С переходом к рыночной экономике перед российскими предприятиями встает проблема эффективного управления ресурсами и производственными процессами. Правда, она существовала и во времена плановой экономики — на крупных предприятиях внедрялись АСУ и АСУТП. Далеко не всегда эти системы работали эффективно, но тогда это не имело существенного значения.

Теперь ситуация изменилась. Рынок оперативно отреагировал на новые веяния, и сегодня предприятия стоят перед выбором: на какой системе остановиться, какую предпочесть?

Законодатели мод и второй эшелон

В мире существует немало компаний, специализирующихся на разработке ПО для управления предприятиями. Бизнес этот прибыльный. По оценкам компании IDC, мировой рынок такого ПО в 1997 г. составил 15 млрд. долл., а к 2000 г. ожидается его рост до 20 млрд. долл.

Естественно, что такие масштабы привлекают многих. Но удержаться, а тем более занять лидирующее положение на рынке удалось считанным компаниям. Остальные либо выбыли из игры, либо остались во втором эшелоне, обеспечивая мелких заказчиков недорогими решениями. Обычно такие фирмы устанавливают «под ключ» готовые решения (собственные или третьих фирм), требующие только настройки под конкретного клиента, либо разрабатывают небольшие системы на базе стандартных СУБД. Рыночная ниша для компаний второго эшелона весьма обширна. Мелкий бизнес составляет основу экономики всех западных государств. Аналогичная ситуация складывается и у нас. Ежедневно появляются десятки и сотни компаний, столько же прекращает свое существование. Так что разработчики и внедренцы второго эшелона — как зарубежные, так и отечественные — без дела не останутся.

В данном обзоре основное внимание уделяется ведущим компаниям — «законодателям мод» в этой области.

Наиболее крупными зарубежными фирмами, работающими на российском рынке непосредственно или через партнеров, являются SAP, Baan, Computer Associates, Oracle, IFS. Из российских компаний следует назвать «АйТи», «Атлант-Информ», «Галактику», «Парус», «Форс», «Цефей».

Разумеется, этим перечнем список лидеров не исчерпывается. Просто приведенная выборка позволяет, по мнению автора, получить достаточно полное представление о программных продуктах и методах работы компаний.

Корпоративные ИС — родовые черты

Современная информационная система (ИС) управления предприятием — это система с обратными связями, основанная на формализованных методах учета и планирования производственных ресурсов. Она охватывает различные аспекты бизнеса, включая конструкторские разработки, производство, реализацию продукции, управление запасами, движение денежной наличности и др.

Суть управления предприятием заключается в распределении имеющихся ограниченных ресурсов. Говоря языком, близким к математическому, система управления позволяет достичь максимума искомой функции при наихудших исходных данных.

Эффективность работы ИС можно оценить различными показателями. Например, увеличением объемов реализации, снижением расходов по сбыту, повышением оборачиваемости запасов, сокращением издержек производства, уменьшением объема сверхурочных работ и т.п.

Основная задача ИС — предоставлять управленческому персоналу обобщенную информацию в удобном виде. Окончательное решение всегда принимает руководитель.

ПО различных компаний имеет много общего как с точки зрения архитектуры системы, так и с точки зрения ее функциональности. По этому поводу генеральный директор корпорации «Галактика» Дмитрий Черных заметил: «Функциональность у всех развивается, системы «подтянулись» не только на словах, но и на деле. Выбирать их клиентам становится все сложнее».

Комплекс ПО построен как набор взаимосвязанных, но достаточно независимых модулей. Большинство из них может функционировать независимо друг от друга. Выбор конкретного состава модулей определяется потребностями предприятия. Как правило, ИС включает несколько десятков крупных модулей. Типовыми являются: кадры, зарплата, финансовое планирование, бухгалтерия, склад, логистика. Для специальных задач, связанных с профилем конкретного предприятия (нефтедобывающий комплекс, электроника, энергетика, медицина и т.п.), разрабатываются дополнительные.

Современные ИС — масштабируемы, открыты, реализуются в архитектуре клиент — сервер и функционируют в распределенной вычислительной сети. Обычно используется трехуровневая архитектура, включающая сервер базы данных, сервер приложений и клиентскую часть. В качестве сервера базы данных чаще всего применяются СУБД Btrieve, Oracle, MS SQL, Sybase, Informix, DB2. Ограничений на ОС серверной и клиентской частей нет. Серверы работают под управлением Windows NT или Unix. Клиентские средства работают преимущественно под управлением ОС Windows 95, Windows NT, MS DOS.

Взгляды и подходы

Взгляды российских компаний на ПО для управления предприятиями различны. Одни считают, что в России невозможно создать продукты, способные успешно конкурировать с зарубежными. Другие убеждены, что отечественные разработки лучше подходят нашим предприятиям в силу более полного учета местной специфики и, что немаловажно, более низкой цены. Аргументы в защиту первой точки зрения приводят специалисты компании «Форс». В свое время компания сделала ставку на программный комплекс IFS, разработанный шведской фирмой Industrial and Financial Systems. По словам Дмитрия Шехватова, заведующего отделом разработки производственных систем, незачем «изобретать велосипед», когда уже имеются готовые и хорошо зарекомендовавшие себя решения, над разработкой которых работали сотни специалистов на протяжении полутора десятков лет. Таких же взглядов придерживаются Владимир Ястрежембский, директор по продажам московского представительства Baan, и менеджеры SAP. Впрочем, от представителей зарубежных компаний трудно было ожидать другого мнения.

Им противостоят многочисленные российские разработчики. Как уже отмечалось, наши системы способны, в принципе, решать те же задачи, что и зарубежные. При этом цены на отечественные продукты, хоть и растут, но все же остаются ниже, чем у западных конкурентов.

Методы работы компаний, занимающихся внедрением ПО, во многом идентичны,что естественно, так как они обусловлены спецификой данного сектора рынка. Российские разработчики, как правило, сами внедряют свои системы. Зарубежные компании привлекают для этого российских партнеров, оставляя при этом за собой часть обязанностей.

Ситуация на рынке

ПО для управления предприятиями — дорогой продукт. Например, стоимость одного модуля системы «Аккорд» (разработка «Атлант-Информ») составляет от 310 до 5580 руб. Полная конфигурация системы включает более 20 модулей. Добавьте сюда стоимость одного рабочего места — 4650 руб., расходы на консультационные услуги и внедрение (это примерно столько же, сколько стоят все модули), а в довершение не забудьте приплюсовать НДС.

По словам Владимира Ястрежембского, минимальная версия Baan предусматривает установку 10 рабочих мест и оценивается в 30 тыс. долл. А усредненный минимальный проект SAP предполагает установку 50 рабочих мест и будет стоить не менее 250 тыс. долл.

Могут ли российские предприятия при нынешнем плачевном состоянии экономики позволить себе такие системы? Оказывается, могут. Конечно, далеко не все, но среди десятков тысяч предприятий все-таки можно найти кредитоспособные. Они-то и составляют клиентуру. Большинство из них относится к топливно-энергетическому комплексу, транспортным и перерабатывающим предприятиям, крупным госструктурам.

Однако если в ближайшее время в России не наступит экономический рост и число предприятий, способных заплатить за хорошую ИС, не начнет расти, это приведет к жесткой конкуренции и, возможно, к изменению расстановки сил на рынке. Конкуренция существует и сейчас, но она пока не ставит под угрозу существование компаний — разработчиков ПО.

Познакомимся поближе

Признанным лидером среди зарубежных компаний является немецкая фирма SAP. По предварительным итогам, в 1997 г. SAP увеличила свой мировой оборот по сравнению с 1996 г. на 62%, доведя его до 6,02 млрд. долл. Главный рынок сбыта систем R/3 — основного продукта SAP — США. Доля продуктов SAP на рынке организационно-экономического ПО в 1997 г., по данным IDC, составила 29%, обеспечивая компании 1-е место в списке мировых поставщиков. Количество инсталляций выросло в 1997 г. на 4000, пользователей стало больше на 0,7 млн. чел., а число сотрудников увеличилось на 41% и составило почти 12 тыс. человек.

Марко Буркхард, управляющий директор московского представительства SAP AG, на состоявшейся 4 февраля пресс-конференции сообщил, что штат компании в странах СНГ вырос на 34% и к концу 1997 г. насчитывал почти 120 чел. В текущем году он увеличится до 200 чел., включая филиалы. Общий объем продаж в России удвоился по сравнению с 1996 г. и достиг почти 42 млн. нем. марок. Доход от продаж систем R/3 возрос на 132%, от консалтинга и обучения — на 39%.

По словам начальника отдела маркетинга SAP СНГ д-ра Леманна, компания имеет сейчас 96 клиентов в СНГ (среди них Северное морское пароходство, Национальный банк Украины, Тульский машиностроительный завод, Нижне-Тагильский металлургический комбинат, «Черногорнефть», Сыктывкарский лесоперерабатывающий комплекс).

В странах СНГ основной локальный рынок для SAP — Россия (60% всех продаж). В текущем году планируется привлечь около 50 новых клиентов, на 50% увеличить расходы на маркетинг. Внедрением SAP занимаются более 30 фирм-партнеров, специалисты которых прошли подготовку. Срок внедрения системы составляет от 6 до 9 месяцев. Лучшая реклама, как подчеркнул г-н Буркхард, — распространение опыта работы клиентов с системой R/3. В маркетинге большая роль отводится выставкам, в частности региональным.

И консалтинг, и продажи имеют четкую отраслевую направленность. В последнее время SAP стала больше внимания уделять банкам, финансовым институтам и муниципальной сфере. Фирма активно взаимодействуют не только с зарубежными, но и с российскими консалтинговыми компаниями (ИКТ, «Мекомп», «Юникон»). Появление на рынке других западных ИС, по словам г-на Леманна, не влияет на политику фирмы: «Конкуренты есть, но мы их опережаем во всем мире, постараемся опередить и здесь».

Главным конкурентом SAP является компания Baan (Голландия). Представительство Baan в России открыто недавно — в сентябре 1997 г. В настоящее время в московском офисе компании работает более 30 человек, к концу года их будет 50. Объемы продаж пока невелики, но темпы роста неплохие. За несколько месяцев работы продано втрое больше лицензий, чем планировалось. О конкретных примерах внедрения представители компании обещали рассказать в апреле. Пока известно о нескольких пилотных проектах, самый крупный из которых — проект автоматизации КамАЗа.

Об успехах компании на мировом рынке можно судить по следующим цифрам. Годовой доход Baan в 1997 г. вырос на 65% и достиг 684 млн. долл. (в 1996 г. — 415 млн. долл.). Повышенный спрос в 1997 г. на ПО компании привел к росту годового дохода от продажи лицензий на 82% до 437 млн. долл. (240,7 млн. долл. в 1996 г.). Чистая прибыль выросла на 133% и составила 85,4 млн. долл. или 0,41 долл. на обыкновенную акцию, по сравнению с 36,6 млн. долл. в 1996 г. (0,19 долл. на обыкновенную акцию).

В этом году готовится к выпуску новая версия системы — BaanSeries. По заявлениям представителей фирмы, она обладает рядом преимуществ перед существующими системами благодаря взаимосвязанной структуре самостоятельных компонентов, отвечающих индивидуальным бизнес-требованиям компаний, что позволяет создавать эффективную функциональную конфигурацию. Два ключевых компонента BaanSeries — BaanERP («Планирование ресурсов предприятия») и DEM-SE («Динамическое моделирование предприятия — реализация стратегии») — результат работы более 1000 разработчиков и инвестиций в научно-исследовательскую деятельность в размере 100 млн. долл.

К настоящему времени компания заключила соглашения о партнерстве с большим числом фирм, что объясняется, в частности, выгодными условиями, предоставляемыми Baan: лишь 30% средств, полученных за внедрение, компания возвращает себе, 70% остается у партнера. Среди новых партнеров фирмы различного профиля, в том числе крупные московские интеграторы (IBS, RPI, ЛАНИТ, TopS, «АйТи») и региональные компании («Лот», «АстроСофт», «ФортДиалог», «Сикор», Miratec и др.).

Сотрудничество ведется одновременно по многим направлениям. Например, компания ЛАНИТ стала генеральным системным интегратором продуктов и технологий Baan, что означает получение широких полномочий по поставке, инсталляции и техобслуживанию. Кроме того, «Сетевая академия» ЛАНИТ получила статус приоритетного учебного центра. ЛАНИТ также завершает работу по созданию модуля «Учет кадров» для предприятий, использующих систему управления Baan. Другая российская компания — «АйТи» — разрабатывает для Baan модуль начисления заработной платы.

По мнению Gartner Group, по совокупности трех важнейших показателей — функциональных возможностей, размеру требуемых инвестиций и сроков внедрения — ИС компании Baan является одной из лучших. На этот факт обращает внимание и один из последних выпусков The Wall Street Journal Interactive Edition, где проводится сопоставление системы Baan с системой R/3 компании SAP. «Программа Baan, — говорится в статье, — более гибкая и ее легче инсталлировать».

Разработку ПО для управления информационными и вычислительными сетями предприятий, приложений финансового и производственного назначения ведет и американская компания Computer Associates (СА). Штат CA превышает 11 тыс. сотрудников, работающих в 160 офисах в 40 странах. Общее число выпускаемых программных продуктов — более 500. Оборот компании в 1997 г. превысил 4 млрд. долл.

В России представлен ряд ее локализованных систем управления производством и финансами:

MK Manufacturing — дальнейшее развитие популярной интегрированной системы MANMAN/X, используемой для управления производством, финансами и распределением ресурсов;

MK Logistics — система управления крупными оптовыми и дистрибьюторскими фирмами, складами, транспортными предприятиями;

MK Enterprise — интегрированная система комплексного управления промышленными предприятиями, включающая средства управления распределенной сетью и средства управления базами данных;

CA-Masterpiece — система финансового управления для крупных корпораций. Это гибкая многоплатформная система, способная работать со множеством баз данных. Платформы — большие ЭВМ, AS/400, Unix, Windows NT;

CA-ACCPAC — система анализа хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета расширенным набором функций, пригодна для одновременного учета по российским и западным правилам;

CA-CAS — интегрированная открытая система управления производством и финансами на базе больших ЭВМ для крупных промышленных предприятий разных отраслей.

Внедрением и сопровождением ПО рассматриваемого класса занимается санкт-петербургская фирма Mebius — официальный дистрибьютор СА. В московском офисе СА такое распределение ролей объясняют тем, что в силу малочисленности (сейчас там работает около 10 чел.) сотрудники компании не могут заниматься всеми продуктами, число которых превышает 500.

Шведская система IFS является аналогом продуктов Baan и SAP. Поставками и внедрением в СНГ занимается компания «Форс» — официальный дистрибьютор IFS. По словам Дмитрия Шехватова, система IFS была выбрана неслучайно. «Форс» могла бы заключить договор на продвижение любой другой интегрированной системы, возможно более распространенной на мировом рынке. Однако, многие годы специализируясь только на крупных интегрированных системах на основе СУБД Oracle, эксперты фирмы хорошо представляли себе их слабые места. Отсюда и выбор в пользу IFS.

«Форс» видит преимущество системы IFS в первую очередь в ее открытости: она поставляется в исходных текстах с описанием структур данных и механизмов расширения и программирования. Это облегчает доработку и адаптацию системы как силами «Форс», так и силами заказчика. По мнению специалистов «Форс», для клиента такой подход является наиболее дешевым и эффективным. Как показывает практика, западный пакет в неадаптированном виде мало пригоден для отечественных предприятий. А сама адаптация системы предполагает не только настройки, но и новые бизнес-процессы, а порой и переписывание отдельных процедур под российское законодательство.

Внедрению системы IFS предшествует обследование предприятия — стратегический и управленческий консалтинг. Этим занимаются партнеры «Форса» — зарубежные консалтинговые компании, члены «большой шестерки», и российские («Росконсалт», «Инэк» и др).

«Форс» берет на себя задачи конкретного, тактического характера — формирование бухгалтерской и управленческой отчетности, формализация учетной политики, оптимизация процессов, обучение персонала.

Внедрение IFS в СНГ началось в 1994 г. Система уже эксплуатируется на предприятии «Рыбинск-Кабель», Магнитогорской мебельной фабрике, Рижском заводе по производству пива, Игналинской АЭС, Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате. По мнению Виктора Жданова, эксперта отдела промышленно-финансовых систем, конкурентами системы IFS являются Baan, Socap и MANMAN/X. Продукты российских компаний пока конкуренции не составляют.

Компания Oracle больше известна как разработчик СУБД. Для управления предприятиями в арсенале фирмы имеется семейство продуктов Oracle Applications. Несмотря на сотрудничество более чем со 130 российскими фирмами, такими, как «Форс», РДТеХ, LVS, «Анкей», IBS, «АйТи», Leaves (СПб), R-Style, «Нонолет» и ЦФТ (Новосибирск), деятельность Oracle на рынке ПО для управления предприятиями не очень заметна. Как отметил Михаил Елашкин, менеджер по продуктам компании: « ...традиционно маркетинг в Oracle практически отсутствовал. В настоящее время основные направления деятельности — ориентация на вертикальные рынки, тесная работа с партнерами. До сих пор успеха добивались за счет того, что Oracle — крупная американская компания (2-я в мире по продажам ПО), мировой лидер среди производителей СУБД, располагающая отличной технологией, квалифицированным персоналом, сильными партнерами и предоставляющая полный комплекс услуг — обучение, техническую поддержку, консалтинг».

ИС «Галактика» одноименной российской корпорации является одним из лидеров отечественного рынка. О количестве и глубине прорабатываемых задач можно судить по тому факту, что система содержит более 40 модулей. По данным корпорации, «Галактика» внедрена более чем на 1200 предприятиях СНГ, не менее 400 из которых — крупные. Экспертиза системы, проведенная Финансовой академией при Правительстве РФ, подтвердила, что на сегодняшний день среди отечественных систем «Галактика» является наиболее полным в функциональном отношении программным продуктом, ориентированным на автоматизацию управления крупным предприятием. Она имеет более 300 параметров настройки на конкретное предприятие, что обеспечивает ей функциональность на уровне западных аналогов.

Еженедельник PC WEEK/RE писал: «По сравнению с западными аналогами «Галактика» в силу своей родословной лучше адаптирована к условиям использования на территории бывшего СССР. Кроме того, эта система значительно дешевле.»

Ряд фирм, созданных в рамках корпорации не занимается прямыми продажами, а обеспечивает полный спектр услуг, необходимых для успешного внедрения, эксплуатации и развития системы. Корпорация имеет более 150 дилеров по всей территории СНГ.

Среди клиентов «Галактики» — предприятия различных отраслей, например НК «Юкос», корпорация «Русский продукт», МГТС, «Космос-ТВ», Московская Сотовая связь, Ростелеком, концерн «Нефтяной», Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы, Каменский химический комбинат и др.

Корпорация «Парус» в декабре 1997 г. отметила свое семилетие. За это время был выпущен целый ряд продуктов, создана собственная региональная сеть, насчитывающая 29 отделений в России и СНГ, в которых работает около 1000 человек и общий финансовый оборот которых в 1997 г. составил 12,2 млн. долл. Компания выпускает программные продукты, рассчитанные на несколько рынков: бюджетные организации, крупные корпорации, малый и средний бизнес, страховые фирмы. Для реализации крупных проектов используются продукты — «Парус-Предприятие» и «Парус-Корпорация». На базе первого можно построить систему управления предприятием, охватывающую все основные процессы. Все документы вводятся в единую базу данных и включаются в электронный документооборот. Достоинства «Парус-Предприятие» — возможность точно смоделировать хозяйственную деятельность предприятия и создать любые формы отчетов. «Парус-Корпорация» — это модульная система управления предприятием для 32-разрядных ОС Windows 95 и Windows NT, интегрированная с приложениями Word и Excel. В прошлом году компания выиграла крупные тендеры на разработку ПО для компаний ОАО «ЛУКойл» Пермьнефтеоргсинтез» «ЮКОС», Иркутскэлектросвязь.

В 1996 г. корпорация вышла на рынок ПО для корпоративных систем управления предприятиями с многоуровневой территориально-распределенной структурой. За полтора года работы ей удалось заключить несколько контрактов на создание ИС (АО «Коминефтепродукт», АО «Новгороднефтепродукт», «Кубаньэнергогаз» и др.).

Компания «Цефей» разрабатывает и поставляет корпоративную информационную систему «Эталон». В системе используется оригинальная технология единого информационного и функционального пространства, реализованы методы объектно-ориентированного проектирования бизнес-процессов на уровне предметной области.

«Эталон» — готовая пользовательская система, обладающая мощными инструментальными CASE-средствами, что позволяет создавать системы управления крупных и средних предприятий любой сферы деятельности. В последнее время фирма развивает сотрудничество по вопросам методологии управленческого учета с компаниями, входящими в «большую шестерку» аудиторских фирм, а также с российскими консалтинговыми и аудиторскими компаниями.

По вопросам создания локальных сетей и поставок оборудования фирма сотрудничает с компаниями TerraNet, ISC, Marvell, «Робур» и др.

«Эталон» успешно эксплуатируется на таких крупных предприятиях, как «Межрегионгаз», металлургический комбинат «Печенганикель», Мончегорский комбинат «Североникель», Федеральная корпорация «Росхлебопродукт», типография и издательство «Пресса», киноконцерн «Мосфильм», завод ракетно-космической техники им. Хруничева, ЦНИИМАШ-Экспорт, «Москабельмет» и др.

Практически все договоры на поставку ИС «Эталон» заключены в результате тендеров. Наиболее крупными в прошлом году стали тендер компании «Межрегионгаз», входящей в РАО «Газпром», и тендер, организованный компанией «Делойт и Туш» по заказу Европейского космического агентства для ЦНИИМаш-Экспорта.

По мнению специалистов фирмы, говорить о конкуренции среди отечественных разработчиков сложно по двум причинам: во-первых, спрос на финансово-экономическое ПО, в том числе для управления предприятиями, до сих пор опережает предложение, во-вторых, каждая крупная отечественная компания работает практически в обособленном сегменте рынка и в полном смысле слова конкурентом для других не является. В крупных тендерах чаще сталкиваются зарубежные разработки. Отечественные ИС в конкурсах такого уровня встречаются крайне редко.

Никаких специальных рекламных акций компания не проводит, считая, что лучшей рекламой являются отзывы клиентов, которые по собственной инициативе рекомендуют этот программный продукт другим предприятиям.

Основной программный продукт компании «Атлант-Информ» — комплексная система учета и управления предприятиями «Аккорд».

Система «Аккорд» используется в Верховном Суде РФ, ГП «Мосгортранс», на заводе биомедицинских препаратов им. И.И.Мечникова (АО «Биомед»), Луцком приборостроительном заводе, предприятии «ДСП-Индустрия» (г. Сергиев Посад), в авиакомпании «Самара» и др. В конце прошлого года компания выиграла тендер Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК).

Компания «АйТи» для решения задач управления предприятием разработала семейство продуктов БОСС.

В настоящее время оно представлено тремя проектами: «БОСС-Компания» — комплексная система управления для крупных и средних предприятий на базе Microsoft SQL Server, «БОСС-Корпорация» — система управления для крупных предприятий, холдингов и корпораций на базе Oracle Server и «БОСС-Референт» — автоматизированная система документооборота на базе Lotus Notes. В системы БОСС входят модули по управлению финансами, персоналом, запасами, закупками и реализацией.

Компания «АйТи» сотрудничает с Microsoft, Oracle, Lotus, Sun Microsystems. Ведущий российский партнер по созданию комлексных решений — компания «Вист».

В 1997 г. фирма представила программно-аппаратные комплексы на платформе Sun Microsystems.

В состав комплексного решения для малого бизнеса VIST-Office помимо набора аппаратных средств компании «Вист» для автоматизации деятельности небольшого предприятия, системных программных пакетов, прикладных программных продуктов входит система управления персоналом «БОСС-Кадровик».

Модули системы БОСС внедрены и эксплуатируются в таких организациях, как Московский монетный двор, НИИ Гознака, Национальная Индустриально-Торговая Палата, хладокомбинат «Айс-Фили», завод «Акрихин», НГДУ «Талинскнефть», АО «Кондпетролеум», авиакомпания «Байкал», ЮКОС, «Панинтер» и др.

Александр Миронов, вице-президент «АйТи», заявил, что компания «...готова интегрировать свои модули, в частности модуль управления персоналом, с западными системами, такими, как SAP, Oracle Applications, Baan, поскольку именно этот участок автоматизации является их «слабым местом» на российском рынке. Клиентам нужна его реализация с учетом российской специфики и в нужных стандартах».

Прогноз мэтра

Ян Баан, основатель компании Baan, уверен, что в конечном счете на рынке ИС для предприятий произойдет такой же всплеск, который произошел и в остальных сегментах индустрии ИТ. Он считает, что рынок, достаточно велик, чтобы на нем могли появиться еще два или три новых поставщика в дополнение к четырем крупным, уже имеющимся.

Внизу этой пирамиды г-н Баан предвидит возрастающую роль более мелких компаний, занимающихся разработкой конкретных приложений, которые могут быть добавлены к «становому хребту» корпоративной ИС.

«Окидывая взглядом следующие пять лет, я не вижу никаких препятствий к дальнейшему росту», — сказал он в интервью Reuters.


Версия для печати (без изображений)