Шестой ежегодный форум «Программные миры HP-2009» состоялся в сентябре в Москве. Мероприятие это преимущественно клиентское, рассчитанное на руководителей ИТ-служб разного ранга. Каждый год в нем принимает участие более полутора тысяч человек, параллельно проходит выставка партнерских решений. Нынешний форум — юбилейный, так как в этом году HP отмечает сорокалетие работы на российском рынке.

На этот раз в рамках форума была анонсирована концепция HP для финансового управления информационной инфраструктурой — IT Financial Management (ITFM), помогающая оценить эффективность использования ИT-ресурсов. Представлен первый продукт указанной линейки — HP Financial Planning and Analysis (FP&A), который позволяет организовать управление ИT-инфраструктурой как коммерческим предприятием и продемонстрировать значение ИT-услуг для развития основного бизнеса.

В этом году на «Программных мирах» прозвучали отчеты о российских проектах, в том числе о внедрении в «Атомэнергопроме» основных элементов системы управления ИТ-активами на базе платформы HP Asset Center. Представители Сбербанка России рассказывали о проекте по внедрению централизованного средства автоматизации проектного управления на принципах портфельного управления (НР РРМ) и Lean-менеджмента, а сотрудники Мосэнерго поделились опытом перехода на новую платформу на базе ПО HP Service Manager. Интересен был и опыт ФТС по организации службы технической поддержки, автоматизации управления инцидентами и конфигурациями, прежде всего с учетом масштабов и территориальной разбросанности организации.

Из «квазиклиентских» выступлений стоит отметить доклад Беатрис Андерс, архитектора ИС компании Т-Systems. Андерс рассказывала об одном из проектов германского подразделения фирмы, являющегося сервис-провайдером. В некотором смысле доклад прозвучал как «воспоминание о будущем», поскольку задачи оптимизации клиентских систем из полностью переданных подрядчику 3,6 тыс. серверов, на которых работает 200 приложений, пока не стали нормой в российской практике аутсорсинга дата-центров. Соответственно и системы мониторинга и управления HP, которые применяют в Т-Systems, на таких масштабах демонстрируют широчайшие возможности этих приложений, пока в российской практике не известные.

Актуален для нашей страны был великолепный доклад Калеба Симы. Вице-президент HP WWW, директор по технологиям HP взбежал на сцену конференц-зала «Рэдиссон-Славянской» в джинсах и тенниске и за полчаса «на пальцах» показал аудитории, насколько просто и легко можно получить доступ к онлайн-базам данных, веб-серверам, закрытым зонам с ограничением доступа, запароленным входом. Большая часть демонстрации велась онлайн: Сима просто зашел в Google, поискал подходящие страницы и показал, как можно взломать на этих сайтах то, что хочешь, включая сайт гостиницы, где проходила конференция. Не было ощущения, что страницы выбраны заранее, — просто типовые ошибки и дыры в безопасности так широко распространены, что можно брать любую и не прогадать.

Кроме того, что такой доклад четко очертил основные тенденции обеспечения безопасности в мире Web, он стал и отличным примером того, как нужно продавать свой софт. Три основных направления угроз были проиллюстрированы: онлайн-базы данных и экстракция информации из них, доступ к сайтам и взлом паролей, выполненных во флеш-приложениях. Целый маленький театр, и только одна фраза: «Подразделение, которое я возглавляю, производит средства защиты от всего этого». И адрес электронной почты докладчика на последней странице презентации. Изящно.

Однако большая часть докладов и второй день конференции, в основном, были посвящены вопросам организации ИТ-сервисов. Особое внимание уделялось вопросам анализа жизненных циклов ИT в организациях, управления ИТ-активами, созданию единого механизма управления портфелем проектов и услуг, особенностям финансового учета и бюджетирования деятельности ИT-департамента. Во второй день прошло заседание независимого ITSM-форума.

Необходимо отметить, что реальный интерес российских заказчиков к идеям ITSM, вопросам мониторинга, управления инфраструктурой и самими ИТ-отделами, безусловно, вырос в этом кризисном году, и отношение к этим вопросам постепенно превращается из заинтересованного любопытства в насущную потребность. Доклад об аналитическом исследовании «Практика использования ИТ-услуг на российских предприятиях», проведенном совместно российским ITSM-форумом и журналом Intelligent Enterprise, прозвучавший во второй день конференции, показал, что в России с методологией ITSM знакомы пока плохо, и возможно, с этим связан большой крен в сторону управления инцидентами.

Вместе с тем некоторые эксперты из числа ИТ-директоров полагают, что кризис не закончится ростом, похожим на тот, что происходил в последние несколько лет. Он завершится выходом «на плато», причем движение по этому «плато» будет довольно продолжительным, возможно, многолетним. Для бизнеса это будет означать жизнь на непривычно низкой прибыли, а для ИТ-подразделений — требование считать каждую копейку и каждый рабочий час. А при таком подходе невозможно обойтись без инструментов, позволяющих автоматизировать сервисное управление ИТ.


Версия для печати (без изображений)