Почти год назад официально начались продажи первого в мире мини-компьютера ASUS Eee PC 701, который с легкой руки представителей Intel получил наименование нетбук (мобильное устройство для доступа в Интернет). Новую нишу разглядели и другие вендоры. Уже в апреле HP начала продажи своего нетбука для корпоративных пользователей. В мае о намерении выпустить нетбук Wind (сокращение от Wi-Fi Network Device) заявила MSI, а месяцем позже на выставке Computex нетбук Aspire One представила Acer.

Сформировался новый сегмент рынка. Согласно исследованию Forrester, большая часть (свыше 89%) регулярно решаемых корпоративными и домашними пользователями задач — это работа с электронной почтой, поиск информации в Интернете, обмен мгновенными сообщениями. Именно для выполнения таких операций и разработаны нетбуки — легкие (масса около 1 кг) устройства с развитыми средствами проводной и беспроводной связи для выхода в Интернет, чем и объясняется их популярность.

Вслед за MSI и Acer свои сетевые устройства представила Lenovo. В сентябре анонсировали нетбуки собственных разработок Dell и Fujitsu Siemens Computers. В октябре за ними последовали Samsung и Toshiba. Наконец, HP, убедившись в высоком спросе на корпоративные модели, выпустила три типа таких устройств для конечных пользователей. О намерении выйти на рынок нетбуков заявили NEC, Sony и даже Epson.

Рынок этот стал стремительно развиваться — его ежеквартальный прирост составляет 60–80%. К настоящему времени в мире продается свыше 70 моделей нетбуков, отличающихся как по внешнему облику, так и по конструкции. Всего же, по оценкам аналитиков исследовательской фирмы ABI Research, в 2008 г. может быть продано 10–12 млн. нетбуков, через пять лет их количество увеличится до 200 млн. штук в год, и объем этого сегмента возрастет до 27 млрд. долл.

Столь оптимистичные прогнозы подтверждаются мнениями менеджеров компаний — производителей нетбуков. Сергей Сидоренков, менеджер по коммерческим ноутбукам «HP Россия», уверен, что продажи этих устройств будут расти быстрее рынка мобильных ПК: «У некоторых вендоров доля нетбуков уже достигает чуть ли не 50% общего количества проданных устройств. Полагаю, что к середине 2009 г. доля нетбуков в среднем по рынку составит 20–25% общего объема продаж ноутбуков».

Правда, Григорий Низовский, коммерческий директор российского представительства Acer, отмечает, что спрос на нетбуки со стороны российского потребителя во многом зависит от развития услуг беспроводной связи 3G и WiMAX. В своих оценках он более осторожен и полагает, что продажи этих устройств в следующем году в России составят 10–12% продаж мобильных ПК в штуках.

Отберут ли нетбуки часть рынка ноутбуков? Дмитрий Лукин, технический директор департамента ноутбуков представительства ASUS в России и СНГ, подчеркивает важное различие между этими устройствами: «Производительность процессора для нетбуков недостаточна для выполнения задач, с которыми справляется ноутбук. Поэтому нетбуки, как отдельный класс устройств, будут существовать до тех пор, пока не появится решение, обеспечивающее в малых габаритах производительность ноутбуков, но тогда термин «нетбук» потеряет смысл».

А Сергей Сидоренков напоминает: на рынке имеются модели «легких и тонких» мини-ноутбуков, которые не по карману рядовым пользователям. Вот им-то и могут составить конкуренцию недорогие нетбуки. С ним согласен Григорий Низовский. По его словам, продажи ультракомпактных ноутбуков, которые и раньше не были на рынке определяющими, снижаются, а доля нетбуков растет. Хотя он полагает, что корпоративные пользователи продолжат приобретать полнофункциональные ультракомпактные ноутбуки, руководствуясь критериями информационной безопасности.

По мнению Олега Генералова, руководителя направления потребительской продукции Fujitsu Siemens Computers, нетбуки образовали новый вид устройств, который ни в коем случае не заменяет ни ноутбуки, ни смартфоны: «Благодаря своей компактности и малому весу нетбуки могут использоваться в тех ситуациях, когда большой, громоздкий и тяжелый мобильный ПК не годится, а маленький смартфон по своим возможностям просто „не тянет“».

Однако Андрей Леонтьев, менеджер по продажам потребительской продукции представительства Lenovo в России, хотя и считает нетбуки новым классом устройств, удачно объединившим в себе достоинства ноутбуков, КПК, смартфонов и коммуникаторов, но допускает, что они могут стать соперниками дешевых ноутбуков сегмента low-end.

Возможность возникновения потенциальной угрозы сегменту «дешевых» ноутбуков со стороны новых устройств не отрицает Сергей Сидоренков: «Как мы видим, некоторые вендоры стремятся «наверх», улучшая характеристики своих нетбуков, приближая их функциональность к возможностям мобильных ПК и увеличивая цены. Вот это движение уже может быть опасным для рынка «дешевых» ноутбуков».

Действительно, на рынке наблюдается «ценовое столкновение» двух продуктов — нетбуков и традиционных мобильных ПК, цены на которые ползут вниз. Поэтому и Олег Генералов не исключает того, что по мере развития рынка может сложиться ситуация, когда нетбуки начнут теснить недорогие ноутбуки.

Но так ли «дешев» нетбук? Как свидетельствует Шон Малони, старший вице-президент по глобальному маркетингу Intel, при анонсе первых нетбуков ASUS Eee PC 701 было заявлено, что они будут стоить около 250 долл., и Малони считает, что «этот ценовой уровень — ориентир для рынка».

«Чтобы оставаться конкурентоспособными на новом рынке, куда устремились многие вендоры, ASUS вынуждена наращивать функциональность Eee PC, то есть существенно менять первоначальные планы по выпуску недорогих устройств, — подчеркивает Дмитрий Лукин. — Как следствие, цены на новые модели нетбуков ползут вверх.

Уже в марте 2008 г. ASUS анонсировала модель с увеличенным экраном, стоимость которой подскочила до 538 долл. К лету в предложении ASUS появились новые устройства по цене 598–627 долл. Наконец, в октябре вендор анонсировал еще один нетбук, который оценил в 897 долл.

Столь же далекими от «рыночного ориентира» оказались цены других производителей. Так, устройство GIGABYTE стоит около 695 долл., Samsung — около 600 долл., более дешевые модели нетбуков Dell и Toshiba продаются за 490 и 440 долл. соответственно. Даже последние потребительские нетбуки HP стоят от 379 до 699 долл.

Правда, в октябре-ноябре о планах по снижению цены на отдельные модели заявили ASUS и Acer.

В условиях, когда цены на мобильный ПК и нетбук сближаются, кому последний может понадобиться?

По мнению Андрея Леонтьева, недорогой нетбук приобретут школьники и студенты для обучения и выхода в Интернет, бизнес-пользователи, чья работа связана с большим количеством командировок и выездов из офиса. А Сергей Сидоренков поясняет, что НР адресует корпоративный нетбук сотрудникам отраслей, где работа связана с постоянным перемещением, — недвижимость, страхование, сектор социальных услуг, медицина.

«Сценарии использования нетбука могут

быть различными. Он может быть недорогим мобильным устройством для дома в дополнение к ноутбуку или ПК; средством доступа в Сеть в дальних поездках, в автомобиле, приспособлением, которое обеспечит доступ к Всемирной паутине в кафе и ресторанах. Словом, нетбуки могут заинтересовать самый широкий круг пользователей из разных социальных групп», — считает Григорий Низовский.


Версия для печати (без изображений)