Эффективность затрат, простота конфигурирования, гибкость и возможности рынка — вот некоторые из движущих сил, что направили производство блокнотных ПК в новое русло, имя которому — сборка в каналах сбыта.

Ноутбуки были когда-то наименее вероятным объектом сборки VAR’ами и интеграторами — главным образом из-за малого размера и недостаточной модульности. Но прошло время, и блокнотный компьютер, как показывают первые шаги программ сборки в каналах, оказался на удивление «сподручным», считают поставщики, VAR’ы, а с ними и аналитики.

Коротко о главном:

  • Sampo предлагает «пустые» ноутбуки: ни процессоров, ни памяти.
  • IBM и Fujitsu развивают сборку ноутбуков в каналах сбыта.
  • Рынок перспективен.

«И шасси, и компоненты ноутбуков будут становиться все более модульными и стандартизированными, — пояснил Джефф Ферлаццо, аналитик и директор фирмы Technology Business Research. — Одновременно будет идти консолидация внешних поставщиков компонентов. Все это приведет к дальнейшей стандартизации».

Три наиболее заметные инициативы на ниве сборки ноутбуков идут разными путями, но к одной цели. Фирма Sampo Technology Inc. продает реселлерам «пустые» ноутбуки, позволяя заполнять их компонентами по собственному усмотрению.

Компании Fujitsu PC и IBM Personal Systems Group решили пойти по пути сборки в каналах сбыта, когда дистрибьюторы сами занимаются конфигурированием, получая компоненты от поставщиков.

Поначалу отвергнув несколько лет назад рынок блокнотных ПК, чтобы сосредоточиться на мониторах, фирма Sampo решила теперь, что пришло время выйти и на эту арену. Она обнаружила, что рынок ноутбуков обрел стабильность, а многие из прежних их конкурентов «ушли вслед за динозаврами», как выразился Норман Дибовски, директор по маркетингу этой компании.

База, которую Sampo предлагает каналу сбыта, предельно минимальна: здесь нет ни процессора, ни памяти, ни жесткого диска, ни операционной системы.

«По сути, поставляются TFT-экран с диагональю 12,1 или 13,3 дюйма, 2 Мбайт видеопамяти, набор ИС S3, накопитель CD-ROM с 20-кратной скоростью и никель-гидридная или ионно-литиевая батарея, — пояснил Ноэл Янг, менеджер национальных продаж из Sampo. — Причем можно снять НГМД и поставить вторую батарею».

В отличие от конкурирующих предложений на рынке сборки ноутбуков в каналах сбыта, «пустые» системы от Sampo имеют, по словам Дибовски, «100%-ную гибкость». Большинство компонентов можно приобрести на стороне, и Sampo позволяет авторизованным реселлерам ставить на готовый продукт собственную марку или фирменный знак.

Дибовски добавил, что такой подход позволяет сбытовикам опираться на существующие связи с поставщиками компонентов и корректировать программы сборки собственных систем в соответствии с потребностями своих клиентов.

«Причина, по которой мы предлагаем «пустые» системы, заключается в том, что есть три компонента, колебания цен на которые сопоставимы с ежедневными изменениями тарифов на газ, — пояснил Янг. — Если не делать запасов этих компонентов на складе,... это может принести экономию».

На полпути в эксперименте по сборке в каналах ноутбуков серии LifeBook 700, которой занимается компания MicroAge, находится сегодня фирма Fujitsu.

«Главная идея состоит в том, что MicroAge и Fujitsu PC должны научиться осуществлять сборку в канале сбыта, — сказал Берт Парех, директор компании Fujitsu по маркетингу продуктов. — Ведь сборка блокнотных компьютеров весьма отличается от сборки настольных ПК».

Парех отметил также, что самым важным для успешного осуществления программы сборки в каналах сбыта следует считать повышение степени модульности самих ноутбуков.

Согласен с ним и Джефф Хансен, директор по стратегии мобильности систем из компании MicroAge: «Я думаю, что главная проблема, с которой мы столкнемся, сотрудничая с Fujitsu или любым другим поставщиком ноутбуков, заключается в том, насколько подходит конструкция их продукта для сборки в каналах».

Хансен отметил, что в сегодняшних ноутбуках, чтобы добраться до памяти или жесткого диска, нужно отвернуть два десятка винтов, почти как в настольном ПК.

В ответ на просьбу оценить пригодность ноутбуков Fujitsu к сборке в каналах по 10-балльной шкале Хансен сказал, что модель LifeBook заслуживает, вероятно, шести или семи баллов. По его мнению, 10 баллов можно присудить лишь той системе, в которую можно «вставить все, что нужно», за 15 с.

Пока же, по словам Пареха, усилия Fujitsu и MicroAge сосредоточены на том, чтобы предложить конечным пользователям выбор из компонентов производства только самой Fujitsu.

«Заказчики получают две базовые платформы, а к ним различные компоненты и детали, разные конфигурации ОЗУ, НГМД, CD-ROM’ы и док-станции, которые можно комбинировать как угодно», — пояснил он.

В будущем Fujitsu, возможно, пойдет по пути Sampo, предоставив партнерам из канала сбыта больше свободы в использовании некоторых компонентов для ноутбуков на стороне, добавил Парех.

Хансен из MicroAge заметил, что больше всего ему хотелось бы иметь свободу в выборе процессоров. «Мы заявили фирме Intel, что хотим именно этого, и, полагаю, Intel учтет наши пожелания», — сказал он.

Хансен сотрудничает также с IBM в рамках ее программы сборки Authorized Assembler Program (AAP). MicroAge, наряду с другими реселлерами, занималась сборкой мобильных ПК серии ThinkPad 700 корпорации IBM.

Сама IBM не считает свою программу сборки ноутбуков пилотной. «Единственное, что есть в этой программе пилотного, так это то, что мы включили в нее всего одну модель из серии ThinkPad», — говорит Томас Тигпен, вице-президент IBM, который курирует Alliance.

Тигпен подчеркнул, что, подобно Fujitsu и Sampo, IBM при разработке своих систем стремится обеспечить простоту их конфигурирования. По его словам, конфигурировать ноутбук ThinkPad 770 даже проще, чем некоторые настольные системы компании, и работа по дальнейшему упрощению его конфигурирования будет продолжаться».

Так, жесткий диск просто вдвигается в корпус ноутбука и крепится одним винтом, то же можно сказать и о памяти, накопителе CD-ROM, НГМД, втором жестком диске и батарее. В процессе сборки вообще не нужно открывать корпус компьютера или подключать кабели, говорит Тигпен. Усовершенствованная плата видеоадаптера крепится двумя винтами.

Что же касается гибкости, то IBM предлагает ОЗУ от 16 до 64 Мбайт, жесткий диск на 4 или 5 Гбайт, накопитель CD-ROM до 20-кратной скорости и выбор операционных систем.

В I квартале IBM планирует включить в программу AAP модели ThinkPad 300 и 500.

Fujitsu и IBM работают с крупными реселлерами и дистрибьюторами вроде Entex Information Services и MicroAge, Sampo же ориентируется на мелкие компании.

«Программа Sampo нацелена исключительно на интеграторов второго, третьего и четвертого рангов», — сказал Дибовски. Он определил этот рынок так: интеграторы, которые собирают в месяц от 5 до 10 тыс. настольных ПК и значительно меньше ноутбуков.

По словам Дибовски, Sampo стремится заинтересовать своими «пустыми» ноутбуками и пятый эшелон — «семейные» фирмы-интеграторы и VAR’ы, используя для этого свои отношения с промышленными дистрибьюторами Wyle Electronics и Marshall Industries. «С [партнерами] второго, третьего и четвертого ранга мы работаем напрямую; что же до фирм пятого эшелона, которые хотят собирать 5, 10 или 15 ноутбуков в месяц, то их будут обслуживать наши промышленные дистрибьюторы».

Менеджер компании Wyle Electronics Джефф Уайт пояснил: «Мне кажется, что Sampo старается лишь немного изменить игровое поле. Я считаю, что дело это пойдет, поскольку все изготовители стремятся переложить производственные издержки на кого только можно, и подход Sampo вполне логичен».

С ним согласен Ферлаццо из Technology Business Research: «Главная мысль этих программ в том, чтобы иметь одну точку контакта между поставщиком компонентов и конечным пользователем,... это позволит тратить меньше денег и меньше времени, а также уменьшит вероятность повреждения продукта».


Версия для печати (без изображений)