по август 2008 г. оборот компании вырос на 52% (план — 50%) в сравнении с тем же периодом прошлого года. В 2008 г. с OCS сотрудничали 5840 компаний-партнеров из 175 российских городов.

«Рост оборота в сентябре оказался существенно выше, чем можно было ожидать: 40% по отношению к прошлому году, — заметила Роксана Янборисова. — Это очень хороший показатель для экономической ситуации в этом месяце. И, безусловно, в регионах рост бизнеса был существенно выше (на уровне 55%), чем в Москве и Питере (на уровне 30%)».

Доля регионов (точнее, региональных бизнес-юнитов — БЮ) в обороте OCS составила уже 45% (год назад — 35%), доля Москвы — 39%, Санкт-Петербурга — 16%. В настоящий момент у компании 9 региональных бизнес-юнитов (см. рис.).

«Бизнес-юнит — это центр финансовой ответственности во главе с директором, — поясняет Роксана Янборисова. — Например, за бизнес OCS в таких филиалах, как Воронеж, Ставрополь, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар, отвечает директор БЮ OCS-Юг. А если появляется вакансия, то она часто не привязана к какому-то конкретному городу, а является общей для всего бизнес-юнита. Не важно, где человек живет — в Краснодаре или Воронеже, он просто будет работать в удаленном режиме».

В 2008 г. был открыт новый региональный бизнес-юнит — «Восточная Сибирь», пока в него входит только филиал в Красноярске. Начал работу офис в Оренбурге, входящий в БЮ «Средняя Волга», официально он откроется в ноябре. В планах OCS на следующий год — расширение географии БЮ «Западная Сибирь» — появится филиал в Омске. Затем начнется движение в сторону Дальнего Востока с открытием офисов в Иркутске и Хабаровске, но это в отдаленной перспективе.

Роксана Янборисова признает, что Дальний Восток в должной мере пока «не освоен» — на него приходится менее 1% оборота компании, при том что ИТ-рынок в регионе довольно развит. Основная причина — географическая удаленность. А в случае с OCS это означает, что региональный офис в том же Хабаровске будет вынужден работать в противофазе со всеми остальными: «У нас очень тесное взаимодействие в вертикальных командах (продакт-менеджеры, финансисты, маркетинг и т. п.). Поэтому будет сложно наладить привычную работу с офисом, сотрудники которого живут с 8-часовой разницей во времени».

В 2008 г. портфель предложений OCS пополнился новыми продуктовыми линиями: Cablofil (Legrand), Altiris (Symantec), Procurve и Edgeline (Hewlett-Packard), NVIDIA. В структуре компании выделен департамент по развитию бизнеса с одним из ключевых вендоров — HP. Его возглавил Сергей Куприянов. Создан департамент СХД и инфраструктурного ПО, руководителем которого стал Руслан Чиняков.

Совокупная доля продаж мобильных компьютеров, мониторов, компонентов — 33% оборота OCS в первом полугодии 2008 г., на продуктовое направление «Периферийные устройства» пришлось 27%, «ПК, серверы, СХД и инфраструктурное ПО» принесли 26%, а оставшиеся 14% — доля «Телеком» (телеком-продукция, активное и пассивное сетевое оборудование).

В этом году открыты демоцентры в СПбГПУ, Центре решений ЕМС в Москве, созданы демостенды в филиалах.

О проектах

Наиболее важным событием 2008 г. для OCS стало завершение проекта по внедрению ERP-системы Microsoft Dynamics (Axapta). Довольно подробно о причинах выбора именно этой системы рассказывал год назад президент OCS Максим Сорокин (см. CRN/RE № 22/2007). Роксана Янборисова рассказала об итогах проекта.

«Легче всего говорить о результатах, используя концепцию value add, — говорит она. — Все мы знаем, что каждый участник цепочки в канале сбыта добавляет товару ценность. В каждой компании существует точно такая же цепочка создания добавочной ценности для партнеров, и она генерируется на каждом этапе прохождения товара внутри компании». Среди таких этапов она выделила входную и выходную логистику, маркетинг и продажи, финансы, инфраструктуру.

В результате внедрения новой ERP-системы существенно повышены точность и скорость работы с индивидуальными заказами (не со склада). Появилась возможность поставки продукции от вендора напрямую в филиалы, минуя центральные склады. Оптимизированы затраты на доставку грузов. Усовершенствована система прогнозирования по срокам поставки.

В области маркетинга и продаж тоже удалось добиться многого. Одна из важнейших возможностей (с учетом того, что вендоры отгружают сейчас товары и за рубли, и за доллары, и за евро), — мультивалютность, появившаяся в системе благодаря кастомизации.

Повышена информационная прозрачность прохождения заказа партнеров. Стало возможным вводить в карточку клиента и сохранять в программе информацию об индивидуальных условиях работы, благодаря чему возросла скорость операций.

Роксана Янборисова остановилась на целевом (в отличие от регулярного, проектного и т. п.) товарном кредитовании как весьма эффективном инструменте развития бизнеса с партнером, например по отдельным продуктовым линейкам. ERP-система позволяет делать соответствующие настройки: при оформлении партнером заказа специальные условия кредитования ему предоставляются исключительно под конкретную продукцию.

В разработке сейчас находится такой важный блок системы, как программа контроля за резервами и программа контрибуционной маржи. Задача первой — оптимизировать состояние склада, повысить его оборачиваемость, не потеряв при этом гибкость бизнес-подхода. Для этого создана матрица бизнес-ситуаций с различными алгоритмами обработки.

В первой половине года (точнее, с декабря 2007 г. по июль 2008 г.) проходило внедрение и WMS-системы (warehouse management system — система управления складом) на питерском складе OCS. Было выбрано решение компании Solvo. Она же выполняла и работы по внедрению.

«Нам известно много неудачных примеров внедрения WMS-систем — у крупных ретейлеров, у дистрибьюторов, когда склады простаивали по три и более недель, — сказала Роксана Янборисова, — поэтому мы очень волновались по поводу того, как пройдет внедрение. Но все прошло очень удачно, работа склада не останавливалась ни на один день». Сейчас, по ее словам, WMS-система работает в связке с ERP, поддерживая всю ее расширенную кастомизированную функциональность.

Исполнительный вице-президент OCS рассказала и о других текущих либо завершенных проектах.

Близятся к окончанию работы по созданию центрального ЦОДа компании в Санкт-Петербурге — на базе двух серверов HP Super Dom. По плану он уже должен был начать функционировать, но, по словам Роксаны Янборисовой, как обычно, «подвели строители». Еще один внутренний проект OCS — постепенный перевод всех рабочих мест на тонкие клиенты Sun Ray. Сейчас на них полностью работают сотрудники компании в Перми, Саратове, Самаре, Красноярске. И наконец, завершена разработка ТЗ для создания полноценной B2B-системы, которая должна быть внедрена в 2009 г.

По мнению Роксаны Янборисовой, один из важнейших проектов компании — разработка так называемого «Кодекса руководителя». Руководители OCS неоднократно говорили (а мы об этом неоднократно писали) о том, какое значение они придают корпоративной культуре. В 2005 г. был создан «Корпоративный кодекс», своего рода проекцией которого на управление людьми и стал, как поясняет Роксана Янборисова, «Кодекс руководителя».

«Для нас важно, чтобы человек был не просто хорошим руководителем, а хорошим руководителем именно в нашей компании. Для этого недостаточно знаний и успешного опыта», — говорит Роксана Янборисова. Она сообщила, что сейчас над «Кодексом» с помощью внешних консультантов работают около 10 групп, в которые объединены руководители различных подразделений. Их задача — создать «портрет идеального руководителя OCS», разработать принципы, стандарты, для чего во время сессий обсуждаются различные кейсы, происходит обмен опытом (как удачным, так и негативным) между коллегами, совместно решаются какие-то сложные задачи. Проект должен быть завершен в 2009 г.

О финансовом кризисе

Как финансовый кризис повлиял на ИТ-рынок? Первой прореагировала розница, отмечает Роксана Янборисова, опираясь на данные из многочисленных источников (партнеры, финансовые институты, аналитики и т. п.). «В августе-сентябре в Москве и в Питере мы наблюдали перетекание средств от товаров класса люкс в дешевые товары. Аналитики отмечали падение средней стоимости чека в hi-end-сетях и увеличение средней стоимости чека в сетях дешевых», — говорит она. При этом «перетекание» было неполным, и в августе-сентябре продажи в ИТ-рознице стали сокращаться: в среднем в первом полугодии розничный рынок рос на 35%, в августе на 25%, к концу сентября на 15%. В октябре этот процесс продолжился.

По словам Роксаны Янборисовой, никто из знакомых ей владельцев крупной ИТ-розницы не прогнозирует роста в 2009 г. Некоторые считают, что рынок ИТ-ретейла упадет на 30–40%.

Что касается корпоративного рынка, то в сентябре влияния кризиса практически не наблюдалось. В октябре началось стремительное сокращение бюджетов в целых отраслях: строительство, металлургия, транспорт. Остановились многие проекты, которые финансировались за счет заемных средств. Однако в целом ряде сегментов на конец октября активно продолжалась автоматизация. И в целом корпоративный рынок в 2008 г. пострадает меньше. А вот бюджеты будущего года под большим вопросом.

OCS пока не готова делать собственные прогнозы развития ИТ-рынка в 2009 г. («более-менее достоверно говорить об этом можно будет в середине января»). По словам Роксаны Янборисовой, оптимисты считают, что объем денег в корпоративном сегменте останется на уровне 2008 г., пессимисты ожидают падения примерно на 30–40%.

О приятном

Закрывая конференцию, Роксана Янборисова обратилась к партнерам с призывом: рассматривать кризисную ситуацию не только как проблему, но и как возможность. Возможность взглянуть по-новому на свой бизнес, трезво оценить его сильные и слабые стороны, оптимизировать бизнес-процессы и т. п. «Пилотов ВВС США учат так: «если во время боя перед тобой неожиданно возникает гора, первое, о чем надо подумать, — „отлично, как я ее использую?“», — сказала она. В конце концов любой кризис заканчивается. И сильные компании выходят из него еще более сильными и конкурентоспособными.

Кризис кризисом, а жизнь продолжается. И партнеры OCS в полной мере наслаждались ею (жизнью) во время «тайских каникул». Прогулка по Бангкоку, катание на слонах, поездки на квадроциклах, гонки на скутерах, феерические танцевальные шоу и отдых на местном острове «Баунти» помогли участникам мероприятия на несколько дней забыть и о кризисе, и о повседневных заботах. Кстати, в конференции приняли участие более 180 человек, а поддержали ее «Аквариус», 3Com, Acer, AMP Netconnect, APC, D-Link, EMC, Foxconn, Hewlett-Packard, Knuerr, LG, Sun Microsystems, Symantec, VMware, Xerox.


Версия для печати (без изображений)