Потребительские модемы продолжают оставаться наиболее привлекательным сегментом рынка для производителей телекоммуникационного оборудования. И здесь прослеживаются три достаточно четкие тенденции:

1. Стремление изготовителей удешевить модем за счет передачи функции обработки потока данных на центральный процессор ПК.

2. Отсутствие согласованности в отношении нового стандарта V.90 на асинхронные модемы. Ситуация нетривиальна: де-юре стандарт принят, но де-факто на этом маркетинговом поле до сих пор идет конкурентная борьба, что неизбежно отражается и на технологических решениях производителей модемов.

3. Появление на рынке целого ряда комбинированных устройств, которые сочетают в себе функции традиционного модема и ряд технологических новинок для привлечения внимания покупателей.

«Бумажный» стандарт

6 февраля в Женеве Международный телекоммуникационный союз (International Telecommunications Union - ITU) определил стандарт на модемы со скоростью передачи данных 56 кбит/с и присвоил ему официальный номер V.90. Окончательная ратификация стандарта запланирована на сентябрь этого года, но его технические аспекты уже не будут пересматриваться.

Инициаторами ускоренного принятия нового стандарта выступили технологический альянс Lucent Technologies - Rockwell Semiconductor Systems с фирменным протоколом K56Flex и их конкурент 3Com с технологией x2. Причина такой сговорчивости проста: в ожидании официального стандарта большинство пользователей откладывали покупку нового модема. А это на фоне острой конкурентной борьбы на рынке традиционных модемов привело к существенному снижению доходов некоторых поставщиков, часть которых и вовсе ушла с розничного рынка (в частности, компания Motorola в начале года переориентировалась на концепцию программных модемов для Windows’95).

Сразу же после принятия нового стандарта начали складываться различные альянсы производителей, осуществляющих тестирование своих продуктов на взаимную совместимость. В марте уже начали поступать отчеты об окончании тестирования, а в апреле 3Com, Compaq, IBM, Boca Research, Hayes, Zoom, Multi-Tech, Viking и OEM-партнеры Rockwell анонсировали «полностью совместимые между собой модемы на базе V.90». Кроме того, 3Com, Cisco, Bay Networks, Zoom и Ascend представили и серверы цифрового доступа в Интернет на базе этого протокола. Примерно в тот же период стали поступать и жалобы пользователей на то, что ситуация с заявленной 100%-ной совместимостью, мягко говоря, не вполне соответствует действительности.

Столь быстрое окончание тестовых испытаний объясняется желанием компаний выйти со «стандартизованным» продуктом на рынок первыми и претендовать на стандарт де-факто. Но если с точки зрения конечных пользователей модемов переход на V.90 не представляет никакой проблемы, то для перевода на новый стандарт серверов удаленного доступа может потребоваться время, в течение которого провайдеры проведут тщательное тестирование на совместимость со всеми пользовательскими модемами. Поэтому пользователям пока не стоит торопиться с переходом на новый стандарт, так как все равно они смогут им воспользоваться только после того, как провайдеры внедрят его.

Основная масса потребителей это осознает и продолжает занимать выжидательную позицию, что неожиданно сформировало в сегменте новую нишу модемов. В конце февраля 1998 г. компания Hayes представила новую технологию, которая одновременно поддерживает два протокола: V.90 и K56flex. В результате эта технология обеспечивает высокоскоростной доступ к максимальному числу провайдеров Интернета, предлагающих услуги 56К.

Специалисты по исследованию рынка рисуют для 56-кбит модемов радужные перспективы. Согласно прогнозу компании VisionQuest 2000, их производство увеличится с 50 млн. шт. в 1997 г. до 75 млн. в 2000 г. При этом в течение 1998 г. суммарная стоимость модемов, приобретаемых отдельно, возрастет на 60% и достигнет 1,2 млрд. долл.; еще 800 млн. долл. должны принести поставки модемов в составе новых ПК.

Развитие V.90 в России

Технологически в плане перехода на V.90 модемы Courier, поставляемые сейчас в нашу страну, привлекательны для пользователей, поскольку используют флэш-память. Все устройства, предлагаемые под торговой маркой USRobotics, можно легко модернизировать до единого стандарта V.90 на 56К-модемы. Для этого необходимо скачать соответствующее ПО с Web-узла 3Com и загрузить его в модем. По заявлению представителей RRC (ведущего дистрибьютора 3Com в России), модернизацию модема можно произвести бесплатно в офисе этой компании.

Представители RRC также сообщили о начале поставок на российский рынок модемов Sportster Message Plus, поддерживающих стандарт V.90, с функцией автономной работы. Модем самостоятельно может принимать факсимильные и речевые сообщения. Sportster Message Plus сохраняет в своей памяти до 60 страниц текста или наговоренные сообщения общей длительностью 30 мин. Позже пользователь может включить ПК и обработать входящую корреспонденцию. С этим устройством 3Com вторгается в сферу SOHO/SBSO, где традиционно сильна компания ZyXEL, все модемы которой поддерживают набор функций модем/автоответчик/факс/АОН, а модель Omni, как и Message Plus, работает в автономном режиме. В свое время пионером здесь выступила IBM с модемом ComCentral 33,6*, а теперь и два ведущих производителя начали разрабатывать этот сегмент. Есть основания полагать, что в течение 1998 г. на рынке появится ряд автономных модемов от прочих поставщиков.

Однако использование протокола V.90 пока сдерживается малым количеством цифровых АТС. Возможных выхода два - либо провайдер должен перехватить цифровой поток еще на АТС пользователя (т.е. сразу после «последней мили»), либо абонент, работающий на скорости 56 кбит/c, должен изначально строить свой информационный обмен на цифровой инфраструктуре. Пока в Санкт-Петербурге этим занимается компания «Петерстар», а в Москве помимо МГТС еще 7 телефонных компаний. Их расценки приведены в таблице.

Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что реальное использование скоростного асинхронного протокола V.90 в России на базе цифровой телефонии пока еще сдерживается низким платежеспособным спросом населения. Что же касается корпоративных пользователей, то, оплатив прокладку линии, большинство компаний принимают решение о покупке сервиса ISDN. Возможно, через год-два конкуренция заставит телефонных операторов снизить цены на цифровую связь, а производители тем временем окончательно отладят взаимодействие устройств. И тогда V.90 займет свое место на рынке услуг модемной связи в России.

Реселлеры «изменяют» 3Com

Корпорация 3Com совместно с компанией RRC в начале апреля анонсировала двухмесячную маркетинговую акцию, направленную на популяризацию модемов семейства Courier X2 Upgradeable. Программа ориентирована в первую очередь на розницу - магазины Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Стратегически цель рекламной кампании формулируется просто - привлечь в ряды пользователей модемов Courier тех людей, которые впервые покупают устройство доступа в компьютерные сети по телефонным линиям.

Ирина Кандыкина, пресс-атташе компании RRC, полагает, что «в результате модем Courier получит «вторую жизнь» в качестве наиболее популярного модема для любителей Интернетf». Пока эта марка оценивается в России как техника профессионального класса, а модемом начального уровня по праву можно назвать USRobotics Sportster.

Очевидно, что бестселлерами в I квартале 1998 г. были две внешние модели: модем, ориентированный на преимущественную работу с голосовыми сообщениями USR Sportster 33600 Voice и профессиональная дорогая модель USR Courier 33600 Dual Standard. Последняя дороговата и поэтому ранее была недоступна для большинства частных пользователей. Это приводило к отложенному спросу, особенно в регионах, когда потребители хотят видеть у себя на столе Courier, но в силу финансовых причин покупали Sportster.

Однако за последний год произошли два значительных изменения, которые дают основание маркетологам RRC надеяться, что сейчас эти модемы можно уже оценивать как оборудование для потребительского рынка. Первым стало снижение в 1997 г. цены на Courier на 25-30%, что увеличило количество его потенциальных покупателей. Вторым представители компании назвали высокие технические показатели этого модема. «Российский потребитель уже готов платить за качественный и комфортный модем 200 долл.», - отметил генеральный директор RRC Константин Сидоров. Правда, в настоящий момент в Москве у разных реселлеров модем Courier стоит на 20–30 долл. дороже.

Кстати, увеличению сбыта модемов Courier должно содействовать широкое распространение в СНГ концентраторов удаленного доступа семейства Total Control, в состав большинства которых входят модемы Courier. По данным RRC, этими концентраторами оснащено более 70% узлов провайдеров Интернета в странах СНГ.

Конец 1997 г. показал, что зарабатывать деньги на недорогих USR Sportster реселлерам становится все сложнее, потому что рынок очень насыщен. Жесткая конкуренция вынуждает реселлеров работать на низкой марже и параллельно подыскивать себе что-то альтернативное с большей нормой прибыли. Например, компания R&K, уловив такую тенденцию, еще год назад успешно раскрутила в России линию модемов SkyRocket. У «Макета» такой «экологической нишей» считается линейка факс-модемов Brightcom тайваньского вендора AusPro на чипсетах Rockwell и AT&T (для модификации PC-CARD). Что же до RRC, то в январе компания заключила дистрибьюторское соглашение с тайваньской фирмой Best и сейчас продвигает ее четыре модели: 33614DH и 33614DE, работающие по протоколу V.34bis на скоростях до 33,6 кбит/c, а также две новые, V.90 5614XE и 5614XH стандарт.

Сейчас существует хоть и не глубокий, но все-таки достаточно емкий региональный рынок модемов по цене в два раза меньшей, чем младшие модемы от 3Сom. В частности, модемы BrightCom предлагаются по цене 70–80 долл., и ценовой зазор до ближайшей модели в линейке Sportster составляет 35 долл. Естественно, что региональным дилерам это выгодно, и традиционные дилеры 3Com не намерены упускать этот сегмент. Тем более, что, как утверждает Галина Белянина из «Макета», «альтернативные бестселлерам продукты уступают лидеру российского рынка Sportster в качественном плане лишь немного».

* Подробно о ComCentral см. CRN/RE № 22/1997 с.44 «Такие разные модемы. Анализ технологической конъюнктуры».

Расценки столичных операторов на услуги цифровой телефонной связи (без учета НДС)

Оператор Стоимость установки линии, долл. За вторую линию, долл. Месячная абонентская плата, долл. Местные звонки (за минуту) Скидки (время суток)
Comstar833,3362500
Combelga450–7500–600200
DirectNET1)029000–24000–29000,03 долл.25–30% с 20.00 до 8.00
MTU-Inform2)750 75025020–30% с 21.00 до 9.00
PTT Teleport850 10026 коп
Sovintel750750250
Telmos6506500–700,03 долл.от 25 % с 23.00 до 8.00
1) Компания DirectNET ориентирует свои услуги на корпоративных пользователей.
2) MTU-Inform указала цены за прокладку линий для минимального количества в 50 номеров, а тарифы - для офиса на 100 номеров.

Версия для печати (без изображений)