Если вы намерены работать на рынке Интернета и телекоммуникаций, будьте готовы тратить значительную часть своих прибылей на опытно–конструкторские работы (ОКР).

У опрошенных компаний, работающих на рынке Интернета, расходы на ОКР возросли в прошлом году на 57%: до 4,7 млрд. долл. с 3 млрд. долл. в 1996 г.

При этом у 65% из 25 компаний, действующих на рынке Интернета и телекоммуникаций и формирующих биржевой индекс CRN, расходы на ОКР выросли по сравнению с 1996 г., у 29% уменьшились, а у 7% остались на прежнем уровне.

«В 1997 г. мы удвоили численность групп разработки программных и аппаратных средств, — сообщил Эдвард Берск, вице-президент компании FastComm Communications по маркетингу и ОКР. — Без этого мы не могли бы ускорить разработку новых продуктов в области межсетевого обмена, маршрутизации и браузеров Web».

Рост расходов на НИОКР обусловлен головокружительной скоростью перемен в коммуникационных технологиях, говорят специалисты отрасли.

«Интернет — все еще не сформировавшийся рынок, — считает Гари Вильчик, финансовый директор и исполнительный вице-президент компании Spyglass, поставщика программного обеспечения и услуг для Web-устройств. — Отрасль развивается бешеными темпами, так что срок устаревания продуктов, даже программных, значительно сократился. Требования к ОКР в области Интернета повышают планку для тех, кто захочет заняться этим делом».

Spyglass лидирует по относительной доле расходов на НИОКР: в 1997 г. они составили 6,8 млн. долл., или 64% от общего дохода, тогда как в 1996-м финансовом году они составляли всего 30%. Другими компаниями с двузначными цифрами процента расходов на ОКР в 1997 г. стали Lycos Inc. (17%), FastComm Communications (18%) и Fore Systems Inc. (14%).

Netscape Communications за первые три квартала 1997-го финансового года израсходовала на ОКР почти 92 млн. долл. из 405,5 млн. долл. дохода, или 22,7%.

Однако необходимость столь значительных инвестиций не остановила компании, решившие вступить в игру. Возможности рынка ИТ вынудили многих переориентировать бюджетные средства, выделяемые на ОКР с традиционных направлений на технологии для Интернета.

Так, Banyan Systems — разработчик сетевых операционных систем и каталогов и поставщик услуг, перенесла акцент со своего главного продукта, сетевой ОС Banyan Vines, на проекты, ориентированные на технологии обеспечения безопасности корпоративных каталогов, включая аутентификацию в Интернете.

Старший вице-президент Banyan Systems по разработке продуктов и управлению сообщил, что сейчас расходы компании на разработку проектов под Интернет составляют менее половины всех затрат на ОКР, но к концу 1998 г. они превысят 50%-ную отметку.

«Мы должны удовлетворить заказчиков, ищущих в нашей сетевой операционной системе новые функциональные возможности, проводя масштабные ОКР, чтобы использовать их в новых направлениях, — сказал Уорнер. — Это классическая проблема компаний, выходящих на новый рынок».

Один из приемов балансирования — встать на путь приобретений. Покупка технологии зачастую оказывается выгоднее проведения собственных ОКР. К примеру, представитель компании Spyglass сказал, что именно затраты на ОКР обусловили решение купить фирму AllPen Software Inc., которая занимается разработкой программ для мобильных устройств со средствами выхода в Интернет, в том числе карманных компьютеров под Windows CE.

Но можно поступить и наоборот: направить инвестиции в новые технологии на создание самостоятельных предприятий, профиль которых может и не совпадать с профилем фирмы-учредителя.

Так, технологические достижения компании Lucent Technologies в области идентификации по отпечаткам пальцев и по групповой передаче, которыми занимался ее исследовательский филиал Bell Laboratories, привели к созданию двух новых технологий. Однако этим технологиям не нашлось применения в производственных подразделениях компании. Тогда Lucent скооперировалась с рядом других компаний, включая и фирмы с рисковым капиталом, и создала венчурные предприятия, которые и займутся внедрением новых технологий.

Эти и ряд других инициатив стали отчасти результатом систематических инвестиций компании в фундаментальные исследования. Из 2,9 млрд. долл., выделенных Lucent на ОКР в 1997 г., 1% пошел на фундаментальные исследования, а остальные — на коммерчески ориентированные ОКР по беспроводной связи, фотонике, сетевой обработке данных, коммуникационному ПО, полупроводникам и микроэлектронике.

«Наше постоянное внимание к фундаментальным исследованиям не совпадает с общей тенденцией в области ИТ, — заметил Мел Коэн, вице-президент Bell Labs. по эффективности исследований. — И мы считаем, что именно это позволяет нам быть впереди».

Несмотря на создание новых технологических фирм, некоторые ОКР неизбежны и уходят как вода в песок. Но это оправдано, считает Коэн: «Компания недостаточно рискует, если все ее исследования направлены только на создание продуктов», — говорит он.

Другие компании стараются максимально повысить отдачу от ОКР, финансируя их за счет заказных проектов. Spyglass, например, проводит значительную часть своих ОКР через отдел услуг, что дает ей возможность выставлять заказчикам счета за разработку проектов, которые могут впоследствии стать основой ее главных продуктов.

«Отдел обслуживания дает нам сейчас до 40% общего дохода, — сообщил Вильчик из Spyglass. — Хотя он не позволяет получать такую большую маржу, как лицензирование программ, услуги делают бизнес более устойчивым. Одних лишь ОКР и технологий недостаточно для завоевания рынка. Чтобы добиться успеха, компании должны предлагать решения и услуги».

Лидеры по расходам на ОКР по Интернету и средствам коммуникации (млн. долл.)

CompanyОКР 1996% доходаОКР 1997% дохода
Bay Networks213.510269.813
Cabletron Systems127.312161.711
Cisco Systems399.310698.211
Comnet2.6103.6 12
Fastcomm1.4142.018
Fore Systems31.21355.214
Lucent Technologies1800.0122900.011
Lycos0.9174.319
Newbridge Networks97.211155.311
Spyglass6.83013.664
Примечание: включены только компании, представившие годовые отчеты за 1997 г.

Версия для печати (без изображений)