Консолидация набирает обороты, количество слияний и поглощений (M & A) будет расти — год назад многие участники рынка были в этом уверены. Однако пока (по крайней мере на момент подготовки статьи) ожидания не оправдываются: 2008 г. значительно уступает и по числу сделок, и по их масштабу предшествующему, 2007 г., который в этом отношении был рекордным за всю историю российского ИТ-бизнеса (см. спецвыпуск CRN/RE № 6/2007 «Тенденции и перспективы»).

Сейчас, в канун нового, 2009 г., как нам обещают «самого трудного», доминирует мнение, что наступающий кризис станет сильным ускорителем консолидации на ИТ-рынке. Посмотрим через год.

На наш взгляд, «сделка 2008 г.» — это объединение ветеранов рынка, петербургских дистрибьюторских компаний Erimex и «Марвел-Дистрибуция» под маркой последней (официально объявлена 15 февраля).

По масштабам бизнеса «Марвел-Дистрибуция» превосходит Erimex в несколько раз, однако, как настаивают их руководители, состоявшаяся сделка — не покупка, а «дружественное объединение». Учредители Erimex Петр Белаш и Владимир Самохвалов с соответствующими долями вошли в число акционеров и в совет директоров «Марвел». Финансовые условия стороны не разглашают, подчеркивая лишь, что они справедливые.

Партнеры «нашли друг друга» осенью прошлого года. «Марвел-Дистрибуция», чтобы обеспечить необходимые темпы роста, искала «компанию для присоединения», а у Erimex появились дополнительные мотивы объединить усилия и разделить риски.

Компания Erimex, по сути нишевый дистрибьютор, имея ряд важных дистрибьюторских контрактов, специализировалась на поставках мониторов. На их долю приходилось 85–90% всего оборота. Однако в последние пару лет этот рынок рос медленно (на 6,3% в 2006 г. и на 12% в 2007 г. в денежном выражении, по данным ITResearch), да и прибыльность существенно снизилась, что, естественно, сказывалось на бизнесе Erimex.

Немаловажно было и то, что Сергей Гирдин, президент и основатель компании «Марвел», и Петр Белаш давние, еще с начала 90-х, знакомые и все эти годы поддерживали дружеские отношения.

В результате объединения к компании «Марвел-Дистрибуция» перешли контракты на поставку мониторов AOC, Belinea, iiyama и Proview, существенно расширившие имевшийся у нее ассортимент (Acer и ViewSonic). По словам генерального директора Константина Шляхова, ему хотелось найти надежного поставщика мониторов взамен СТХ, с которым можно было бы установить эксклюзивные отношения, дающие немалые плюсы. И в этом плане для него особенно интересны контракты с компаниями Maxdata (торговая марка Belinea), с которой у Erimex были эксклюзивные отношения, и Proview — Erimex являлся ее партнером № 1 в России. К тому же имеющееся у Proview сборочное производство в Зеленограде может стать важным конкурентным преимуществом во многих федеральных тендерах. Пересечений по вендорам у обеих компаний оказалось очень мало.

Особую ценность для компании «Марвел-Дистрибуция» представляет тендерный отдел Erimex — более 60% всех продаж компании приходилось именно на тендерные поставки, практически только мониторов. Как подчеркнул Петр Белаш, у Erimex сложились хорошие отношения со многими ведущими системными интеграторами, чего нелегко было добиться и что составляет «большой капитал».

Что касается партнеров Erimex (около 500), то со многими, прежде всего с московскими системными интеграторами, компания «Марвел-Дистрибуция» уже сотрудничала. В то же время благодаря объединению даже этих, казалось бы, уже знакомых партнеров удалось увидеть с новой стороны.

По прогнозам, в 2008 г. доля вендоров, перешедших от Erimex, может составить 15–20% оборота департамента «Комплектующие, периферийное и цифровое оборудование» компании «Марвел-Дистрибуция».

А теперь коротко о некоторых других сделках.

В двух случаях объектами поглощения со стороны московских компаний стали ведущие системные интеграторы Урала.

Группа компаний Verysell сообщила о присоединении группы компаний «Астра СТ» (Челябинск). Основанная в 1995 г. «Астра СТ» предоставляет широкий спектр услуг в области телекоммуникационных систем, систем сбора и обработки персональных данных, защищенных ЛВС и др. По итогам 2007 г. ее оборот составил 230 млн. руб., доля услуг в структуре доходов — 86%, численность персонала 170 человек. Подробности сделки не сообщаются. Партнеры рассчитывают, что «Астра СТ» сможет продвигать свои компетенции и разработки на федеральный рынок, а Verysell укрепит свои позиции в регионе и получит дополнительные «опции» к своим проектам. По словам президента Verysell Михаила Краснова, компания намерена расширять присутствие в регионах за счет присоединения наиболее успешных и перспективных компаний-интеграторов.

Компания LETA IT приобрела 75% екатеринбургской группы компаний АСК. Последняя сохраняет свое название, председателем совета директоров АСК стал ее учредитель Евгений Шароварин. Направления деятельности партнеров прежде не пересекались: LETA IT (выручка в 2007 г. 37,6 млн. долл.) специализируется в области ИБ, АСК (выручка в 2007 г. 711 млн. руб.) — в системной интеграции, преимущественно на уровне АСУ ТП. С покупкой АСК компания LETA IT открывает новое направление бизнеса, которое со временем должно стать одним из основных. Объявленная стоимость сделки 422 млн. руб., значительная часть этой суммы, по словам партнеров, будет направлена на строительство крупного инженерного центра АСК в Екатеринбурге.

«Нас интересуют нишевые игроки, обладающие профессиональными знаниями, которые отсутствуют у нас», — заявил в конце прошлого года Алексей Ананьев, председатель консультативного совета компании «Техносерв». Интерес не остался платоническим — в 2008 г. компания приобрела двух известных на рынке игроков.

В январе было объявлено о покупке компании Sputnik Labs, специализирующейся на внедрении систем CRM (входила в состав Sputnik Group, основанной Борисом Йорданом). В результате сделки CRM-практики «Техносерв» (около 10 человек) и Sputnik Labs (около 110 человек) объединяются в рамках последней. Основная цель сделки — создание сильнейшей на рынке CRM-практики, способной, по прогнозам «Техносерв», занять не менее трети рынка CRM-приложений в России и СНГ.

В сентябре стало известно о покупке 74% акций компании «Рексофт», одного из ведущих разработчиков заказного ПО. Оборот компании в 2007 г. составил 22,6 млн. долл. (60% — заказные разработки, 40% — ИТ-консалтинг). Отметим, что до этого в компании «Техносерв» не было департамента, занимающегося разработкой ПО, а при реализации крупных интеграционных проектов, не сводящихся только к поставкам оборудования, наличие этого звена может быть очень важно. По мнению экспертов, продажа «Рексофта» — своевременный шаг его владельцев, отражающий важную тенденцию: доля заказов из США и Западной Европы в бизнесе отечественных офшорных разработчиков снижается, и они наращивают присутствие на внутреннем рынке, поскольку в России и странах СНГ он растет существенно быстрее.

О стоимости этих сделок не сообщается. Обе приобретенные компании сохраняются в рамках «Техносерв» как самостоятельные бизнес-единицы, операционное управление ими остается за существующим менеджментом.

Наконец, летом было объявлено, что компания «1С» купила компанию «Бука», одного из ведущих отечественных разработчиков игр. Выручка «Буки» за 2007 г. оценивается в 36 млн. долл. Сделка предусматривает постепенный переход «Буки» под полный контроль «1С», стоимость покупки, сроки и этапы реализации соглашения не сообщаются. Пока же она будет работать как отдельная структура, но «1С» будет «встраивать ее в свою издательскую, дистрибьюторскую и маркетинговую стратегию». По словам акционеров, у них было четыре потенциальных покупателя, и выбор именно «1С» обусловлен ее деловой репутацией, «честностью» предложения и успешным опытом сотрудничества, а не предложенной суммой.

Покупка «Буки» значительно укрепит позиции «1С» на отечественном рынке компьютерных игр, где она уже и так лидирует с долей, по разным оценкам, от 25 до 40%.

В мире: HP-EDS

«Сделка года» — это, безусловно, покупка компанией Hewlett-Packard за 13,9 млрд. долл. 100% акций американской EDS (Electronic Data Systems), специализирующейся на аутсорсинге ИТ-услуг и бизнес-процессов. За всю историю ИТ-индустрии это вторая по величине сделка M & A, самой же крупной остается другая покупка НР — приобретение в 2002 г. компании Compaq Computers за 19 млрд. долл.

Цель, которую преследует НР, очевидна — в конкурентной борьбе с IBM значительно укрепить свои позиции на рынке ИТ-услуг, прежде всего аутсорсинга. Если по общему объему продаж НР недавно превзошла IBM, то по объему оказываемых ИТ-услуг — самому прибыльному бизнесу — пока уступает ей в разы.

По данным Gartner, по итогам 2007 г. IBM оставалась лидером мирового рынка ИТ-услуг с долей 7,2%. Компания EDS занимала второе место с долей 3%, а HP была лишь на пятом месте — 2,2%. Правда, по общему мнению аналитиков, в дальнейшем EDS в одиночку было бы трудно удержаться на этой позиции, особенно на фоне растущей конкуренции со стороны индийских компаний.

Для НР приобретение EDS — это уже вторая попытка «штурмом» ворваться на рынок услуг и консалтинга. Первой попыткой (в 2000 г.) было несостоявшееся приобретение подразделения PwC Consulting компании PriсewaterhouseCoopers (PwC) за 18 млрд. долл. Спустя два года, на волне связанного с крахом интернет-компаний спада, его купила IBM всего за 3,5 млрд. долл.

Штаб-квартира EDS, большинство ее руководителей и персонала (около 140 тыс. сотрудников) остаются на своих местах, но отныне компания работает под маркой «EDS an HP company». В нее вольется и часть подразделения TSG (Technology Solutions Group) компании НР, связанная с услугами аутсорсинга и консалтинга.

По итогам 2007 ф. г. совокупный объем бизнеса обеих компаний в сфере услуг составлял более 38 млрд. долл., что более чем вдвое превышает выручку подразделения ИТ-услуг НР (16,6 млрд. долл.). Для сравнения: объем сервисного бизнеса IBM более 54 млрд. долл.

Время покажет, насколько быстро и успешно НР «переварит» EDS. Для нее в этой сделке есть несомненные плюсы — относительно небольшое пересечение между клиентскими базами EDS и HP, более высокая прибыльность и более быстрые темпы роста сервисного бизнеса по сравнению с производством и продажей ПК. С другой стороны, финансовый кризис и замедление мировой экономики отрицательно сказываются на перспективах ИТ-рынка. В сентябре HP сообщила о намерении сократить в ближайшие три года 24,6 тыс. рабочих мест (примерно 7,5% всего персонала), в основном в подразделениях HP и EDS с дублирующимися функциями.

Вряд ли эта сделка окажет существенное влияние на российский рынок ИТ-услуг. Но подождем официального представления EDS an HP company в Москве.

Напомним, что 10 лет назад EDS уже предпринимала попытку выйти на российский рынок: 8 июля 1998 г. EDS и холдинг ЛАНИТ объявили о создании фирмы «ЭДС-ЛАНИТ». До 17 августа оставалось менее полутора месяцев...


Версия для печати (без изображений)