Апрель традиционно считается пиком сезона, по крайней мере весеннего. В связи с этим и событий на рынке масса. Прежде всего посмотрим, что изменилось в жизни компаний.

Компании

Самым значимым событием месяца, безусловно, стало слияние двух наиболее известных на рынке компаний-производителей ПО для корпоративного рынка - корпораций «Парус» и «Галактика». В последнее время компании ощущали нарастание конкурентной борьбы между собой. Работая на рынке корпоративных заказчиков, они все чаще противостояли друг другу в тендерах, и при этом бывало, что ни одна из них не могла предложить клиентам полного решения в силу того, что у каждой была своя определенная специализация. Продукты «Паруса» в большей степени ориентированы на сектор малого и среднего бизнеса, а решения «Галактики» - на крупные компании. У каждой из компаний имелись сильные разработки, отсутствующие у конкурента: «Парус» мог предложить клиентам эффективные решения в области управления финансами и финансовой отчетности, а «Галактика» - в сфере управления бизнесом, информационного и управленческого консалтинга.

Объединяя свои ресурсы, компании становятся достаточно сильной структурой, способной противостоять таким мощным конкурентам, как SAP, BAAN, Oracle, и участвовать в «сверхкрупных проектах». Расширяется круг клиентов - от предприятий малого бизнеса до крупнейших корпораций, которым может быть предложен более широкий как по ценовой шкале, так и по функциональным возможностям спектр продуктов. Совместными усилиями бывшие конкуренты теперь смогут выходить на новые вертикальные рынки. В общем, выгоды от слияния налицо.

Вместе с тем можно не сомневаться, что руководству и сотрудникам обеих компаний предстоит решить массу проблем. Фактически пока не существует ясных механизмов их организационно-финансового объединения в силу значительного различия в оборотах и численности персонала. Серьезная проблема и выстраивание единого ряда продуктов. Пока решено, что все имеющиеся продукты сохраняют свои торговые марки и компания не будет создавать единый, универсальный для всех клиентов продукт. С другой стороны, на пресс-конференции было заявлено, что «крупным корпоративным заказчикам будет безусловно предлагаться именно единственный продукт». Для этого уже начаты работы по «бесшовной интеграции систем «Парус-Корпорация» и «Галактика». При этом объединенное руководство отдает себе отчет в том, что осуществить «бесшовную интеграцию» будет непросто, и этот процесс займет длительное время, «не месяцы, а кварталы».

Серьезную проблему представляет объединение коллектива (в «Парусе» сотрудников в два с лишним раза больше, чем в «Галактике»). Непростыми будут и переходы специалистов между подразделениями, поскольку сотрудникам придется менять не только рабочее место, но и руководителей, привыкать к новому стилю и методам работы, переучиваться. Дилерам «Паруса» и «Галактики» также будет предложено определить, с какими продуктами они станут работать в дальнейшем.

Это первое объединение компаний такого масштаба, с сильно пересекающимися направлениями бизнеса, поэтому делать какие-либо прогнозы весьма затруднительно.

К числу других неожиданностей я бы отнес переход в компанию «Дилайн» начальника отдела продаж компании Marex Дмитрия Парфенова. Интересен не столько сам факт перехода (хотя Парфенов - личность на рынке довольно известная), сколько его причина. «Дилайн» открывает новое направление - дистрибуция комплектующих, и судя по всему, не человека искали под проект, а наоборот, Д. Парфенов пришел в «Дилайн» с этим предложением после того, как его не удалось реализовать в Marex. По правде говоря, проект действительно неочевидный, поскольку рынок комплектующих специфичен и не совсем укладывается в модель классической дистрибуции. Впрочем, время покажет - проект скорее всего стартует осенью.

Компания «Анкей» вторгается в новую сферу бизнеса. Совместно с «Российской сетью делового сотрудничества» (RBC Net) она создала новую компанию BIS («Бизнес Интернет Системы»), которая собирается работать в области предоставления услуг доступа в Интернет по коммутируемым, выделенным и спутниковым каналам, в области электронной коммерции, а также в сфере криптографической защиты информации. Важный фактор, который заставляет внимательно присмотреться к новой компании, - личность ее руководителя, Виктора Абалокова, работавшего ранее начальником департамента информатизации в ЦБ. Бывшие клиенты становятся соратниками по бизнесу.

Неожиданным - и вместе с тем закономерным - оказался переход Дмитрия Соколова на должность руководителя Bay Networks по странам СНГ. Создается впечатление, что компания APC была временным этапом в удачно складывающейся карьере российского менеджера. На новом месте у Д. Соколова действительно больше перспектив: во-первых, компания более мощная; во-вторых, ее российский бизнес даже ближайшие партнеры оценивали как не очень вразумительный; и в третьих, учитывая длительную специализацию Д. Соколова на тяжелых продуктах в Digital, новое место работы ему ближе и с чисто профессиональной точки зрения. Преемником Д. Соколова на посту главы представительства APC в СНГ стал бывший директор представительства APC по дистрибуции Леонид Мухамедов.

Неожиданными оказались для Seiko Epson результаты ее деятельности в минувшем году, точнее, их интерпретация в отчете IDC, которая, по мнению представителей Epson, существенно занизила ее объемы продаж по струйным принтерам. Трудно однозначно сказать, кто прав, но стоит вспомнить, что на проведенном нами в феврале Совещании топ-менеджеров представительств ведущих зарубежных компаний многие из них критически оценивали достоверность данных IDC по российскому рынку.

Известную настороженность у российских партнеров Dell может вызвать недавнее заявление Майкла Делла, что его компания на пути к тому, чтобы делать 100% своего бизнеса через Интернет (сейчас продажи через Интернет составляют 15% от общего объема продаж компании). Похоже, что вскоре и российский представитель Dell будет усиливать направление прямых продаж. По сообщению агентства «Алгоритм», руководитель группы продвижения продуктов DellSystems Станислав Матюхин не исключает, что продажи компьютеров Dell с российского сайта компании могут начаться уже в текущем году. Как известно, компания DellSystems придерживается сейчас одноуровневой партнерской модели, причем большинство партнеров работает в моновендорном режиме. Вместе с тем некоторые из них (по крайней мере в сибирском регионе) уже высказывают озабоченность попытками Dell напрямую контактировать с заказчиками, а там и до прямых интернетовских продаж недалеко.

Теперь несколько слов о планомерно развивающихся процессах и тенденциях. Компания «АйТи» продолжает активно развивать региональную инфраструктуру, открыв в Красноярске свое очередное, уже седьмое по счету представительство.

Microsoft продолжает успешно обхаживать сверхкрупных корпоративных клиентов. Корпорация объявила о заключении рамочного соглашения о сотрудничестве с нефтяной компанией «Сургутнефтегаз», которое подразумевает предоставление новых программных продуктов для тестирования еще до их официального объявления, участие Microsoft в проектировании корпоративной информационной системы «Сургутнефтегаза» и, конечно, заключение контрактов на крупномасштабные поставки продуктов Microsoft.

Продолжается «растаскивание» ресурсов Digital, начавшееся после ее приобретения компанией Compaq. Российская инфраструктура Digital понесла очередную кадровую потерю: директор санкт-петербургского офиса DEC Алексей Илларионов покинул занимаемую должность и намерен возглавить открывающееся в мае санкт-петербургское представительство компании SAP. Поскольку обычного в таких случаях карьерного повышения менеджера не произошло, можно предположить, что сотрудники Digital просто чувствуют шаткость своего положения. Готовится очередной удар и по заказчикам Digital. Фирма Sun Microsystems объявила всемирную миграционную программу для клиентов Digital, озабоченных будущим компании, ее продуктов и технологий. В рамках этой программы Sun предлагает клиентам Digital специальные скидки и другие льготные условия при приобретении техники Sun. Программа рассчитана на несколько месяцев и распространяется и на Россию. Российское представительство Compaq пока никак на это не реагирует, тем более что формально и не может (или не обязано) этого делать, поскольку процесс заключения сделки еще не доведен до конца.

Есть, правда, одно исключение в этой цепочке. Санкт-петербургская компания ВСС заключила дистрибьюторское соглашение с Digital, которое предусматривает организацию средствами компании склада оборудования Digital в Санкт-Петербурге. Помимо уверенности компании BCC в перспективах техники Digital, данный факт, наверное, можно объяснить и тем, что она является не последним партнером Compaq.

Маркетинг

Наиболее шумным маркетинговым событием месяца, безусловно, стала программа «32!», которая была инициирована российским представительством Microsoft и к которой присоединилось несколько десятков компаний.

По своей сути программа, безусловно, полезная, поскольку направлена на «распахивание» нового потенциально емкого сегмента рынка, в чем заинтересованы многие компании. Надо отдать должное маркетологам Microsoft, которые сумели возглавить это движение и направить его в свой фарватер, пропагандируя общими усилиями в основном свои и неконкурирующие продукты и напрочь оттеснив конкурентов, в первую очередь Novell. Действительно, если взглянуть на список предложений разных компаний в рамках этой программы, то многие явные партнеры Novell не включили в них предложения по продуктам этого вендора (не исключено, что это было условие со стороны Microsoft). Госкомитет по поддержке малого и среднего предпринимательства, под чьим патронажем проводится программа, здесь явно недосмотрел.

Novell в данной ситуации ничего не оставалось, как организовать альтернативное движение, которое оказалось, конечно, гораздо менее мощным, хотя непродуктивным его не назовешь. В рамках собственной программы поддержки малого бизнеса Novell организовала мероприятие, названное «Дни Novell в Москве для малого бизнеса», под патронажем Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы и при участии ряда крупных российских и зарубежных компаний. Кроме того, Novell (совместно с IBM, APC и Ланит) объявила программу предоставления малым предприятиям со значительной скидкой программно-аппаратного комплекса, состоящего из ОС IntranetWare for Small Business, сервера IBM NetFinity 3500 и источника бесперебойного питания Smart UPS 700.

В февральском обзоре мы уже обращали внимание на такой маркетинговый прием, как временное меценатство. Тогда речь шла о бесплатной установке санкт-петербургской фирмой Digital Design своей системы «Законопроект» в Госдуме. В апреле можно отметить несколько случаев применения этого эффективного приема.

Компания Croc объявила о завершении внедрения в московской мэрии системы визуального отображения итогов голосования. По сведениям агентства «Алгоритм», Croc выполнила проект «абсолютно бесплатно», хотя стоимость выполнения такого рода работ может составлять несколько сотен тысяч долларов. Даже если это был не реальный, а какой-нибудь пилотный проект, работающая система может служить хорошей рекламой, демонстрируя реальные возможности компании Croc перед потенциальными заказчиками из других муниципальных структур аналогичного профиля.

Компания «Весть АО» распространила пресс-релиз о том, что она внедряет информационно-справочную систему в правительственном архиве РФ. Причем победителем соответствующего тендера она стала во многом благодаря тому, что работа над проектом началась около года назад, и тогда компания предложила архиву сделать систему бесплатно. Экспертная оценка суммы сделки - около миллиона долларов.

За благотворительные пожертвования на нужды православной церкви компьютеров и другой техники Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил орденом генерального директора компании Landata Александра Калинина. Отдавая должное меценатству бизнесмена, не стоит сбрасывать со счетов то соображение, что и церковные структуры могут быть потенциальным заказчиком, важно завоевать их доверие.

Компания Sun Microsystems объявила о том, что будет бесплатно предоставлять свое ПО (JavaWorkShop 2.0, JavaStudio 1.0, JavaWebServer 1.1, JavaPureCheck, JavaStar, JavaSpec и JavaScope) российским некоммерческим разработчикам компьютерных программ на языке Java. Специалисты, работающие в российских научно-исследовательских и образовательных учреждениях, смогут до 31 марта следующего года получать соответствующие программы через Интернет. Здесь также угадывается явная работа на перспективу, правда, не в чисто коммерческих интересах, а скорее в надежде на популяризацию технологии.

Снижение цен также часто носит типично маркетинговый характер. Например, компания Cognitive Technologies объявила о более чем двукратном снижении цен на «Евфрат 97» для SOHO с целью сделать продукт более конкурентоспособным по сравнению с пиратскими версиями. А российское представительство Autodesk, объявив о временной возможности купить 4 лицензии русской сетевой версии программы AutoCAD R14 по цене одной, просто преследует цель привлечь внимание к продукту.

Безусловно заслуживает упоминания акция компании «1С», которая создала своего рода прецедент широкомасштабного маркетинга, проведя бесплатный семинар по новой версии своей программы «1С:Бухгалтерия» одновременно в 94 городах России, СНГ и стран Балтии. По некоторым оценкам, в мероприятии участвовало более 10 тыс. человек из более чем 100 компаний.

Дистрибуция

Здесь особый интерес представляют события, связанные с рынком компьютеров Apple. В связи с прекращением выпуска собственных струйных принтеров Apple начинает поставлять своим заказчикам на образовательном рынке принтеры HP DeskJet 890CM и HP DeskWriter 694C, а будущие модели струйных принтеров Hewlett-Packard будут совместимы с операционной системой MacOS. В настоящее время вопрос поставок продукции Hewlett-Packard на российский рынок Macintosh прорабатывается и компанией DPI.

Для ликвидации дефицита мониторов (вызванного тем, что компания Apple прекратила выпуск ряда моделей, в частности 15-дюйм) DPI заключила субдистрибьюторское соглашение с компанией «Белый ветер - ДВМ» по мониторам ViewSonic. Все модели ViewSonic будут поступать в компанию DPI с бесплатным адаптером под компьютеры Macintosh. ViewSonic в настоящее время упорно отказывается расширять дистрибьюторскую сеть в России, мотивируя это тем, что может оказаться не в состоянии удовлетворить спрос. Однако, когда речь зашла о совершенно новом рынке компьютеров Apple, компания сочла возможным несколько скорректировать политику.

CLR решила коренным образом изменить схему продаж в России. Раньше ее основным дистрибьютором была компания CompuLink, что практически исключало активную работу с продукцией CLR других дистрибьюторов, которых было трудно убедить, что CompuLink не имеет у родственного ей вендора исключительных условий. Теперь CompuLink отказывается от работы с продукцией CLR, и последняя тем самым выводится на открытый рынок. Второе нововведение состоит в том, что, наряду с дистрибьюторами, CLR собирается работать с прямыми дилерами. Фактически - по крайней мере, на первом этапе - это будут бывшие дилеры CompuLink по продукции CLR, которых просто неразумно отдавать новым дистрибьюторам, поскольку те, естественно, по задумке руководства CLR, должны расширить канал. Еще одно следствие новой политики, на которое рассчитывает вендор, - снижение цен для конечного пользователя. По признанию руководства компании CLR, в условиях отсутствия конкуренции CompuLink имела неоправданно высокую маржу по ее продукции, поэтому после реструктуризации канала можно ожидать снижения цен на 100-150 долл. в зависимости от модели. Реализовывать данную концепцию будет бывший начальник отдела продаж CompuLink Виктор Мочалов (видимо, хорошо знающий нюансы прошлой схемы), который назначен вице-президентом компании CLR.

Компания Xerox, которая постепенно преобразует партнерскую структуру к двухуровневой схеме, придумала способ стимулирования перехода менее крупных своих дилеров к сотрудничеству с дистрибьюторами. Компания объявила новую маркетинговую программу под названием «Стратегическое партнерство Xerox». Согласно этой программе, все 200 прямых дилеров фирмы будут примерно поровну поделены на стратегических партнеров и просто уполномоченных дилеров Xerox. Стратегические партнеры получат дополнительные льготы (в бюджете программы заложено по 40-50 тыс. долл. на каждую такую фирму), ну, а простым дилерам - прямая дорога к дистрибьюторам.

Глубокое удовлетворение официальных поставщиков палмтопов должно вызвать решение компании Paragon Software о прекращении розничных продаж RusCE - системы русификации операционной системы Windows CE. Это объясняется тем, что компания заключила OEM-соглашения о предустановке своего русификатора со всеми российскими дистрибьюторами миниатюрных ПК, работающих под управлением Windows CE, а также с чешской фирмой Moravia Consulting - официальным дистрибьютором палмтопов и калькуляторов Hewlett-Packard в Восточной Европе.

Теперь все продаваемые на территории РФ миниатюрные компьютеры на платформе Windows CE должны быть снабжены русификатором от Paragon еще перед продажей. Ну, а те, что ввозятся по «серым» каналам в условиях отсутствия розничных продаж RusCE, останутся нерусифицированными - со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Достаточно динамично развивались в апреле события на рынке процессоров. Не прошло и месяца с того момента, как после череды взаимных обвинений компании Intel и «Нонолет» расторгли дистрибьюторский контракт, а новосибирская компания уже переключилась на процессоры конкурента Intel - фирмы AMD, которые она собирается использовать в компьютерах собственной сборки. Вряд ли, конечно, это серьезно повлияет на бизнес Intel, хотя в апреле усилил свои позиции на российском рынке и другой ее конкурент - компания Cyrix, входящая сейчас в структуру известной американской корпорации National Semiconductors. На выставке «Комтек’98» National Semiconductors подписала OEM-соглашение с R&K и одновременно дистрибьюторский контракт с компанией «Аэртон». Интересно, что R&K и раньше использовала в некоторых своих компьютерах процессоры не от Intel, однако ее сотрудничество с AMD не сложилось.

Некоторые компании используют для продвижения на рынке так называемую концепцию «второго брэнда», пуская свою продукцию в тот же канал, что и компания №1. В случае когда более дорогая продукция лидера кого-то не устраивает, покупается «второй брэнд». Примером может служить иногда позиция OKI (по отношению к HP). Аналогичным образом поступила и компания Allied Telesyn, объявившая о заключении партнерского соглашения с российской компанией AMT Group. Последняя, как известно, - один из крупнейших российских партнеров Cisco Systems. В частности, недавно эта компания завершила монтаж и тестирование оборудования АТМ-сети московского метрополитена. Дорогостоящий (около 3 млн. долл.) проект был реализован как раз на оборудовании Cisco.

Розница

К числу наиболее интересных событий на ретейлерском рынке следует отнести реструктуризацию сети магазинов концерна «Белый ветер - ДВМ» в соответствии с новой концепцией сопрезидента компании Ю. Дубовицкого, отвечающего за данное направление. Суть ее в том, что все существующие и вновь открываемые магазины концерна в той или иной степени будут реорганизованы и разделены на четыре группы. Одну группу составят магазины, работающие по принципу супермаркетов и рассчитанные на широкий круг покупателей. В них будет продаваться компьютерная техника различного ценового уровня и от различных производителей. Второй тип магазинов - фирменные. Они будут ориентированы в основном на продажу техники какого-то одного производителя. В третью группу отнесены магазины, специализирующиеся на торговле определенным видом продукции (мониторы, портативные компьютеры и ПО). Наконец, в отдельную группу выделены торговые залы в крупных торговых домах, таких, как ГУМ и ЦУМ. Кстати, торговая секция компании в ГУМе была недавно значительно расширена (с 20 до 80 м2). Еще один интересный момент - намерение компании открыть еще 1-2 магазина, а затем заморозить процесс расширения торговой сети на 3-4 года. Удастся ли это выдержать - вопрос, тем более что активность других компаний в этой сфере не спадает. Компания Lanck, например, открыла в Санкт-Петербурге очередной, четвертый по счету компьютерный магазин. Правда, число ее магазинов в Москве не увеличивается уже год; возможно, это признак некоторого насыщения московского рынка на данном этапе его развития.

Вторая интересная тенденция - активное использование розничными сетями бонус-карт различного вида. В апреле определенные шаги в этой сфере предприняли компании R&K и «Белый ветер - ДВМ». Первая продолжила расширять сеть продажи своих компьютеров в магазинах партнеров и объявила о совместной со своим давним партнером - фирмой «ДЕЛ» программе взаимного предоставления скидок покупателям компьютеров R&K. Привлекательный для покупателей момент - то, что сумма покупки, необходимая для получения карты, снижена до 500 долл. Одновременно вводится система именных карт, которая позволит наиболее активным покупателям иметь более серьезные (правда, какие именно, не объявлено) льготы по сравнению с обладателями обычных карточек «на предъявителя».

Изюминка подхода компании «Белый ветер - ДВМ» состоит во введении накопительных бонус-карт, на которых будут накапливаться денежные средства, представляющие собой 3-5% от платы за различные услуги компании: продажу техники, сервисное обслуживание, доставку и пр.

Продукты

Компания Intel представила сразу три процессора: Pentium II с тактовыми частотами 350 и 400 МГц и новый процессор для массовых ПК - Celeron (266 МГц). Одновременно компания сообщила, что процессоры Pentium MMX снимаются с производства. Масса пользователей снова испытывает ощущения, что работает на устаревшей технике; другие размышляют, покупать ли новый компьютер или подождать еще три месяца и потом купить модель с очередным более совершенным процессором.

Microsoft объявила официальную дату выхода Windows 98 - 25 июня 1998 г. (русифицированная версия этой ОС поступит в продажу где-то в IV квартале). Не успели пользователи привыкнуть к особенностям (не всегда приятным) Office’97, как их, наверное, ожидают новые...

Продолжается технологическое наступление на рынок малого бизнеса. Novell начала продавать в России NetWare for Small Business 4.11, в состав которой входят GroupWise 5.2, FastTrack Web Server компании Netscape, а также программы для факсимильной связи и резервного копирования фирмы Computer Associates. По соглашению с компанией Oracle через 45 дней в пакет будет добавлен сервер базы данных Oracle 8. В настоящее время идет тестирование локализованной версии системы.

Компания Cisco начала зондировать перспективы распространения в России своих технологий передачи голоса и данных. По крайней мере, так можно трактовать визит в Москву вице-президента Cisco, возглавляющего в компании подразделение Voice System Business Unit. По данным агентства «Алгоритм», он встречался с руководством нескольких телефонных компаний, в частности МГТС, и предлагал им технологии своей фирмы.

Одна из проблем, сдерживающих более широкое использование как зарубежных, так и в особенности отечественных продуктов в корпоративных проектах, - отсутствие соответствующей ведомственной или технологической (в смысле совместимости с популярными программно-аппаратными решениями) сертификации. Эта проблема уже не просто осознается многими участниками рынка, но и активно решается.

Компания «ИВК» протестировала в специальной комиссии мэрии Москвы свои компьютеры и серверы; по итогам тестирования было признано, что техника «ИВК» «в основном соответствует» техническим характеристикам западных аналогов. По существу, это рекомендация государственным и муниципальным органам к использованию компьютеров «ИВК».

Фирма Interface получила аттестат Минобороны на сервер баз данных SQLBase производства ее партнера - компании Centura. Это означает, что продукция фирмы отныне может закупаться структурами министерства.

«АйТи» заключила дистрибьюторское соглашение со словацкой компанией Elteco - производителем промышленного оборудования и систем резервного электропитания и мотивирует это, в частности, тем, что продукция данной фирмы «уже сертифицирована Госстандартом РФ».

Компания Oracle, как известно, начала продвигать в России семейство своих новых продуктов Oracle Applications. Первые продукты из этого семейства - приложения для управления финансами, снабжением, сбытом и частично производством. В связи с этим компания заключила договоры с Финансовой академией при Правительстве РФ и компанией «Форс» для проведения всеобъемлющего исследования российского законодательства и включения его положений в деловые приложения.

Из событий в сфере технологической сертификации можно отметить получение компанией «ЦентрИнвест Софт» сертификата Microsoft на разработанную первой систему документооборота VisualDoc 3.0. Речь идет о совместимости этой системы с программными продуктами Microsoft BackOffice. Компания будет помещать на коробку с VisualDoc 3.0 логотип Designed for Microsoft BackOffice.

Novell приблизила свой центр сертификации к российским разработчикам, организовав на базе своего авторизованного сервисного центра в компании «АйТи» лабораторию, которая будет заниматься тестированием серверов и рабочих станций (как отечественного, так и западного производства) на их соответствие программным продуктам Novell. До этого в Европе существовала только одна подобная лаборатория - на базе представительства Novell в Англии.

Как обычно, толчок к появлению новых продуктов дает снижение цен фирмой Intel. На этот раз оно затронуло сразу 8 моделей процессоров для мобильных компьютеров, причем в наибольшей степени (более 40%) - снятые с производства процессоры MMX. Интересно, что были уценены даже недавно выпущенные мобильные версии Pentium II (на 8-16%).

Результат не заставил себя долго ждать, но реакция оказалась совсем неодинаковой. Компания «Белый ветер - ДВМ» представила две новые модели ноутбуков на базе мобильной версии процессора Pentium II для портативных компьютеров (причем цены были обнародованы до объявления о снижении цен Intel). Компания R-Style Computers, напротив, уценила практически все модели блокнотных ПК R-Style Tornado. Поразительно быстрая реакция на изменение рыночной конъюнктуры.

Обучение

В сегменте услуг по обучению интересны два события - образование союза учебных центров «Микроинформ» и «Сетевой академии ЛАНИТ» и получение учебно-консультационным центром (УКЦ) «Форс» статуса авторизованного центра тестирования.

Сотрудничество между учебными центрами наблюдалось на рынке и ранее, однако в основном оно носило характер обмена клиентами для заполнения вакансий по текущим курсам. Союз, конечно, более глубокий уровень сотрудничества, хотя создается впечатление, что это уже не просто сотрудничество, а некий инструмент конкурентной борьбы, а может быть, и решения проблемы устойчивости обучающего бизнеса как такового.

Альянс «Микроинформ» и «Сетевой академии ЛАНИТ» должен помочь «оттянуть» заказчиков у других участников рынка обучения за счет предоставления комплексных услуг, непосильных для любого другого игрока этого рынка (например, по спектру курсов или региональной сети их проведения, что важно для больших корпораций).

С другой стороны, оставаясь самостоятельными юридическими лицами (как объявили участники Союза), трудно реализовать целый ряд декларированных пунктов договора, связанных прежде всего с инвестициями (организация совместного рекламно-маркетингового фонда, создание одинакового уровня инфраструктуры). А каковы будут в случае разрыва отношений последствия построения общей региональной учебной сети или отказа от авторизации тех направлений деятельности, которые уже ведутся партнером?

Создается впечатление, что Союз - это этап на пути к слиянию компаний, и необходимо это прежде всего «Микроинформу». Конечно, нельзя отрицать, что это одна из ведущих компаний на рынке, но это в значительной мере результат ее более раннего вступления на рынок. Сейчас требования сильно возросли, и одному «Микроинформу» вряд ли по силам реализовать ту концепцию, которая положена в основу Союза, а вот «Сетевая академия ЛАНИТ», наверное, может это сделать, опираясь на ресурсы всего ЛАНИТа. По существу, «Микроинформ» - это сейчас единственный крупный учебный центр, который не имеет серьезных источников внутреннего инвестирования. Все это очень напоминает ситуацию с объединением DVM и «Белого ветра», в результате которого Ю. Дубовицкий получил возможность приступить к реализации новой концепции построения ретейлового бизнеса, что вряд ли было бы по силам одному «Белому ветру».

УКЦ «Форс» получил статус «Авторизованный центр тестирования фирмы Sylvan Prometric», которая принимает тестовые экзамены у кандидатов в сертифицированные специалисты различных фирм-производителей ПО и аппаратуры. Теперь УКЦ «Форс», проводящий обучение по курсам Microsoft и Oracle, получил право тестировать специалистов по продуктам этих компаний и выдавать им соответствующие сертификаты. Это, естественно, повышает конкурентоспособность УКЦ «Форс» на рынке услуг по обучению, поскольку очень заманчиво сразу прослушать курс и получить соответствующий сертификат.

В обзоре использованы материалы CRN/RE, PCWeek/RE и Информационного агентства «Алгоритм».


Версия для печати (без изображений)