27 января главный управляющий Apple Стив Джобс представил широкой публике планшетный компьютер iPad, который, по его словам, является новым мобильным устройством, совмещающим в себе возможности традиционного ноутбука и смартфона.

В марте Apple начала принимать предзаказы на планшеты, а 3 апреля продажи iPad начались в США. Уже к полуночи, как заявила Apple, в США было продано более 300 тыс. устройств, включая предварительно заказанные. Всего же за первые три месяца Apple смогла реализовать более 3 млн. планшетов, что является абсолютным рекордом на рынке. Астрономический успех продаж в США даже вынудил Apple отложить всемирный выпуск iPad до конца мая. По оценкам разных аналитиков, в IV квартале года количество проданных планшетов может достигнуть 3,8–6 млн. шт. Причем, как отмечает Gartner, по-прежнему максимальное их количество (61%) продается в Северной Америке.

Чем же так привлекло потребителей новое устройство Apple? Оно заключено в тонкий (13,4 мм) монолитный корпус и весит около 0,7 кг, то есть почти в два раза меньше, чем самый легкий ноутбук. В нем используется специально разработанный Apple процессор A4, а для хранения контента устанавливается один из трех вариантов модулей флэш-памяти: 16, 32 или 64 Гбайт. Чтобы пользователь имел возможность выхода в Интернет, Apple выпустила две модификации iPad: первая позволяет подключаться к сетям Wi-Fi стандарта 802.11n, а во второй встроен дополнительный модуль для доступа в сети мобильной связи 3G, что компенсирует отсутствие подключения к Wi-Fi.

Однако главным компонентом iPad является яркий сенсорный экран размером 9,7 дюйма с разрешением 1024Ч768 и технологией Multitouch, обладающий высокой скоростью реакции и позволяющий пользователю за счет продуманного интерфейса одним прикосновением пальцев получить доступ к приложениям и контенту.

Как сказала Лесли Фиеринг, вице-президент по исследованиям Gartner, хотя сенсорное управление не является новшеством для индустрии ПК (оно известно уже два десятка лет), но технология Multitouch, появившаяся в Apple iPhone, показала пользователям, насколько полезным и удобным оно может быть при правильной реализации.

Действительно, владельцы смартфонов iPhone уже смогли оценить не только преимущества сенсорного управления, но и легкость доступа в Интернет в любом месте и в любое время. iPad расширяет возможности пользователей, поскольку для него есть загружаемый из Интернета контент (фильмы, газеты, книги), приложения и возможность легкого обмена информацией с другими пользователями без какой-либо периферии (клавиатуры, мыши), что делает его поистине революционным продуктом. По данным Apple, только за первый день продаж пользователи iPad загрузили более миллиона приложений из интернет-магазина App Store и свыше 250 тыс. электронных книг из iBookstore.

При этом одновременно с выпуском iPad Apple анонсировала ряд переработанных для iPad бизнес-приложений: офисный пакет iWork, текстовый редактор Pages, приложение для презентаций Keynote, рассчитывая на то, что планшетом заинтересуются корпоративные клиенты.

Спустя более чем полгода после появления в американских магазинах iPad наконец достиг России — 9 ноября в 19:00 по московскому времени Apple начала официальные продажи своего планшета. Однако эти устройства появились лишь в ограниченном числе розничных магазинов.

Как сказал Владимир Никулин, директор направления Apple компании «Марвел-Дистрибуция» (дистрибьютор Apple), политика продвижения товара — целиком прерогатива Apple: «На данном этапе к продажам iPad привлечено небольшое количество розничных партнеров. При выборе их производитель руководствовался такими критериями, как профессионализм и техническая подготовленность к продажам».

Юрий Родный, генеральный директор дистрибьюторской компании diHouse, солидарен с вендором в политике ограничения числа партнеров: «Такой продукт, как iPad, должен быть не просто качественно представлен в точке продаж, но и сама продажа должна сопровождаться грамотной консультацией. Вендор сам решает, соответствует ли точка продаж предъявляемым Apple критериям. Поэтому основным ограничителем числа продавцов является желание и готовность канала (как розничного, так и реселлерского) выдерживать эти критерии».

В то же время он отметил, что iPad стал «исключением» в практике работы diHouse как дистрибьютора: «Несмотря на то что мы на регулярной основе принимаем участие в планировании и реализации маркетинговых акций, направленных на продвижение продукции Apple, в случае с iPad вендор самостоятельно согласовал все требования и условия с участниками запуска продукта в продажу. Будет ли осуществляться активный маркетинг iPad в дальнейшем и как это будет реализовываться, мы узнаем позже». Хотя Юрий Родный признал, что интерес к iPad был настолько сильно «подогрет» публикациями в прессе, что нужно было просто сообщить покупателям, где его можно купить.

Планшеты Apple начали продаваться в сетях re:Store, «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» и «М.Видео». Илья Тимченко, генеральный директор торговой сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», сообщил, что кроме столицы магазины этой сети будут продавать iPad еще в четырех городах, причем в Нижнем Новгороде, Ярославле и Казани «ЦИФРОВОЙ» станет единственным магазином, где можно будет официально купить iPad. Как сообщили в «М.Видео», в продажу поступили модели как с Wi-Fi, так и устройства с поддержкой 3G, при этом минимальная цена iPad с Wi-Fi и 16 Гбайт памяти составляет 19,99 тыс. руб., а модель планшета с Wi-Fi/3G и флэш-памятью объемом 64 Гбайт стоит 32,99 тыс. руб. По словам Тихона Смыкова, генерального директора сети фирменных магазинов re:Store, цены на iPad в России ниже по сравнению с европейскими странами.

Стоит отметить, что, согласно опросу Hi-Tech@Mail.Ru*, из почти 13 тыс. российских пользователей 68% считают, что iPad нужен прежде всего для мобильного доступа в Интернет, при этом 58% считают, что в нем должен быть встроенный модуль 3G для использования каналов мобильной связи. По словам Владимира Никулина, «большая тройка» операторов мобильной связи ведет переговоры с Apple, в том числе и о возможности прямых поставок по своим каналам. На странице российского Web-сервера Apple**, названной «Лучший способ оставаться на связи», есть прямые указания на «Билайн» и «МТС», но пока только «Билайн» анонсировала специальный тариф для iPad с Wi-Fi/3G с возможностью безлимитного доступа в Интернет через свою сеть GPRS/3G и сеть точек доступа «Билайн» Wi-Fi за 390 руб./месяц.

re:Store еще до начала официальных продаж в России планшетов Apple реализовала тысячи аксессуаров для них. Тихон Смыков полагает, что в нашей стране в этом году будет продано до 200 тыс. iPad.

Как считает Дмитрий Рябинин, главный аналитик проекта Hi-Tech@Mail.Ru, Apple действительно сумела сформировать рынок планшетов и вызвать большой интерес российских покупателей к iPad. Он согласен с тем, что до конца 2010 г. будет продано не менее 200 тыс. устройств. Но в это количество он также включает неофициально реализованные партии — по его данным, до 9 ноября потребители уже приобрели около 150 тыс. «серых» iPad.

* http://hi-tech.mail.ru/news/misc/ipad_russian_research.html.

** http://www.apple.com/ru/ipad/3g/.


Версия для печати (без изображений)