За последние полгода сразу два крупных ИТ-дистрибьютора — Merlion и «Марвел» — объявили о подписании нескольких соглашений с производителями устройств для чтения электронных книг. Для обоих дистрибьюторов это направление новое, и оба считают его довольно перспективным.

Судя по данным аналитиков, рынок электронных «читалок» в России растет быстро и потенциально имеет довольно высокую емкость, но пока находится в зачаточной стадии. По оценкам аналитической группы SmartMarketing, в 2009 г. было продано 189 тыс.* устройств для чтения электронных книг (EBR) (всех типов и категорий, включая «читалки» с экранами на базе «электронных чернил», e-Ink и ЖК-технологии). Аналитики SmartMarketing подчеркивают, что в 2009 г. рынок EBR стартовал не с нуля (к началу 2009 г. рынок преодолел порог в 200 тыс. устройств на руках), но с весьма скромных показателей. Товарная группа ридеров с экранами на базе «электронных чернил» (e-Ink) на российском рынке начала формироваться с 2007 г., однако эти устройства широко не продавались в силу технических особенностей и ограниченности предложения e-Ink-экранов.

Как отмечают аналитики, в данном сегменте чрезвычайно высока динамика роста: в 2009 г. от квартала к кварталу продажи увеличивались в полтора — два раза. В основном ридеры покупали обычные пользователи ранее далекие от сектора гаджетов. Это, по мнению SmartMarketing, позволяет уверенно прогнозировать значимый рост сегмента в ближайшие два — три года и сохранение текущих темпов роста еще минимум в течение года.

Аналитики уверены, что причиной резкого роста продаж «читалок» в 2009 г. стали как естественные рыночные факторы (в том числе макроэкономические, а также активность производителей), так и изменение структуры спроса: чтение электронных книг — одно из самых популярных приложений для мобильных устройств, среди пользователей WID-чтение устойчиво занимает позицию в первой тройке наиболее важных задач.

Как отмечает SmartMarketing, во второй половине 2009 г. появились (или стали известны, активно проникая в каналы продаж) сразу несколько новых — и весьма активных — игроков. В частности, это марки iRiver Story, FR Book, «Азбука» и др. Большинство из них стало заметно лишь к IV кварталу 2009 г., но ряд марок демонстрирует впечатляющую динамику развития и, как считают аналитики, расстановка сил в этом секторе в 2010 г. значительно изменится.

«Явный лидер — марка PocketBook (создан в 2007 г. по инициативе «Украинской полиграфической группы»), — отмечают аналитики SmartMarketing. — За пару лет компания стала основным игроком, в частности, благодаря довольно оригинальной политике разработки ПО. В сочетании с адекватной продуктовой стратегией, ценами и агрессивной рекламой компании удалось продвинуть устройства PocketBook не только на российском (точнее, рынке стран СНГ) рынке, но и выйти за его пределы (PocketBook Global)». По оценкам SmartMarketing, особое место занимают устройства Sony и Amazon. Первая (входит в тройку лидеров продаж) обязана своей позицией активности «серого» канала. Аналогичная ситуация с книгами Amazon Kindle, но в России их продается значительно меньше, чем устройств Sony.

Основным каналом продаж в 2009 г. оставались интернет-магазины: согласно оценкам SmartMarketing — более 80%, что является довольно типичным для сравнительно молодого сектора, связанного с товарами технологической группы.

Но вернемся к дистрибьюторским соглашениям.

Как сообщил Сергей Расколов, директор по сбыту Merlion, товарная категория «электронные книги» введена в январе 2010 г. в рамках нового направления бизнеса «Бытовая техника, электроника, сотовые телефоны» (само направление открыто в декабре 2009 г.). Уже во II квартале 2010 г., по словам Расколова, продажи книг в 5 раз превысили показатели I квартала и, по оценкам самой компании, Merlion заняла на рынке электронных книг (в оптовых и розничных продажах) порядка 15% в штуках. К концу года планируется увеличить долю до 30—40%.

«Устройства для чтения электронных книг — это совершенно новое направление в компании «Марвел». В мировом масштабе оно развивается уже около 10 лет, однако у нас появилось совсем недавно. Эта продукция обошла «классический» ИТ-рынок, она продавалась в интернет-магазинах, ею занимались нишевые узкоспециализированные дистрибьюторы», — напомнил Александр Розов, руководитель направления «ЦФК, устройства печати и воспроизведения» компании «Марвел».

Сейчас в ассортименте Merlion представлены электронные «читалки» Digma, Pocketbook, ViewSonic, «Азбука», Lbook, Iriver. «Pocketbook, Lbook и «Азбука» — лидеры рынка электронных книг, — пояснил причины выбора продукции именно этих вендоров Сергей Расколов. — Их продукция узнаваема и пользуется устойчивым спросом. Электронные книги Digma и ViewSonic — новые продукты известных производителей. Digma — хороший вариант «читалки», продуманный, с дополнительными опциями, такими как прослушивание музыки (WMA / MP3 / WAV / OGG) и FM-радио. ViewSonic — сильный, известный бренд, в качестве его продукции сомневаться не приходится. Появившаяся недавно на мировом (и российском рынке) электронная книга ViewSonic имеет все шансы быстро обрести популярность».

В продуктовом портфеле «Марвел» есть «читалки» лидирующих вендоров — PocketBook и Lbook. По словам Александра Розова, «выбор PocketBook обусловлен тем, что это на данный момент лидер рынка электронных устройств для чтения». Lbook более дешевые, отмечает он, но не менее технологичные.

SmartMarketing прогнозирует увеличение рынка устройств для чтения электронных книг в России за 2010 г. в 2,3-2,5 раза (до 440—470 тыс. шт. В пятилетней перспективе потенциальная емкость этого рынка, по оценкам SmartMarketing, составляет не менее 4 млн. шт.

Основными трендами, определяющими развитие сектора, SmartMarketing считает следующие: рост интереса к электронным книгам в целом; снижение средней цены и массовое преодоление психологически важного порога в 10 тыс. руб.; увеличение доли регионов (чему есть объективные предпосылки, в частности, ограниченный ассортимент и длительные сроки появления там книжных новинок); значимое увеличение уровня конкуренции, появление новых игроков и моделей с новыми технологическими свойствами и функциями.

«Читалки на рынке появились сравнительно недавно, пока их популярность быстро растет, — подтверждает оценки аналитиков Сергей Расколов. — Спрос на продукт есть как со стороны наших партнеров, так и со стороны конечного покупателя (это мы видим на примере наших розничных магазинов ПОЗИТРОНИКА и СИТИЛИНК). Интересно, что он распространяется кругами, идя от крупных городов к более мелким. Примерно 80% ридеров сейчас продается в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах».

«Мы считаем этот продукт перспективным и уверены, что, включив такой мощный ресурс, как ИТ-дистрибуция с ее отработанными механизмами продвижения, в том числе и новых видов продукции, можно вывести темпы продаж ридеров на качественно новый уровень. Мы видим, что спрос со стороны дилеров есть и динамика продаж положительная», — говорит Александр Розов.

Ряд аналитиков считают: реальную угрозу рынку электронных читалок могут составить медиапланшеты (iPad и др.). Но, судя по всему, единого мнения нет. Так, аналитики SmartMarketing не прогнозируют значимого влияния планшетов на сектор устройств для чтения электронных книг. Но в то же время специалисты полагают, что следует ожидать выхода в данный сегмент широкопрофильных компьютерных компаний, в частности изготовителей ноутбуков и WID.

Представители «Марвел» и Merlion также не считают, что «таблетки» заметно снизят продажи электронных «читалок».

«Мы не видим угрозы электронным книгам со стороны iPad, — говорит Александр Розов. — Это абсолютно разные устройства, в которых используются разные технологии отображения информации. В «читалках» применяется технология электронных чернил e-Ink. Благодаря этому глаза не устают и можно читать сколь угодно долго. Еще одно преимущество ридеров — сверхнизкое потребление энергии: электронной книгой можно пользоваться до двух недель без подзарядки (порядка 8 тыс. страниц)».

«Я не стал бы называть iPad конкурентом электронным книгам. iPad — это устройство, совмещающее в себе массу функции: аудиовидеоплеер, интернет-браузер, игровая приставка, органайзер, навигатор и еще много-много всего. Отсюда — бОльшие габариты, повышенное энергопотребление и, главное, другая цена. Эти особенности iPad позволят ридерам жить и развиваться своим путем», — считает Сергей Расколов.

* По данным группы SmartMarketing; числовые показатели сформированы на базе собственной методики SmartMarketing с учетом неофициальных (т. н. «серых») поставок.

** Недавно появились еще и устройства ViewSonic.


Версия для печати (без изображений)