(Покушающимся на самоубийство)

«Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно... Для того, чтобы ощущать в себе счастье даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что «могло быть и хуже». А это нетрудно:

Когда к тебе на дачу приезжают бедные родственники, то... торжествуя, восклицай: «Хорошо, что не городовые!»

Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный...

Радуйся, что в данную минуту ты не сидишь на скамье подсудимых, не видишь перед собой кредиторов...

Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что у тебя болят не все зубы...

Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству...»

Это, если помните, советы Антона Павловича Чехова «покушающимся на самоубийство». По-моему, они как нельзя лучше подходят к той ситуации, в которой мы с вами сейчас живем. Кризис... Жизнь снова разделится на «до» и «после». Пока «после» не наступило, надо как-то кризис пережить. А потому давайте радоваться.

Если наш рынок упадет на 30–40%, будем радоваться, что не на 70%...

Если 10% дебиторов вам так и не заплатили, радуйтесь, что таких не половина...

Если у ваших клиентов нет денег, вспомните о законе сохранения — «если что-либо прибавится к чему-либо, то столько отнимается от чего-либо другого»** — и ищите новых клиентов там, где «прибавится»...

Если вам сейчас трудно, радуйтесь, что вашим конкурентам ничуть не легче...

Радуйтесь, что у вас есть повод сократить наконец ненужные расходы, испытать себя в тяжелой ситуации и в очередной раз встряхнуться...

А если эти удовольствия кажутся сомнительными, то радуйтесь, что есть хотя бы такие...

В конце концов, кризис — не война.

Мы тоже ищем поводы для радости. Главный из них — скучно не будет. «Прессе-то хорошо во время кризиса, вам сейчас много о чем можно писать»***, — сказал руководитель одной из компаний на пресс-конференции... Совсем в стиле Чехова.

Как пишут наши коллеги из американского CRN, сообщения от компаний напоминают сводки с фронта: столько-то уволенных, столько-то фабрик закрыто, доходы упали на столько-то процентов (см. статью «Кризис пожирает рабочие места» на с. 3, 6). Но это там, где компании публичные и потому обязаны отчитываться о своих прибылях-убытках и сокращениях персонала. У нас, конечно, об этом официально заявлять никто не собирается. Но и без того понятно, что многие «докризисные» лидеры в таковых уже не останутся. То, что раньше можно было делать по инерции, сейчас не пройдет.

Кризис очень четко продемонстрировал, у кого есть запас прочности, а кто был по сути «мыльным пузырем». Он показал всем нам, кому можно доверять, а кого из списка партнеров нужно смело вычеркнуть. Становится ясно, у каких компаний действительно были ясные цели и четкая стратегия, а какие просто плыли по течению, не умирая лишь потому, что на быстрорастущем рынке всегда можно было заработать...

Все это мы видим. Видим и панику, и растерянность, казалось бы, ведущих игроков рынка. Видим, как некоторые из них забиваются в норы в надежде «пересидеть», режут маркетинговые бюджеты и «закручивают гайки» дилерам. Видим, как считавшиеся «порядочными» компании перестают расплачиваться с бизнес-партнерами... Что их ждет после кризиса? Несложно предположить: значительная потеря доли рынка или вообще уход с него. К счастью, есть и другие. Те, кто действительно видит в кризисе возможности для развития. Те, кто осознает, что жизнь кончается не завтра, и выстраивает свою работу с учетом этого. Те, кто выполняет свои обязательства перед партнерами несмотря ни на что. Да, всем нам будет сложно. Но компании, которые намерены не просто «пережить», а развиваться и которые будут честны с другими игроками рынка, безусловно, победят.

Мы (CRN/RE) — такой же участник ИТ-рынка, как и вы, только у нас бизнес другой. И нам тоже будет очень непросто. Но мы все же верим в то, что «жизнь прекрасна». Мы, конечно, будем много писать о кризисе — куда от него денешься? Но не потому, что это нечто «жареное». А потому, что сложно найти тему, которая бы сейчас волновала больше, чем кризис. И потому, что нашим читателям нужна информация о том, как действуют в условиях кризиса их коллеги по бизнесу, партнеры и конкуренты, и о том, что происходит у их заказчиков. А еще потому, что картина рынка будет радикально меняться: многое из того, о чем мы писали еще год назад, перестанет быть актуальным, зато появятся новые острые темы; часть игроков уйдет с рынка, зато появятся на сцене те, о ком мы еще недавно ничего не знали. Так что содержание издания изменится по совершенно естественным причинам.

Что еще мы планируем? В 2009 г. выйдут все наши традиционные спецвыпуски. Мы проведем два рейтинга — «25 лучших региональных ИТ-компаний» (№ 14) и «Лучшие ИТ-дистрибьюторы» (спецвыпуск № 5). Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что списки победителей сильно изменятся по сравнению с предыдущими (2007 г.).

И, конечно, мы продолжим работу над сайтом www.crn.ru. Сейчас это в первую очередь новостной и сервисный ресурс, во вторую — электронная версия издания. Его развитие будет происходить именно в этом направлении: еще больше новостей, еще больше сервисов. В 2008 г. было проделано много работы, и очень приятно, что посетители сайта это ценят. В конце года мы запустили новый «антикризисный» сервис — открыли раздел «Склад». Нашей целью было прежде всего помочь дистрибьюторам в решении проблемы затоваривания, а их партнерам — получить информацию о наиболее выгодных предложениях.

Что нас ждет в ближайшем будущем? В этом номере в рубрике «В центре внимания» мы публикуем результаты исследования CRN/США «самые быстрорастущие VAR’ы». Да-да, именно «быстрорастущие». Исследование проводилось, когда кризис уже начался. Тема № 2 (февраль 2009) — «Кризис: угрозы и возможности». В одной из статей ведущие игроки рынка расскажут о том, как они планируют использовать кризис для укрепления своих позиций на рынке. Спецвыпуск № 1 «Каналы сбыта» (март 2009), к сожалению, тоже почти целиком придется посвятить кризису. Затоваривание складов, проблема дебиторской задолженности, изменение кредитной политики вендоров и дистрибьюторов, стратегии вендоров, развитие отдельных сегментов ИТ-рынка в условиях кризиса — вот те темы, которые мы планируем затронуть. Несколько статей будут подготовлены на основе материалов «круглого стола» с участием руководителей крупнейших компаний-дистрибьюторов, проведенного в нашей редакции перед Новым годом. О дальнейших планах можно узнать из тематического плана CRN/RE, который, как обычно, размещен на нашем сайте.

В общем, жизнь продолжается. И она прекрасна.

С Новым годом и удачи всем нам!

* Название и цитаты из рассказа А. П. Чехова «Жизнь прекрасна».
** Формулировка М. В. Ломоносова.
*** В связи с этим вспоминается совершенно неделовой анекдот. Бежит петух за курицей. «Не слишком ли быстро я бегу?» — думает она. «Не догоню, так хоть согреюсь», — думает он.


Версия для печати (без изображений)