Канал сбыта давно не видел такого года, как 2008-й, который для большинства вендоров и реселлеров начался так успешно, а закончился столь плачевно, во всяком случае в том, что касается экономики. Как показывает проведенное редакцией CRN/США исследование «Бестселлеры», опирающееся на собранные фирмой The NPD Group совокупные данные продаж через канал дистрибуции в США, для многих вендоров это был также год перемен.

Ниже приводятся 10 главных выводов этого исследования, они говорят о том, насколько рынок может измениться и все же остаться прежним.

1. Lexmark набирает силу на рынке МФУ

В сегменте многофункциональных устройств компания Lexmark отобрала часть доли рынка у своего соперника Hewlett-Packard. В 2008 г. доля продаж Lexmark увеличилась с 14,8% в 2007 г. до 20,5%. Хотя Lexmark все еще значительно отстает от HP, она может найти утешение в том, что доля HP упала с 54,3 до 49,6%. Всё сводится к цене, соотношению качество/производительность и гибкости, считают некоторые реселлеры, — ряд продуктов Lexmark находится в той же нише, что и продукты HP, но стоят дешевле.

2. Panasonic наступает на NEC и Samsung

Компания Panasonic добилась в 2008 г. значительного успеха в продвижении ЖК-дисплеев с большим экраном (30 дюймов и больше). Ее доля на рынке составляет теперь 19,2%, на 12,1% больше, чем в 2007 г. Хотя компания попала в длинный список азиатских изготовителей, также затронутых спадом продаж, увеличение ее доли рынка можно объяснить большими инвестициями в разработку технологии ЖК-дисплеев, говорит Дэвид Барнс, вице-президент по стратегическому анализу фирмы DisplaySearch.

Интересно отметить, что все участники первой пятерки в списке бестселлеров 2009 г. также увеличили свои рыночные доли в прошлом году, включая лидера — NEC Display Solutions. Очевидно, это можно объяснить фактическим уходом с этого рынка компании Pioneer, доля которой рухнула с 12,5% в 2007 г. до всего лишь 1,8% в 2008-м. По сути, Pioneer покидает рынок ЖК-дисплеев и плазменных панелей, сосредоточиваясь на аудиотехнике, сказал Барнс.

3. D-Link атакует на рынке маршрутизаторов БЛВС для СМБ

Проведенное CRN/США исследование 2008 State of Technology: Networking показало, что на рынке БЛВС реселлеры имеют хорошие предложения для заказчиков СМБ, что стандарт 802.11n расширяет эти возможности и что одним из наиболее заметных вендоров в этом сегменте стала компания D-Link.

Заглядывая на несколько месяцев вперед, мы видим: в 2008 г. доля продаж беспроводных маршрутизаторов D-Link для СМБ через дистрибьюторов более чем удвоилась. Самым продаваемым брендом маршрутизаторов БЛВС для СМБ через дистрибуцию остается Linksys (подразделение Cisco), но доля D-Link в денежном выражении увеличилась с 7,7% в 2007 г. до 15,9% в 2008-м.

4. Прицел Symantec на единые пакеты окупается

Было ли это верным предвидением или просто удачей, но, сосредоточившись на полных пакетах дли ИБ, компания Symantec резко вырвалась вперед. Ее доля составила 58,8% всех продаж через дистрибуцию в 2008 г. против 45,5% в 2007 г. Партнеры отмечают, что благодаря решению консолидировать свои линейки продуктов у вендора появилось предложение, которое невозможно игнорировать. Чтобы обеспечить целостную защиту ИС, заказчикам становится всё выгоднее сотрудничать лишь с несколькими вендорами, поскольку затраты, связанные с использованием независимых линеек продуктов, становятся неподъемными.

5. HP: широта успеха

Обширная линейка продуктов HP означает, что их продают самые разные VAR’ы. Поэтому неудивительно, что и по результатам исследования компания оказалась доминирующим игроком. У HP была самая большая доля продаж в четырех категориях: настольные ПК, ноутбуки, МФУ и цветные лазерные принтеры. Кроме того, компания заняла второе место в категориях blade-серверы, цветные ЖК-дисплеи с экраном 19–30 дюймов, сканеры документов и сетевые устройства хранения (NAS).

6. Cisco: впечатляющая доля рынка

Наверно, единственная компания, которая может соперничать с HP в канале сбыта, хотя иным образом, это Cisco. У нее нет столь обширного охвата разнообразных линеек продуктов, но ее доля рынка поистине впечатляет. В 2008 г. Cisco имела самые большие доли продаж через дистрибьюторов в трех категориях: устройства защиты сетей и маршрутизаторы для СМБ, а также маршрутизаторы БЛВС для СМБ, причем эти доли были еще больше, чем у HP. В частности, в категории устройств защиты сетей ее доля составила 43,6% всех продаж через дистрибуцию, в категории маршрутизаторов для СМБ — 69,5%, а маршрутизаторов БЛВС для СМБ — 56,1% (две последние доли включают продукцию подразделения Linksys).

По мнению многих партнеров, Cisco весьма успешно позиционировала себя на рынке благодаря удачным покупкам других фирм и надежной технологии. Они считают этого вендора очень стабильной компанией, а в такие времена, как сейчас, это придает партнерам уверенность.

7. Небольшие вендоры наступают

Хотя в результатах этого исследования доминировали HP, Cisco, APC и Samsung, не только они работают с каналом. Есть и другие, не столь известные вендоры, добившиеся в 2008 г. впечатляющего роста. Так, доля Cyber Power Systems в категории ИБП подскочила с 0,9 до 1,4%, т. е. на 55% за год. Доля Planar Systems в категории ЖК-дисплеев с экраном 19–30 дюймов увеличилась на 56%, составив 2,5% всего рынка. У Verbatim доля продаж внешних жестких дисков через дистрибуцию достигла 1,9% против всего лишь 0,1% в 2007 г. Но главный рекорд поставила ASUSteK: ее доля продаж на рынке ноутбуков подскочила на 520% (!), с 0,5% два года назад до 3,1% в прошлом году.

8. Fujitsu укрепила позиции лидера на рынке сканеров

В категории сканеров документов Fujitsu увеличила свой отрыв от соперников — HP, Canon, Kodak и Visioneer. В 2008 г. ее доля продаж через дистрибьюторов в денежном выражении составила 45,5% против 41,4% в 2007 г. Компания отобрала часть рынка у двух ближайших соперников, HP и Canon. Еще только одна компания в семерке лидеров сумела в прошлом году увеличить свою долю — это Kodak (с 5,3% два года назад до 5,7%).

9. Lenovo стоит прочно, но чуть ниже

Компания Lenovo прочно занимала второе место по доле настольных ПК и ноутбуков, проданных через канал в прошлом году, хотя и несколько уступила конкурентам. Доля настольных ПК Lenovo в 2008 г. составила 20,6% против 24,0% в 2007 г. Спад в сегменте ноутбуков был еще сильнее: доля Lenovo сократилась до 21,9% против 26,2% годом ранее.

По мнению ряда реселлеров, это может быть вызвано растущим проникновением HP на рынок образования и в госсектор и стремлением этой компании потеснить Apple. Нацеливаясь в основном на соперничество с Apple, НР заодно чуть-чуть потеснила и Lenovo. Линейка малых ноутбуков HP — это подходящие продукты для школ и местных органов власти, понятно, что она соперничает с ThinkPad от Lenovo.

10. Kaspersky на пути вверх

В числе своих недавних достижений фирма Kaspersky Labs имела пятикратный рост продаж через дистрибьюторов в сегменте защиты электронной почты, с 0,1% в 2007 г. до 0,6% в 2008-м. Партнеры отмечают, что благодаря сильной технологии ее продукты получают всё большую известность, очень часто занимают первые места в сравнительных тестированиях, так что клиенты начинают больше верить продуктам, о которых раньше могли и не знать.


Версия для печати (без изображений)