Разработчики сетевых решений, призванных помочь администраторам и интеграторам, вместе с предприятиями переходят от реактивного управления сетями к проактивному. Они создают средства, помогающие фильтровать и интерпретировать сетевые данные и позволяющие управлять сетью с одной консоли.

Что такое сетевое управление? В принципе, все, что производитель сможет под таким названием продать. Единого определения в данный момент не существует.

В идеале сетевое управление должно наделять сетевого администратора почти божественными силами, дабы он знал и видел все происходящее в сети. Но, увы, администраторы - всего лишь люди, и системы сетевого управления, находящиеся в их распоряжении, зачастую выдают им слишком много бесполезной информации. «Это жуткая мешанина», - сказал Майк Макконнелл, директор компании Infonetics Research по корпоративному управлению и ЛВС.

Производители, занимающиеся сетевым управлением, пытаются изменить парадигму - от реактивного управления к проактивному. «Только тогда сеть будет работать на вас, а не вы - на сеть», - сказал Макконнелл. Идея неплоха, но ей пока не хватает прочной основы. «Это все равно что пытаться повесить Ван Гога на картонную стенку», - добавил он.

«Сейчас производители пытаются создать инфраструктуру - предлагают средства фильтрации и интерпретации лавины сетевой информации, а также обучение и поддержку. На рынке сетевого управления активно работают компании: Hewlett-Packard, 3Com, Bay Networks*, Cisco Systems, Cabletron Systems, Computer Associates (CA) и Tivoli Systems.

Компания CA применяла двухуровневый подход к рынку сетевого управления. На высшем уровне для управления сетью, а также приложениями и базами данных всего предприятия используется Unicenter TNG.

«Традиционно о сети говорилось, как о некой изолированной сущности, - сказал Йогеш Гупта, старший вице-президент CA. - Теперь предприятие смотрит на сеть, как на способ поддержания делового процесса».

Задача Unicenter - предоставлять сетевому администратору только полезные данные. «Пользовательский интерфейс исключает хаос в данных, - добавил Гупта. - Мы использовали реальный интерфейс с трехмерной анимацией и графикой». Более прозаично выглядит Network IT, компонент сетевого управления Unicenter, продаваемый отдельно.

Отдельно взятый продукт - это еще не решение. СА проводит обучение не только пользователей, но и реселлеров, которые также представляют определенные услуги: ведь после установки система должна быть сконфигурирована.

В настоящее время около 20% сбыта CA приходится на долю реселлерского канала, но компания надеется довести ее до 50%. По словам Гупта, более 80% услуг, относящихся к сетевому управлению, отдано в реселлерский канал. Цены на Unicenter TNG начинаются с 3 тыс. долл., но в среднем составляют около 100 тыс. долл., а в некоторых конфигурациях достигают и миллиона. Цена Network IT начинается с 2 тыс. долл., но может достичь 100 тыс., в зависимости от масштаба проекта.

Для сетевого управления предназначено и семейство продуктов Optivity компании Bay Networks. Optivity Enterprise относится к классу high-end, его цена - чуть меньше 20 тыс. долл., Optivity Campus покрывает средний уровень при цене около 5 тыс. долл., а Optivity Workgroup - нижний уровень при цене 199 долл.

Чем выше класс продуктов Optivity, тем шире их функциональные возможности. Optivity Enterprise, например, предоставляет агрегированные данные о работе сети. «Можно наблюдать за отказами и оценить их последствия. При мониторинге активности сети Optivity учитывает ее топологию и показывает только то, что должен видеть сетевой администратор.

Как и Bay Networks, Cabletron также привнесла в сетевое управление свои достижения в области аппаратных решений. Spectrum Enterprise Manager 5.0 полностью использует интерфейсные возможности Web-технологии и предоставляет два уровня управления. Цена Spectrum Server начинается с 10 тыс. долл., за дополнительные 5 тыс. долл. Spectra Graph обеспечит визуализацию и отображение сети.

Компания Tivoli ориентируется на сетевое управление по принципу «сверху вниз». Пакет NetView обеспечивает управление сетью, системой и приложениями и предназначен для разнородных сетей, сочетающих различные платформы, включая Unix, Windows NT и MVS, сказал Том Бишоп, вице-президент по развитию.

На этапах до- и послепродажной поддержки компания полагается на реселлеров. «Мы больше внимания стали уделять реселлерам, - заявил Бишоп. - Сегодня около трети нашего дохода идет через реселлерский канал и две трети - напрямую. Но реселлерская доля сбыта растет быстрее».

Подход 3Com к сетевому управлению также основан на опыте разработки аппаратных средств. Все больше внимания фирма уделяет управлению «сверху вниз». Как сказал Майк Кукиш, менеджер компании по продуктам, раньше 3Com занималась управлением отдельными устройствами. Со временем специалисты поняли, что это неприемлемо, особенно при создании сложных сетей.

Семейство продуктов 3Com называется Transcend Enterprise Manager. (этой осенью оно получит новое название - Transcend Network Control Services), диапазон цен - от 3495 до 9995 долл. Технологии, необходимые для расширения функций Transcend, 3Com получает от других компаний.

Компания HP использует для управления сетями Network Node Manager 6.0, предлагаемый в рамках ее серии продуктов OpenView. «Мы хотим облегчить конфигурирование и поставку сети», - сказал Джим Хассельмайер, менеджер по маркетингу HP.

«Тенденция к проактивному управлению появилась недавно», - говорит Беки Хеннинг, менеджер по маркетингу продукции HP. По ее словам, около четверти клиентов компании использовали для своих целей ранние версии Network Node Manager, добавляя самостоятельно разработанные модули для достижения необходимых характеристик. Проактивное управление означает способность обнаруживать проблемы до их проявления и планировать соответствующие модификации сети, вместо того чтобы реагировать на уже возникшие в сети проблемы, отыскивая и устраняя их.

Хеннинг сказала, что более 300 VAR’ов обучены продаже этого продукта и оказанию консультаций, помогающих полностью использовать его возможности.


Версия для печати (без изображений)