К вопросу о состоянии дел на рынке мониторов редакция CRN/RE уже обращалась в июльском опросе (см. «Мониторы лучше покупать сейчас», CRN/RE № 14 от 24.07.98 ). Его участники ожидали, что к середине осени пройдет снижение цен и перераспределение долей мониторов с диагоналями 14, 15 и 17 дюймов. В результате «маленькие» модели полностью уйдут из продажи, их место займут 15-дюйм мониторы, а «семнашки» станут «перспективными моделями года». Чтобы определить нынешние тенденции рынка мониторов, Служба информации CRN/RE провела очередной оперативный телефонный опрос реселлеров во второй половине октября. На этот раз респондентами стали московские розничные фирмы. Розничные, поскольку именно у них есть наиболее полная и оперативная информация о состоянии потребительского рынка, а столичные потому, что в большинстве регионов компьютерный рынок до сих пор переживает последствия кризиса. К сожалению, удалось получить ответы только 40 компаний (из 160, указанных в каталоге «Кто есть кто на компьютерном рынке»), так как остальные либо прекратили работу, либо не смогли ответить на наши вопросы (таких оказалось 20). Служба информации CRN/RE благодарит всех, кто любезно согласился ответить на наши вопросы и надеется на дальнейшее сотрудничество.

1—5. Распределение предложений. Процент реселлеров, назвавших данного изготовителя

14-дюйм мониторы

На диаграмме «14-дюйм мониторы» за 100% принято общее количество предложений 14-дюйм мониторов — 54. Четвертая их часть — продукция ViewSonic. Следом идут мониторы Samsung (13%)*, а за ними — LG (11%). В категорию «Другие» вошли изделия Bridge, Hitachi, MAG, NEC, Siemens, Targo, Compaq, OptiQuest, Panasonic.

15-дюйм мониторы

При определении долей изготовителей 15-дюйм мониторов на диаграмме за 100% принято количество предложений — 138. Чаще других предлагают продукцию ViewSonic (18%), далее следуют мониторы Sony (12%). Третье место поделили Samsung и Panasonic — по 9%. В категорию «Другие» занесены Amada, Belinia, Bridge, JVC, Mitsubishi, Targo, Siemens.

17-дюйм мониторы

17-дюйм мониторы несколько отстали от 15-дюйм — 130 предложений. На диаграмме «17-дюйм мониторы» это число принято за 100%. Из них 19% приходится на изделия ViewSonic. Доля Sony несколько меньше — 13%, а продукцию Panasonic предлагают почти 10% дилеров. Кроме указанных на диаграмме упоминались 17-дюйм мониторы Amada, Eclipt, Hyundai, JVC, Targo, Daewoo, Elsa, Radius, Siemens.

19-дюйм мониторы

19-дюйм мониторы встречаются значительно реже, чем 17 и 15-дюйм, — всего 66 предложений. Из этого количества 17% — продукция ViewSonic, по 12% моделей Sony и Panasonic и 8% Nokia. «Другие» — изделия компаний Belinia, Compaq, NEC, Philips, Targo, Elsa, LG, MAG, OptiQuest, Radius — в сумме дают четверть предложений в этой группе.

21-дюйм мониторы

Мониторы с диагональю 21 дюйм предлагали 76 раз. Почти пятую часть предложений составляет техника ViewSonic. 12 и 11% пришлось на продукцию Sony и Panasonic соответственно. В категорию «Другие» вошли мониторы Eclipt, Compaq+Digital, MAG, NEC, OptiQuest, Siemens, Targo, Elsa, Mitsubishi, Radius.

6. Структура предложений мониторов

Доля мониторов с данной диагональю

Компании-изготовители и размеры мониторов (диагонали 14, 15, 17, 19 дюймов и выше). Из 40 опрошенных только семь продают мониторы одного производителя, остальные работают с двумя и более марками. Наиболее часто упоминались ViewSonic, Sony, Panasonic и Samsung — их продукцией торгуют соответственно 27, 19, 14 и 13 компаний. Модели Hewlett-Packard, LG и Philips предлагали девять реселлеров. Немного меньше — семь — предлагают мониторы NEC, шесть фирм реализуют изделия Daewoo, Hitachi и Nokia. Мониторы Optiquest и объединенной Compaq упоминались в ответах по пять раз. Продукция MAG представлена у четырех реселлеров, а Barco, IBM, Mitsubishi — у трех. Кроме того, дилеры называли такие компании, как Amada, Bridge, Belinia, Elsa, Eclipt, Hyundai, JVC, Radius и Siemens. Поскольку большинство продавцов предлагают несколько моделей, за 100% в опросе принято не количество компаний (40), а число предложений. Для данной диаграммы оно составило 464 — именно столько мониторов различных изготовителей и размеров (от 14 до 21 дюймов) назвали респонденты.

Самыми популярными оказались 15-дюйм модели. На их долю приходится почти треть всех предложений, немного меньше — 28% занимают «семнашки». Оставшиеся 42% поделили 19 (14%), 14 (16%) и 21-дюйм (12%) мониторы. Для справки: в июле продавцы ожидали, что 17-дюйм мониторов будет продаваться немногим меньше, чем 15-дюйм, а на долю 14- и 17-дюйм моделей придется по 20%.

7—10. Наличие у реселлеров информации о программах по работе с партнерами

Panasonic Sony Samsung ViewSonic
ДаНет ДаНетДаНет ДаНет
46%54%44%56%25%75%63%37%
Торговые партнеры ожидают от изготовителей вполне конкретной поддержки, помогающей в продвижении товара на рынке. Дилерам необходимы: рекламная продукция, поддержка дистрибьюторского склада, гарантийное обслуживание (сервисные центры), регулярное снижение цен и дополнительная информация о товарах. Респонденты отмечали, что им не всегда удается работать напрямую с изготовителем, и о многих программах, в том числе о снижении цен и новинках, они узнают только от крупных дистрибьюторов или из web-страниц. Представитель одной из компаний уверен: независимо от Интернета основную информацию приходится искать самому. А по мнению другого дилера, то, что можно найти на сайтах, «...хорошо только для конечного пользователя».

Дилеры говорят, что на мнение потребителей кроме прочего оказывают влияние рекламные акции: «Примерно год назад, когда Samsung очень агрессивно продвигала свои мониторы, покупатели старались приобрести именно их, — рассказывает один из дилеров. — Потом благодаря маркетинговым ходам появился спрос на продукцию ViewSonic, в настоящее время вырос интерес к мониторам Daewoo». Партнер компаний Siemens и Digital комментировал их политику так: «Digital сейчас практически не проводит никаких программ. После того как она была продана Compaq, у нее пропала необходимость проводить агрессивную политику на рынке. Siemens же не может ни на кого положиться и поэтому предпринимает активные маркетинговые шаги на рынке мониторов». По оценкам реселлеров, в последнее время особенно активизировала деятельность компания LG. Ее широкомасштабная рекламная кампания кажется особенно эффективной на фоне общей кризисной ситуации.

Такие мероприятия изготовителей, как распродажи, конкурсы на звание «Лучший партнер», дилеры рассматривают как рекламные трюки, призванные привлечь внимание прессы и конечных потребителей, но не дающие ничего для реально работающих компаний. По мнению одного из дилеров, «...предлагаемые нам программы — это не что иное, как очередная пирамида (как МММ или ГКО). Кроме того, когда под участие в программе товар со складов производителей приходится в буквальном смысле слова «выбивать», это уже мало похоже на продвижение продукции».

По мнению дилеров, участие в программах требует необоснованно большой траты сил и времени, и поэтому часть тех, кто раньше принимал участие во всевозможных конкурсах, сейчас от них отказываются.

Приведенные диаграммы с оценкой реселлеров этого показателя были составлены для наиболее часто упоминаемых изготовителей — ViewSonic, Sony, Panasonic и Samsung. В той или иной мере получают информацию о программах изготовителей почти две трети партнеров VewSonic, около половины дилеров Sony и Panasonic и четверть продавцов техники Samsung.

11—14. Оценка реселлерами работы поставщиков

Panasonic Sony Samsung ViewSonic
Отлично %Хорошо %Удовлетворительно %Неудовлетворительно % Отлично %Хорошо %Удовлетворительно %Неудовлетворительно %Отлично %Хорошо %Удовлетворительно %Неудовлетворительно % Отлично %Хорошо %Удовлетворительно %Неудовлетворительно
8317 682 66187391269154

«Поставщики у нас нормальные, — говорит представитель одной из компаний. — Но законодательная база нашей страны, с которой им приходится работать, еще очень несовершенна. Это все равно, что нигерийца, чемпиона мира по бегу, привезти в Сибирь и заставить бежать в 40°-ный мороз. Как вы думаете, покажет он хорошие результаты? Так и здесь — другие в этой ситуации вообще бы ничего сделать не смогли».

Представитель другой компании считает, что дистрибьюторы для того и созданы, чтобы работать только на «отлично». Прямо противоположное мнение высказывает еще один реселлер. «И раньше-то поставить «отлично» было некому, а сейчас ставить «плохо» нельзя: на всех повлиял кризис. Но если нам что-то надо, мы это все равно получим», — уверен он.

Недовольство партнеров вызывает работа складов поставщиков продукции NEC и Nokia. Как рассказали в одной из компаний, торгующей мониторами Nokia, «...с самого начала политика этого изготовителя была не из лучших, но нам удалось заставить дистрибьюторов иметь на складе тот товар, который нужен нам».

Для партнеров NEC самая большая проблема — несоблюдение сроков отгрузки. «По сравнению с мировыми показателями объемы реализации этих мониторов в России не велики, — говорит один из продавцов. — Поэтому возникает впечатление, что о наших заказах вспоминают в последнюю очередь».

Продавцами отмечено, что удачным было решение компании Siemens по организации экспресс-склада, с которого можно достаточно быстро получить необходимый товар.

А один из продавцов мониторов Barco считает, что в принципе все проблемы разрешимы, главное, чтобы сроки поставки (пусть и большие) всегда соблюдались. «У этого изготовителя срок выполнения заказа — 4 недели. Но он никогда не нарушался. Мы это знаем и стараемся заказывать наиболее популярные модели заранее», — говорит он.

Диаграммы иллюстрируют оценку работы складов партнеров наиболее упоминаемых изготовителей (ViewSonic, Sony, Panasonic и Samsung). В подавляющем большинстве реселлеры удовлетворены поставщиками. Оценку «хорошо» поставили примерно 70% продавцов техники ViewSonic и Samsung и более 80% партнеров Sony и Panasonic.

Версия для печати (без изображений)