На российском рынке карманных компьютеров на базе PalmOS большие перемены - представительство 3Com официально объявило о начале поставок новых моделей компьютеров Palm и представило нового дистрибьютора.

Устройства на базе PalmOS стали первыми, которые получили довольно широкое распространение. По сути дела устройство с PalmOS - это не столько карманный компьютер, сколько «расширяемый органайзер», собственно, оно так и называется: PalmPilot Connected Organizer. А среднестатистическому потребителю намного проще осознать пользу от органайзера, чем достоинства карманной модификации компьютера.

Palm Computing, фирма-разработчик этих устройств (в свое время дочернее предприятие U.S.Robotics), всегда рассчитывала на ценовую нишу в 500 долл. Понятно, что продавать одно и то же устройство в течение долгого времени по достаточно высокой цене сложно, поэтому ее стратегия сводилась к регулярному выпуску модернизированных образцов, которые занимали нишу около 500 долл., при одновременном снижении цен на старые модели.

«PalmPilot Professional полтора года продавался по 490 долл., потом цена снизилась до 475 долл., с выпуском Palm III он тихо «съехал» на 290, а сегодня (подержанный) стоит около 200, - отметил Петр Аристархов, менеджер компании «МакЦентр», - PalmPilot Personal тоже прошел путь от 420 до 140 долл. (сейчас), Palm III стоил год назад 500 долл., потом 460, потом 425, с недавних пор - 375, и планируется, что он подешевеет до 345 долл.».

«Железо»

Позиции платформы Palm пока достаточно прочны, но угроза со стороны Windows CE вынуждает компанию искать новые пути развития, и впервые в истории платформы фирма-изготовитель начала сегментировать рынок. Если раньше, как уже отмечалось, структуризация рынка сводилась к сосуществованию новых и старых моделей, то сегодня мы наблюдаем совершенно иную картину - Palm IIIx и Palm V представляют собой две линии, которые будут существовать и развиваться, что особенно важно, параллельно. Иными словами, теперь 3Com ориентируется на две категории пользователей и их интересы - одним карманный компьютер нужен для работы, для вторых он игрушка и в некоторой степени атрибут социального статуса.

Главное достоинство новых моделей в том, что это технически более совершенные устройства. Главный минус - цена. При стоимости более 450 долл. они пока остаются роскошными игрушками.

Говорить о массовых продажах пока не приходится. Тем не менее, по словам представителей «МакЦентр», к новым моделям отмечается повышенный интерес.

Каналы

Одновременно с выпуском новых моделей у 3Com появился новый дистрибьютор, для которого карманные компьютеры - это не красивое дополнение к сетевому оборудованию (основной бизнес 3Com), а вполне реальный бизнес. Новым партнером (окончательно и официально) стала компания «МакЦентр» (примерно два месяца она была дистрибьютором «де-факто», см. CRN/RE № 3/1999, «В кулуарах»), но теперь завершены и все необходимые формальности.

«Мы считаем «МакЦентр» одним из лидеров рынка карманных компьютеров. Среди сильных сторон этой компании хотелось бы выделить, во-первых, профессионализм сотрудников и глубокое знание специфики рынка электронных органайзеров, во-вторых, хочу подчеркнуть лояльность к 3Com, - отметил Алексей Яшин, менеджер по дистрибуции в представительстве 3Com. - А решающим аргументом в выборе партнера стало наличие у «МакЦентр» развитого канала сбыта.

«С выпуском карманных систем Palm IIIx и Palm V у 3Com появились новые перспективы, в том числе и в нашей стране, - заметил Дмитрий Хавжу, директор компании «МакЦентр». - На долю устройств с PalmOS у нас приходилось до 30% общего объема продаж карманных компьютеров, и мы надеемся, что они и в дальнейшем будут занимать достойное место на полках наших магазинов».

Наличие официальных отношений прежде всего позволит «МакЦентр» снизить цены, причем до уровня тех, что предлагают неофициальные каналы, сохраняя при этом уровень гарантийного обслуживания, который ассоциируется с официальным поставщиком. По словам представителей обеих компаний, «начало официальных отношений, в частности, позволило сделать несколько конструктивных шагов для решения застарелой проблемы послегарантийного ремонта Palm-устройств. В частности, «МакЦентр» уже обеспечивает замену разбитых стекол экранов (наиболее распространенная поломка).

Объемы продаж и прибыльность устройств на базе PalmOS всегда были достаточно велики, чтобы заинтересовать реселлеров, но до сих пор большая часть продаж приходилась на крупные города, в регионы по очевидным причинам карманных компьютеров «уходило» существенно меньше (соотношение составляло примерно 70:30). Поэтому одна из главных задач нового дистрибьютора - развитие региональных каналов сбыта. «Теперь мы можем предложить партнерам более выгодные условия, например, сейчас уже практически завершена разработка процедуры трансляции на дилеров price protection, которую мы имеем как дистрибьютор, - отметил Дмитрий Хавжу. - Число региональных партнеров увеличивается в любом случае, поскольку есть объективные предпосылки для развития рынка, но мы намерены его слегка подтолкнуть».

Palm IIIx

Palm IIIx (ранее известный как Palm IV) предлагается либо как новый аппарат на базе PalmOS, либо как хороший вариант модернизации и замены старого. Кроме того, 3Com рекламирует устройства Palm не просто как органайзеры, а как «кирпичики» для создания информационных систем. «Особенную актуальность приобретает расширение его (Palm) коммуникационных возможностей, - отметил Андрей Кузнецов, руководитель отдела мобильных разработок компании «МакЦентр». - Palm все чаще превращается в «интеллектуальный пейджер», в устройство для работы с электронной почтой, получения и обработки финансовой и другой информации». Иными словами, пользователи склонны «забивать» свои карманные устройства данными. Видимо, поэтому 3Com рекламирует увеличенный объем ОЗУ как один из основных плюсов Palm IIIx.

Среди прочих отличий новой модели - улучшенный экран, который действительно стало проще читать, и изменение схемы подсветки: теперь светятся не все пикселы, а только те, которые в данный момент «включены». Улучшений немного, но вполне достаточно, чтобы привлечь внимание пользователей.

«Предыдущая модель Palm III исчезнет с рынка в течение следующего квартала», - отметил менеджер по дистрибуции московского представительства 3Com Алексей Яшин. Если 3Com пойдет на это без снижения цен на Palm IIIx, то иначе как большой ошибкой эти действия назвать будет трудно - она уйдет из нижней ценовой ниши этого рынка. Пользователь, который мог бы купить изделие за 300 долл., за 400 скорее всего откажется от покупки или будет искать что-то еще, например, бесклавиатурный КПК с Windows CE. В принципе на американском рынке эти действия, может быть, и осмысленны, но в России это может привести к снижению объема продаж.

Впрочем, нельзя исключать и второй вариант - снятие с производства Palm III означает попытку расчистить место для новых моделей, которые должны появиться в недалеком будущем. Можно даже прогнозировать, что Palm IIIx станет «рабочей лошадкой», которая, через некоторое время, перестав быть суперновинкой, займет место Palm III и перейдет в ценовую нишу своего предшественника. Ориентировочная розничная цена Palm IIIx составит 485 долл.

Palm V

Эта модель имеет совершенно другое позиционирование - она рассчитана на состоятельных джентльменов, которые покупают органайзер, в частности, для того, чтобы продемонстрировать новое положение в социальной иерархии. Не важно, что по техническим показателям Palm V уступает Palm IIIx. Разработчики очень верно учли, что таким образом основная ценность новой модели будет заключаться в репутации - менее мощная, зато более элегантная и престижная. По оценкам «МакЦентр», розничная цена Palm V составит 595 долл.

Так или иначе, Palm V представляет собой сравнительно новое слово на рынке. Кстати, уже известно, что по этому же пути отчасти пошла и компания Psion, которая намерена выпустить системы, корпус которых будет отделан кожей и, чем черт не шутит, позолоченными металлическими вставками. В общем новая, но многообещающая тенденция.


Версия для печати (без изображений)