Экономический кризис заставил многих клиентов, ранее ориентированных на Compaq и Hewlett-Packard, обратить внимание на более дешевое оборудование - «brand name второго уровня». К этому классу можно отнести и DTK, которая помимо компьютеров и мониторов производит комплектующие (системные, звуковые и видеоплаты и др.), сетевое оборудование и клоны Sun и Alpha.

Сейчас в России три официальных дистрибьютора продукции DTK: «К-Системс» (ранее входила в состав холдинга «КАМИ»), «Ланк» и Advanced Technology Group (ATG). И если две первые компании хорошо известны, то последнюю можно назвать новичком - дата ее основания 1 августа 1998 г. По словам Вячеслава Кузьменкова, директора ATG по продажам, компания была учреждена «некой панъевропейской структурой» для продвижения продукции DTK на российском рынке и поэтому других линеек в ассортименте нет. Вячеслав Кузьменков отмечает, что существует риск «диктата поставщика», но пока «о ценах договариваемся, не без трудностей, конечно».

Компьютеры DTK на 10% дешевле аналогичных моделей Compaq и немного дороже техники отечественной сборки. В России эта рыночная ниша практически свободна. Ранее ее занимала Acer, но г-н Кузьменков считает, что сейчас она смещается в более «дорогой» сектор рынка, и единственным конкурентом DTK остается CLR. Однако Виктор Молчанов, вице-президент CLR, утверждает, что фирма не ощущает конкуренции DTK. Такого же мнения придерживается и Владимир Бронников, директор «Ланк» по маркетингу: «Торгуя компьютерами DTK, мы не ощущаем конкуренции CLR. Ситуация с Acer иная: тайваньская компания имеет значительное преимущество за счет оперативных поставок и возможности заказа конфигурации, что особенно нравится реселлерам».

Наверное, определенную роль в бесконфликтном сосуществовании CLR и DTK играет не только то, что доля канадской компании на российском рынке не велика, но и «раскрученность» торговой марки - рекламу CLR можно увидеть на телевидении, а рекламу DTK не встретишь даже в специализированной прессе. Менеджер отдела продаж «К-Системс» Наталия Гурьянова отметила, что рекламировать торговую марку без поддержки поставщика сейчас, наверное, не возьмется ни один дистрибьютор.

Партнеры DTK утверждают, что им не тесно на рынке. Вячеслав Кузьменков считает, что у ATG только один потенциальный конкурент - «Ланк», но пока компании друг друга не замечают. С ним согласен и Владимир Бронников: «Мы не ощущаем конкуренции, хотя и интересуемся, как работают другие». В то же время Наталия Гурьянова отметила: «Присутствие на рынке конкурентов заметно, но дорогу нам пока никто не перебегает». Хотя за время кризиса объемы продаж уменьшились, «К-Системс» продолжает поставки оборудования, так как клиенты привыкли к торговой марке DTK.

Спокойная ситуация, вероятно, объясняется и тем, что компании работают в разных секторах рынка. Среди партнеров «Ланк», закупающих оборудование DTK, преобладают компании розничной торговли, основные покупатели «К-Системс» - и розничные продавцы, и корпоративный сектор, а у дилеров ATG преобладают корпоративные заказчики.

Но несмотря на то, что некоторые дистрибьюторы считают торговлю комплектующими весьма прибыльным делом, их предлагает только «К-Системс», а «Ланк» и ATG ограничиваются компьютерами и мониторами.

По мнению Вячеслава Кузьменкова, кризис благоприятно скажется на деятельности компании: Compaq и Hewlett-Packard потеряли часть рынка, и многие реселлеры и корпоративные клиенты обратили внимание на brand name второго уровня. «Когда крупные дистрибьюторы сокращаются, мы растем», - подытожил он. Однако пока нельзя сказать, что появилась устойчивая тенденция к переходу клиентов от Compaq и Hewlett-Packard к DTK. «Сейчас клиенты «затаились». Идет перераспределение средств, и многие рассматривают варианты закупок», - так охарактеризовал г-н Бронников сегодняшнюю ситуацию. А по мнению Эдуарда Воронецкого, уже можно говорить о вытеснении компьютеров brand name отечественными производителями.


Версия для печати (без изображений)