В нынешние непростые времена многие участники ИТ-рынка связывают надежды с бюджетным финансированием закупок и проектов. Естественно, это относится не только к ИТ-бизнесу — как подчеркнул на заседании президиума Госсовета Дмитрий Медведев, «в условиях кризиса существенным элементом экономики страны становится госзаказ».

Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) представила результаты «рейтинга прозрачности закупок» за 2008 г. При его составлении оценивались закупки, проводившиеся федеральными структурами, органами власти субъектов РФ, а также крупнейшими российскими компаниями, входящими в первую сотню по объему выручки. Конечно, в исследовании речь идет обо всех закупках, но, скорее всего, подобные тенденции прослеживаются и при размещении заказов на приобретение компьютерного оборудования и модернизацию ИТ-инфраструктуры.

По данным НАУЭТ, в 2008 г. совокупный объем госзаказа составил 4,2 трлн. руб. и увеличился по сравнению с предыдущим годом (в 2007 г. он вырос гораздо больше — на 54%) на 18,3%. Из этой суммы 1,95 трлн. руб. потрачено федеральными структурами, 1,3 трлн. руб. — региональными, 950 млрд. руб. — муниципальными заказчиками. Как отмечают в НАУЭТ, нередко закупочные цены существенно превышали среднерыночные. Общие потери государства от закупок по неоправданно высоким ценам эксперты оценивают в 360 млрд. руб., что на 4,8% больше, чем в 2007 г. (без учета инфляции). Вместе с тем соотношение объема потерь и совокупного объема госзакупок незначительно снизилось — с 8,9% (в 2007 г.) до 8,7%.

В прошлом году был расширен перечень продукции, которую можно закупать только на аукционах. Это способствовало существенному изменению структуры размещения госзаказа: на открытые аукционы (в том числе и электронные) в 2008 г. пришлось примерно 29,7% объема госзакупок (в 2007 г. — всего 2,2%), на открытые конкурсы — 30% (в 2007 г. — 65,4%), на запросы котировок и закупки у единственного поставщика — 40,3% (в 2007 г. — 32,5%).

При составлении рейтинга НАУЭТ оценивала его участников по 12 критериям (способы размещения заказа, уровень снижения цен в ходе торгов, число участвующих в них поставщиков и т. п.). В зависимости от набранных баллов каждому заказчику присваивался один из пяти уровней прозрачности: «гарантированная», «высокая», «средняя», «базовая», «низкая».

Всего в «рейтинге прозрачности 2008» оценивались 272 заказчика: 90 федеральных министерств и ведомств, 82 субъекта РФ и 100 крупнейших компаний (в том числе и с государственным участием). Из заказчиков федерального уровня ни один не получил высшую оценку «гарантированная прозрачность», 14 участников рейтинга (15,6%) получили оценку «высокая прозрачность», 24 (26,7%) — «средняя», 28 (31,1%) — «базовая», 24 (26,7%) — «низкая». Лидером по количеству набранных баллов стала Госдума, а в числе аутсайдеров («низкая прозрачность») оказались МВД, ФТС, Минфин, ФСБ, Росинформтехнологии. Существенно ухудшились показатели реформированного Минкомсвязи — если по результатам «рейтинга 2007» Мининформсвязи было в лидерах среди федеральных заказчиков с «высокой прозрачностью», то в прошлом году министерство оказалось среди аутсайдеров.

82 субъекта РФ распределились по уровням прозрачности следующим образом: «гарантированная прозрачность» — 3 региона (3,7%), «высокая» — 12 (14,6%), «средняя» — 34 (41,5%), «базовая» — 16 (19,5%), «низкая» — 17 (20,7%). Наивысший рейтинг у Москвы (третий год подряд), Владимирской области (во второй раз) и впервые — у Алтайского края. На последних местах Ненецкий АО, Карелия, Ставропольский край и Республика Марий-Эл. В целом региональные закупки оказались заметно «честнее» федеральных — по оценке НАУЭТ, в регионах потери от завышения цен составили 4,3% общего объема закупок, а на федеральном уровне они достигли 10,7%. В категории «муниципальные заказчики» рейтинг не составлялся в связи с отсутствием в открытом доступе необходимой информации.

Из ста крупнейших заказчиков корпоративного сегмента «гарантированная прозрачность» у четырех компаний («Газпромнефть», МТС, «Почта России», «Комстар-ОТС»), «высокая» — у 10, «средняя» — у 26, «базовая» — у 15, «низкая» — у 45. Как отмечают эксперты НАУЭТ, в корпоративном сегменте наилучшие показатели наблюдались у телекоммуникационных компаний. Однако и здесь не обошлось без сюрпризов — так, «Связьинвест» занял «второе место с конца», но при этом его «дочки» («Уралсвязьинформ», «Ростелеком», «Центртелеком», «Волгателеком» и «Сибирьтелеком») попали в категорию «высокая прозрачность». Можно заметить, что сейчас корпоративные заказчики не обязаны соблюдать правила закона о госзакупках, но правительством одобрена концепция законопроекта, который распространит эти правила на естественные монополии.

В целом, по мнению экспертов НАУЭТ, во всех сегментах рынка закупок не отмечается отрицательной динамики — в прошлом году более двух третей участников рейтинга либо сохранили оценки, полученные в 2007 г., либо получили более высокие. По словам председателя оргкомитета «Рейтинга прозрачности» Антона Никольского, «эти результаты свидетельствуют об улучшении закупочной практики большинства государственных и корпоративных заказчиков с точки зрения прозрачности конкурсных процедур».

В этом году стоит ожидать масштабного внедрения электронных аукционов в систему размещения госзаказов. «Это позволит сэкономить до 15% бюджетных средств от суммы, размещенной на торгах», — считает Антон Никольский. По его мнению, электронные аукционы создадут дополнительные стимулы для развития конкуренции на рынке госзакупок и повысят степень прозрачности отношений между заказчиками и поставщиками.

С 1 июля действует новый порядок проведения открытых аукционов в электронной форме. В частности, снимается планка, ограничивающая размещение заказов на сумму не более 1 млн. руб. Сами заказы будут размещаться на ограниченном количестве электронных площадок (пока правительством определены три пилотные площадки для апробации крупных электронных аукционов — в Москве, Татарстане и в «Сбербанке»). По мнению председателя ФАС Игоря Артемьева, после того как электронные площадки выйдут на проектную мощность, ежегодная экономия бюджетных средств может достичь 1 трлн. руб.


Версия для печати (без изображений)