Все события, проходившие в рамках фестиваля (или «Конференции по информационным технологиям», как он еще назывался), можно разделить на три основные части: формальная (доклады, круглые столы и практические занятия), неформальная деловая (общение на соответствующие темы в неофициальной обстановке) и неформальная развлекательная (пивной вечер, фуршет, выступление группы «Колибри», дискотеки и просто пение под гитару до трех ночи). Но в связи со спецификой нашей газеты последнюю часть придется оставить за кадром и ограничиться первыми двумя.

Официально

Фестиваль проходил три дня (с 16 по 18 октября) на базе отдыха «Балтиец» (по словам Павла Васильева, это один из самых дорогостоящих пансионатов в Ленинградской области и один из самых лучших в поселке Репино под Санкт-Петербургом). Статистика, предоставленная организаторами, утверждает, что в нем приняли участие 388 человек, из которых: 286 человек из Петербурга, 84 — из Москвы, а остальные — из Алма-Аты и различных российских городов. Организаторами выступили ЗАО Microsoft и питерская компания «Астро Софт».

Усилия между организаторами распределились следующим образом: все основные заботы по технической стороне организации фестиваля легли на плечи «Астро Софт» (точнее говоря, остались на них, как и в предыдущие 3 раза), а участие Microsoft проявлялось больше в области идей и общего руководства тематической стороной фестиваля. Поэтому ее лучше назвать не организатором, а куратором (с чем вполне согласился менеджер по маркетингу российского представительства Гамид Костоев).

Важность этого мероприятия для Microsoft особо подчеркнуло то, что во время недавнего визита в Москву Билл Гейтс записал видеоприветствие участникам фестиваля, которое было показано на официальном открытии. Кроме того, присутствовали региональный директор по Восточной Европе Роберт Клаф и генеральный директор российского филиала Ольга Дергунова с большой командой.

На фестивале проходил финал конкурса «Наиболее профессиональный менеджер России в области информационных технологий», который проводит агентство «Дейтор».

О конкурсе стоит рассказать чуть подробнее. В этом году он проводится впервые и на нем были обкатаны некоторые нововведения, предназначенные для ежегодных конкурсов Top 100. Основное — это учет экспертных оценок в определении лучших. «Дейтор» отбирает экспертов, которые определяют критерии, по которым будет проводиться оценка. Они же участвуют в вынесении решений. В случае конкурса IT-менеджеров таких экспертов было пятеро — Игорь Агамирзян (Microsoft), Евгений Веселов (IBS), Булат Гайфулин («Интерфейс»), Владимир Захарушкин («Анкей Консалтинг») и Владимир Ивлев («ВИП-Анатех»). Победителей оказалось тоже пять: Лев Бондаренко (Кондитерская фабрика им. Крупской), Ринат Гимранов («СургутНефтеГаз»), Владимир Кравченко (Lucent Technologies), Андрей Ложечников (Комитет финансов администрации Петербурга) и Евгений Сомов («ПетерСтар»). Все они получили соответствующие сертификаты и будут внесены в список «Компьютерный бизнес России’98».

Однако правила всех конкурсов таковы, что кто-то должен стать первым среди равных. Решение выносилось участниками фестиваля после выступления каждого претендента с докладом. В этом году больше других IT-менеджерам понравился Ринат Гимранов, о котором еще в первый день фестиваля менеджер по маркетингу ЗАО Microsoft Гамид Костоев сказал мне: «Я в него сразу влюбился, поговори с ним обязательно».

Неофициально

Те, кто был на предыдущих фестивалях, отмечали две основные тенденции: во-первых, от года к году растет участие российского филиала Microsoft, и, во-вторых, усиливается ориентация докладов и на деловую сторону в противовес чисто технической. Причины активизации Microsoft очевидны, а зачем переносить центр тяжести с технологий на бизнес?

По мнению организаторов, сейчас наступило время, когда крупным компаниям просто необходимо иметь общую стратегию развития корпоративных информационных систем. Современные IT-менеджеры должны быть в состоянии не только грамотно построить корпоративную сеть, но и уметь управлять достаточно большим коллективом, находить подходы к своему начальству, зачастую достаточно консервативному, просчитывать развитие своей системы на несколько лет вперед. А с превращением вычислительных систем в информационные техническая компетентность руководителя во многом становится второстепенной по сравнению с его способностями стратега. Вот что думает по этому поводу Павел Васильев: «Основная проблема IT-менеджеров состоит в том, что они, как правило, инженеры, которые по воле случая могут обладать способностью управлять, а могут и не обладать. Чаще всего они занимаются только техническими проблемами. Стратегии, как правило, нет никакой, планов развития — нет никаких, управления системами — нет».

Не стоит думать, что это мнение разделяют только продавцы. Очень многие руководители КИС, особенно крупных предприятий, тоже пришли к этому. Вот, например, что интересовало Рината Гимранова, когда он ехал на фестиваль: «...тема перспективного развития линии Office-Back Office и все, что сейчас говорится об отрасли под названием «Информационные технологии». По его мнению, очень важными для IT-менеджера должны быть вопросы «как правильно организовать работу службы информационных технологий, какие задачи взять, какие не надо брать», и в этой связи очень хорошо, что фестиваль больше фокусируется на вопросах управления, а не технологий. «Наверное, это взросление наших информационных технологий — и служб, и «консалтеров», — сказал Ринат в интервью CRN/RE. — Это же правильно, что мы сейчас мыслим не программами, а проектами, что появляются информационно-технологические службы. Хотя ряд дискуссий показал, что народ с большим желанием склоняется в сторону обсуждения каких-то проблем по железу, «брэнднейм» — не «брэнднейм». Это уже не интересные проблемы, это банальности, которые постепенно падают до уровня даже не инженеров, а техников. И если организаторы не будут переносить семинары в более интеллектуальную сферу, то мне, например, это будет неинтересно. Поэтому они правильно все делают».

Большинство участников фестиваля отмечало, что возможность вырваться из привычной рутины, освободиться от бытовых и трудовых забот и в такой свободной обстановке пообщаться со своими коллегами стоит того, чтобы приехать на фестиваль. «По большому счету все доклады, которые делаются, можно найти — сходить на Web-сайт, прочитать в книге и т.д. А вот круглые столы, просто обсуждения каких-либо профессиональных проблем — это как изучать английский методом погружения», — считает Ринат Гимранов. Кроме того, по словам менеджера по информационным технологиям питерской компании «Линия связи» Дмитрия Осипова, очень хорошо, что на фестивале могут общаться между собой специалисты из совершенно различных отраслей — от розничной торговли до нефтегазового комплекса. И это существенно расширяет кругозор IT-менеджера.

Появилась даже идея организовать своеобразный клуб руководителей ИС, и конкурс, который проводило агентство «Дейтор», можно рассматривать как один из первых шагов к этому. «Я разговаривал здесь со многими IT-менеджерами, и они мне говорили: «Да, это нам очень нужно, да, нам нужно общаться, да, нам нужно общаться в неформальной обстановке». В целом — идея позитивная, но, как и любая идея, она должна реализовываться постепенно», — сказал по этому поводу Павел Васильев.

Полезно общение со специалистами по IT и поставщику. Не могу не процитировать Гамида Костоева, который сказал на закрытии фестиваля: «Можно напечатать тонны рекламных листовок, снять километры рекламных клипов, испещрить газеты литерами, но это не заменит нам живого общения глаза в глаза с нашими пользователями».

В Репино приехали не только IT-менеджеры. Одним из «посторонних» была генеральный менеджер «Сетевой академии» АО «Ланит» Ольга Владимирова. Очевидно, что съезд более чем 300 руководителей информационных подразделений крупных компаний представляет собой прекрасную приманку для учебных центров, и очень странно, что их на фестивале не было заметно. Одна причина этому есть — мероприятие было ориентировано преимущественно на питерский рынок, и московскому учебному центру нелегко доказать преимущества обучения в Москве, особенно при наличии нескольких авторизованных центров Microsoft, Novell и других поставщиков. Впрочем, и у москвичей есть шанс: по словам г-жи Владимировой, представители петербургских компаний, с которыми она вела переговоры, жаловались, что ни один местный учебный центр не имеет жесткого расписания курсов. Поэтому, когда компании подают заявки на обучение своих специалистов, все они слышат одно и то же: «дата открытая, мы ждем, пока наберется группа. Когда она наберется, тогда мы вас пригласим». «Это абсолютно не правильно для клиента, — заключила г-жа Владимирова, — неудобно для него. Он должен четко знать, когда его специалист будет обучен». Кроме того, на фестиваль стоит ехать не только за новыми клиентами, но и за информацией о том, что происходит в стране. «В следующем году я постараюсь опять туда приехать. И мне очень жаль, что в этом году на фестиваль смог приехать всего один наш инструктор, через год мы будем, по крайней мере втроем», — сказала Ольга Владимирова в конце интервью.

Бизнес или маркетинговая акция?

Можно ли заработать на подобных конференциях у нас в стране? По словам Павла Васильева, на пути каждого организатора крупного съезда специалистов стоит одна большая проблема: отсутствие в России соответствующей инфраструктуры. Практически все вопросы организации фестиваля лежали на «Астро Софт», у которой даже не было возможности переложить их на чьи-нибудь чужие плечи. Кроме чисто организационных трудностей, отсутствие инфраструктуры означает отсутствие и конкуренции, а значит, и ненормально высокие цены на аренду помещений, обслуживание участников, доставку, подготовку информационных материалов и т. д. По словам Павла Васильева, это была одна из причин повышения стоимости участия в фестивале.

Однако существует и другая. Фестиваль Microsoft ориентирован на руководителей ИС крупных предприятий. Поэтому увеличение цены участия практически вдвое (до 500 долл. без учета НДС) должно было отсечь представителей небольших компаний или рядовых работников. Эта же тенденция должна сохраниться и в дальнейшем, тем более что за трехдневное мероприятие с проживанием, питанием и развлекательной программой 600 долл. не так уж и много, и некоторые IT-менеджеры серьезно подумывают, а не привезти ли на фестиваль своих специалистов — на обучение.

Несмотря на повышение цены и рост количества участников, фестиваль не коммерческое предприятие. «Если посмотреть бюджет, дай Бог, заработаем пару тысяч долларов, т. е. мы находимся на уровне самоокупаемости», — говорит Павел Васильев. Так что для «Астро Софт» фестиваль является хорошей маркетинговой акцией, которая позволяет укрепить отношения с существующими клиентами и найти новых (поэтому подавляющее большинство участников было из Петербурга) и которая, по отзывам участников, удалась.


Версия для печати (без изображений)