На вопрос, какой отдел в компании вы готовы сократить в первую очередь, многие руководители ответили бы — отдел маркетинга. Однако занижать роль этой службы не следует. Хотя и опосредованно, она может стать в компании важным связующим звеном. Порой только благодаря отделу маркетинга весь коллектив весело отмечает день рождения директора или распространяется полезная для компании статья в СМИ. О некоторых эффективных инструментах продвижения сотрудники компании даже не задумываются. Кооперируясь с другими подразделениями, отдел маркетинга способен повысить эффективность рабочего времени, увеличить ценность компании для сотрудников и просто сделать работу более комфортной.

Однако наладить рабочие связи с другими подразделениями непросто. Для начала надо довести до сознания всех сотрудников, что такое маркетинг и что он может дать. Нужно продвигать маркетинг внутри компании, как бы парадоксально это ни звучало.

Маркетинговый отдел появился в компании «Тайле» намного позже других основных отделов. Вскоре возникла необходимость его расширения, потребовались новые люди. Перед отделом было поставлено много задач, в том числе — систематизировать работу со СМИ, создать новые продуктовые сайты, закрепить маркетинговые отношения с производителями, мотивировать персонал на лучшую работу, уменьшить текучку кадров, наладить в компании внутренние коммуникации, с тем чтобы разные отделы больше взаимодействовали между собой.

Теперь в отделе семь человек. Вначале мы сталкивались с непониманием — для чего нужен отдел, чем он будет заниматься? В том числе и со стороны сотрудников бухгалтерии — они всегда удивлялись, на что уходят деньги.

И мы стали продвигать маркетинг внутри компании. Начали издалека и с малого. И сейчас хотим поделиться своим опытом.

Прежде всего необходимо, чтобы вас заметили — даже не обращаясь к вам непосредственно. Например, к 8 Марта можно оставить на столах всех сотрудниц поздравительные открытки (если вы отправите письмо по электронной почте, они потом об этом празднике и не вспомнят). В День системного администратора (последняя пятница июля) повесьте в самом заметном месте поздравительный плакат — ваши сотрудники будут удивлены не только тем, что такой праздник существует, но и тем, что компания поздравила их! Оставляйте за собой следы в самых необычных местах — будьте оригинальны. Удивляйте всех! Ведь, согласитесь, приятно, если сотрудники расскажут дома о необычных событиях в компании.

Привлечь внимание и заставить заговорить об отделе маркетинга даже бухгалтерию помогут, например, корпоративные акции, розыгрыши. Поводом для них могут послужить праздники. Например, к 1 апреля можно объявить конкурс на самую смешную фотографию с серьезными призами. И чем дороже приз, тем больше у сотрудников энтузиазма. В нашей компании была проведена акция «Отдыхать так отдыхать»: сотрудники присылали фотографии про веселое времяпровождение вне работы. Это помогло нам сплотить коллектив, познакомить специалистов из разных отделов и филиалов, и теперь многие знают друг друга в лицо.

Интересные сувениры обычно запоминаются надолго, особенно если они полезные. Размещая на них логотип, вы лишний раз напоминаете, в том числе и своим сотрудникам, о компании, о маркетинге. Вспомните, какой пакет вы берете из дома, идя в магазин? Какой ручкой пишете на работе? Маркетинго-ориентированные компании обязательно делают сувениры со своим логотипом.

«Заразив» компанию маркетинговым духом, стоит наладить рабочие связи с другими подразделениями. Прежде всего разошлите работающим в компании письма о должностных обязанностях сотрудников отдела маркетинга — пусть каждый знает, кто за что отвечает и к кому по какому вопросу можно обращаться.

Многие СМИ заинтересованы в получении от компаний различных материалов — новостей, статей, результатов тестирования и т. д. Предоставляйте сотрудникам возможность выразить себя и на этом фронте. Пусть каждый почувствует себя немножко маркетологом. Первая публикация, причем связанная с вашей компанией, может запомниться на всю жизнь. И не забывайте оповещать всех сотрудников о таких новостях — пусть они гордятся своими коллегами. А если к тому же компания прогрессирует в глазах читателей, то и сотрудник становится более лояльным к ней.

Отдел маркетинга совместно с менеджером по персоналу должен помогать руководству сплачивать коллектив, мотивировать сотрудников и создавать условия для более тесного взаимодействия (причем на постоянной основе) между отделами. Минимум, что вы можете сделать, — это ежемесячно/ежеквартально/ежегодно проводить общее собрание, на котором руководители других подразделений выскажут свои соображения о сотрудничестве с отделом маркетинга. Определите повестку дня, наметьте приоритетные задачи (помня, что на одном собрании охватить все темы невозможно), которые важны именно для отдела продаж, бухгалтерии, логистики и др. Если заинтересованных лиц окажется много, стоит разделить участников на группы — так все смогут высказаться и узнать о вас больше.

Один из инструментов развития коммуникаций между сотрудниками — семинары и тренинги. Они могут быть очень эффективны и в том случае, когда их проводят сами сотрудники. Инициируйте публичные выступления своих сотрудников — так они смогут повысить свою значимость в компании и приобрести опыт. К тому же своего коллегу сотрудники будут слушать более внимательно (он в курсе проблем в организации), и соответственно отдача от семинара повысится. Ведь в случае привлечения внешнего тренера у слушателей может создаться мнение, что их вынуждают идти на ненужный тренинг.

К своему коллеге у сотрудников может возникнуть масса дополнительных вопросов, и они будут задавать их, в том числе и в нерабочее время. В конечном итоге они смогут найти общий язык, общаясь и на самые «насущные» темы — продукты, качество, сервис и т. п.

Смысл внутреннего маркетинга в компании — в его открытости и доступности. Создайте на общем файловом ресурсе отдельную папку. Добавляйте туда фотографии, публикации и презентации о продуктах и услугах, добавьте список сотрудников с фотографиями (легче всего это сделать в Excel). Пусть все сотрудники смогут найти там информацию о внутренней жизни компании. По крайней мере, это лучше, чем «серфинговать» Интернет, отдыхая от работы. Новичкам же будет проще влиться в новый коллектив (вспомните, сколько вам потребовалось времени, чтобы запомнить в лицо всех сотрудников).

Организовав корпоративную библиотеку, вы сделаете сотрудников частыми посетителями вашего отдела. Покупайте книги не только по маркетингу, но и о продажах, мотивации, менеджменте и т. д. Создайте обновляемую базу отраслевых журналов.

Весьма важно также наладить связи внутри самого отдела маркетинга. Директор по маркетингу должен объединять свой коллектив, воодушевлять на достижение амбициозных целей. Поощряйте хорошие предложения сотрудников и не забывайте их воплощать в жизнь. Получение обратной связи — один из необходимых элементов мотивации сотрудников. Каждый должен знать, чем в конце концов закончилось начатое им дело.

Безусловно, должны иметь обратную связь и маркетинговые акции. Если менеджер по продажам предложил отправить рассылку о ПО нового устройства клиентам, купившим его, дайте соответствующее поручение своим сотрудникам. А потом попросите отдел продаж поделиться информацией о том, насколько успешной была рассылка, о мнениях клиентов. Обратная связь дает возможность оценить эффективность любой акции и помогает совершенствовать работу.

Маркетолог никогда не должен отвечать на просьбы словом «нет» — ведь он призван помогать всем сотрудникам. Помните, что вы работаете на благо всей компании, а не просто выполняете одну из своих обязанностей.

Взаимодействию между отделами компании может помочь и совместное общение с партнерами. Выполняя свои маркетинговые задачи, привлекайте менеджеров по продажам. Отправляйтесь вместе с ними на встречу — задайте позитивный тон переговоров. Обсуждая планируемые объемы продаж или транзиты товара, обратите также внимание, например, на совместную рекламу. Нередко после подобных встреч появляются новые идеи относительно продвижения товара и удовлетворения ожиданий клиентов. Ведь одна голова хорошо, а две лучше. Запрашивайте у вендоров маркетинговые брошюры, дипломы о сотрудничестве — поместите их на сайт компании и повесьте на стену в отделе маркетинга.

Желательно проводить ротацию персонала и небольшие стажировки в других отделах. Вообще, очень полезно поставить себя на место другого сотрудника. Маркетолога надо направить в первую очередь в отдел продаж, чтобы он смог лучше понять, чем можно помочь менеджерам по продажам.

Отражайте на сайте внутреннюю жизнь компании — размещайте там новости, информацию о различных событиях, фотографии с мероприятий. Ваши сотрудники смогут отправлять ссылки на эти странички своим друзьям — кто же не хочет похвастаться своей фотографией рядом с интересным зарубежным гостем компании! Однако не забывайте делать и внутреннюю рассылку этих новостей — обычно сотрудники нечасто заглядывают на сайт своей фирмы.

Создайте отдельный корпоративный портал, где сотрудники будут обмениваться мнениями, выдвигать предложения по работе, делиться впечатлениями об отпуске и т. д. На нем вы можете также разместить внутренние документы, инструкции, стандарты.

Планируя корпоративные мероприятия, спрашивайте сотрудников, где и как им хотелось бы их проводить. Быть может, у кого-то есть любимые места, интересные идеи. Может оказаться и так, что у их знакомых есть замечательный пансионат и вам предложат скидку. Самому же сотруднику будет приятно оказать услугу своему коллективу. Корпоративное мероприятие дает многим сотрудникам возможность показать свои таланты — спеть, станцевать, поставить смешную сценку. Именно так проходят ежегодные «корпоративки» компании «Тайле».

Конечно, кто-то из сотрудников не захочет участвовать в таком мероприятии. Но даже если не захотят многие, выход есть. Устройте его в рабочее время. И «отнекиваться» будет бесполезно. В ходе двухдневного корпоративного мероприятия проведите конференцию по итогам деятельности компании, расскажите о ее продукции, клиентах, услугах. Сделайте так, чтобы о маркетинге в компании заговорили, а к вам обращались.

Маркетинг — это не только календарики на рабочем столе! Это еще и ценность, которую получает на работе каждый сотрудник. Она выражается в психологическом комфорте, новых друзьях, полезном опыте и памяти на всю жизнь! Если сотрудникам нравится работать в компании, то уменьшается текучка кадров, коллектив становится более стабильным.

Помните: на первый взгляд все это может показаться легким делом. В действительности же правильное позиционирование отдела маркетинга внутри компании займет многие месяцы. И налаживание отношений между отделами — долгое, но очень интересное дело.

Автор — маркетолог компании «Тайле».

Статья основана на опыте компании «Тайле».


Версия для печати (без изображений)