Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) и Центр свободных технологий (ЦеСТ) провели совместную пресс-конференцию под названием «Потребители против Microsoft».

Как рассказал Виктор Алкснис, председатель Центра свободных технологий, около полутора лет назад в организацию начали поступать первые жалобы пользователей: мало того что им навязывают предустановленное программное обеспечение Microsoft, так еще и отказывают в праве выбора продуктов этого вендора (XP или Vista). А по словам Алксниса, всем известно, что ОС Microsoft Windows Vista, настойчиво продвигаемая производителем, не относится к самым удачным и качественным продуктам.

«Считаем это очень серьезным ущемлением прав пользователя, — резюмировал Виктор Алкснис. — Надеемся, что это вызовет значительный резонанс в обществе и приведет к усилению конкуренции на рынке операционных систем». Отметим, что, по различным данным, в нашей стране MS Windows установлена примерно на 98% компьютеров.

Позиция Михаила Аншакова, председателя Общества защиты прав потребителей, несколько иная.

По его словам, ОЗПП считает главным — нарушение свободы выбора покупателя. В частности, он заострил внимание на лицензионном соглашении. Сегодня с этим документом пользователь может ознакомиться только при первом запуске системы, то есть по факту: тогда, когда он уже оплатил покупку и не может от нее отказаться.

«Закон же говорит обратное: покупатель вправе получить всю необходимую и интересующую его информацию до приобретения товара, — напомнил Аншаков. — Что касается некоторых пунктов этого лицензионного соглашения, то они вполне могут не устроить некоторых пользователей. Например, клиент обязан согласиться с тем, что система без ведома пользователя может передавать в зашифрованном виде какие-то файлы в Microsoft».

Дмитрий Лесняк, юрист Общества защиты прав потребителей, остановился на том, в чем сходятся и в чем разнятся позиции двух организаций, инициировавших дело «Потребители против Microsoft». По его словам, Центр свободных технологий считает недопустимым слияние программного и аппаратного комплекса в один комплект. То есть в идеале, по мнению ЦеСТ, ситуация должна выглядеть следующим образом: человек приходит в магазин, выбирает ПК или ноутбук и затем выбирает одну из существующих на данный момент операционных систем (Linux, MS Windows Vista, MS Windows XP, MS Windows Seven и т. п.). Позиция ОЗПП менее категорична: раз уж так сложилось исторически, что эти продукты чаще всего объединены, то, по крайней мере, пользователь должен иметь возможность ознакомиться со всей документацией до совершения покупки и иметь возможность отказаться от ненужного ПО. Каждый производитель должен установить четкий порядок проведения этой процедуры и сумму, которую получит пользователь в результате возврата. При этом Михаилу Аншакову представляется более правильным сделать эту процедуру доступной прямо в магазине, при оформлении покупки.

На вопрос журналистов о том, каких реальных целей они хотят добиться, Виктор Алкснис ответил следующее: «Об идеальной ситуации мы уже говорили, но если производители будут настаивать на том, что ПК/ноутбук и операционная система являются единым программно-аппаратным комплексом, то они должны нести полные гарантийные и сервисные обязательства не только за сам компьютер, но и за его программное обеспечение! Ведь получается, что человек покупает целостный продукт конкретного производителя, а значит, его обслуживание также должно быть комплексным и осуществляться силами этого вендора, без отсылок к Microsoft».

Начинания организаций, бесспорно, благие и по идее должны принести пользу покупателям. Но вполне вероятно, что в результате появления новых процедур, а значит, и вовлечения новых сотрудников возрастут цены... Михаил Аншаков считает, что этого не произойдет, и рынок сам отрегулирует вопрос без повышения цены: «Я не понимаю, из-за чего может вырасти цена, ну заполнят сотрудники магазина несколько лишних бумажек, вот и все. В качестве примера саморегулирования можно привести ситуацию, когда сотовых операторов вынудили убрать оплату входящих звонков, — несмотря на возмущения и угрозы, сотовая связь не стала дороже».

Однако некоторые производители ПК и ноутбуков уже заявили, что это приведет именно к росту цены для конечного пользователя.

В заключение напомним, что Общество защиты прав потребителей и Центр свободных технологий уже предприняли следующие действия. ЦеСТ инициировал антимонопольное разбирательство в Федеральной антимонопольной службе против Microsoft. А ОЗПП подало в Преображенский районный суд Москвы исковое заявление в защиту неопределенного круга лиц против производителей компьютеров (Samsung Electronics Co. Ltd., Acer CIS Inc., ЗАО «Хьюлетт-Паккард А.О.», а также ООО «Инфомаш» — российский производитель компьютеров под торговой маркой Rover Computers).


Версия для печати (без изображений)