В бизнесе и соответственно в маркетинге работа с торговыми марками не прекращается никогда. А кризис — самое подходящее время для аудита эффективности коммуникаций компании, в том числе фирменного стиля. Акционеры группы компаний «Информзащита» решили оптимизировать и провести рестайлинг логотипов компаний.

Brand of House или House of Brands

Изначально торговая марка «Информзащита» была «зонтиком» для новых бизнесов и новых направлений деятельности: «Информзащита» — учебный центр, «Информзащита» — разработки, «Информзащита» — интеграция. Некоторое время группа развивалась по «азиатской» модели Brand of House, когда одно общее название переносится на все вновь создаваемые компании.

Несколько лет назад в силу изменившихся бизнес-обстоятельств в рамках группы был применен иной, «американский» подход — House of Brands. Были созданы и присоединены к группе несколько компаний с собственными именами: SafeLine, «Национальный аттестационный центр», «Код безопасности», Trustverse. Изменившаяся структура бизнес-единиц, входящих в группу «Информзащита», привела к появлению не взаимосвязанных друг с другом логотипов, а отсутствие единых принципов фирменного стиля и разноголосица рекламных материалов порождали путаницу в восприятии компаний группы.

С аналогичной проблемой столкнулась не только «Информзащита», но и большинство российских холдингов, чей бизнес за последние десять лет рос высокими темпами и стремительно прирастал новыми активами. Для решения проблем быстрого роста применяют такие инструменты, как реструктуризация бизнеса и построение системы регулярного менеджмента, а для упорядочения маркетинговых коммуникаций разрабатывают серийный товарный знак, позволяющий однозначно идентифицировать отдельные компании как часть группы.

На сегодня в группу «Информзащита» входят шесть компаний: «Код безопасности», Trustverse, системный интегратор «Информзащита», «Национальный аттестационный центр», Учебный центр «Информзащита», SafeLine.

Основные направления деятельности компаний, входящих в группу «Информзащита»:

  • разработка ПО и аппаратных средств защиты в области ИБ;
  • разработка, внедрение и поддержка готовых решений на платформе Linux;
  • системная интеграция в области информационной безопасности: консалтинг, аудит и анализ защищенности, проектирование, внедрение, поставка, сопровождение, техподдержка автоматизированных систем;
  • дистрибуция решений и программно-технических средств в области ИТ-безопасности от ведущих производителей;
  • аттестация объектов информатизации;
  • профессиональная подготовка сотрудников служб информационной безопасности, повышение осведомленности в вопросах ИБ.

Все это многообразие необходимо было графически объединить в единое целое.

В поисках идеи

Идеи для серийной торговой марки группы компаний выдвигали не только топ-менеджеры компании, но и все сотрудники. Предложения были проанализированы и выделены два основных направления, которые и были использованы для разработки логотипа.

Первую группу идей условно назовем «железная безопасность периметра» со всеми вытекающими жесткими и тяжелыми графическими конструкциями для визуализации: кубическими и квадратными плотными формами, ключами, щитами и сторожевыми башнями. Такая графика имеет право на существование, но у нее есть существенные ограничения. Во-первых, многие конкуренты используют ту же символику. Во-вторых, жесткие формы отражают скорее физическую безопасность, нежели защиту такой гибкой и эфемерной, постоянно меняющейся субстанции, как информация. И наконец, жесткая и «тяжелая» графика ассоциируется с неповоротливостью компании, отсутствием механизмов быстрой подстройки под постоянно меняющиеся угрозы и соответственно меняющиеся запросы клиентов.

Задача же ставилась так, чтобы в серийном логотипе были закодированы два смысла: суть бизнеса и суть менеджмента.

Вторая группа идей и предложений была построена на другом ключевом принципе: «гибкая и многослойная защита», конструктор, элементы которого пригодны для построения других символов.

Основой для логотипа группы стала идея центра, объединения нескольких гибких элементов, образующих защищенное пространство.

В результате долгих обсуждений акционеры выбрали гибкое объединение элементов, символизирующих многослойную защиту. Элементы, которые использовались в логотипе группы, в других конфигурациях, должны не противоречить сути бизнеса и по возможности позволять маркетологам компаний интерпретировать на уровне слов и текстов суть деятельности конкретной компании. Например, графический элемент у SafeLine — это стилизованная буква S, у Trustverse — символ победы буква V. У «Национального аттестационного центра» товарный знак напоминает ворот мундира, у «Кода безопасности» в графике логотипа — стилизованные звенья цепи, где каждое звено — уникальный элемент, неотъемлемая часть в решении комплексной задачи. У «Информзащиты»-интегратора в качестве логотипа — пространство с четырьмя степенями защиты, у Учебного центра — стилизованная книга или сертификаты.

Разработчикам нового фирменного стиля, компании FrontDesign, удалось создать конструктор из основных графических способов выражения, а именно формы, цвета, шрифта.

Плюсы серийного логотипа группы таковы. Появился базовый логотип. На его основе были разработаны логотипы компаний, входящих в группу. Каждая получила свою идентификацию, которая соотносится с общим фирменным стилем группы. Наложение цветов в логотипах — это осознанный графический прием, который призван усилить ощущение идеи «гибкости и многослойности» и дать возможность использовать без ущерба для узнаваемости фирменного стиля широкую цветовую гамму. Вот что получилось (см. логотипы).

Глубокие образы сильнее плоских картинок

Все логотипы можно свести к конечному числу базовых геометрических фигур, обладающих собственной глубинной символикой: круг ассоциируется с центром и единством. Квадрат и схожие с ним формы — с устойчивостью и основательностью. Треугольник — с энергией и силой и т. д. Существуют и более сложные фигуры, но число их конечно, а интуитивный смысл также уходит в глубокую древность и психологию. Одной из таких фигур является крест.

Графика нового логотипа группы «Информзащита», если приглядеться, представляет собою шар с вписанным в него крестом, состоящим из наложенных друг на друга слоев. Символика круга — это единство и целостность. Взять в круг — символ защиты и неприкосновенности. В своем изначальном значении крест является эмблемой ключа, который открывает врата вечности. Объединение круга (шара) и креста — высший знак защиты, возрождения жизненной силы, знак бессмертия...

Об авторе: Наталия Тесакова — директор по маркетингу группы «Информзащита», к. ф. н., автор книг «Миссия и корпоративный кодекс», «Торговая марка. Развод по-русски».


Версия для печати (без изображений)