Компания Microsoft объявила о переходе на рублевый прайс-лист при взаиморасчетах со своими российскими партнерами c 1 марта 2011 г.

Россия — одна из немногих стран, где компания переходит на продажу в локальной валюте. Аналогичная практика уже успешно действует, например, в еврозоне, Китае и Японии. Однако на большинстве других рынков, где работает Microsoft, ценообразование ведется в долларах США.

«Переход на национальную валюту свидетельствует о нашей уверенности в стабильности, потенциале развития российского ИТ-рынка и экономики страны в целом, — отмечает Николай Прянишников, президент компании ООО „Microsoft Рус“. — Введение рублевых цен для российских партнеров — это очередной шаг, направленный на значительное улучшение условий нашего сотрудничества».

Переходя на взаиморасчеты в рублях, Microsoft берет на себя расходы по осуществлению процедуры хеджирования. Microsoft, как один из крупнейших игроков рынка высоких технологий и мировой экономики в целом, может получить максимально выигрышные условия по процентной ставке хеджирования. Так, текущая ставка хеджирования для Microsoft в 2011 г. составляет около 10% от хеджируемой суммы.

«До внедрения рублевых цен все расчеты с российскими партнерами Microsoft вела в долларах США. Партнеры же должны были рассчитываться с российскими клиентами в рублях. Естественно, возникали риски, связанные с волатильностью обменного курса, которые партнеры зачастую были вынуждены закладывать в конечную стоимость ПО для клиентов. Напомним, что взаиморасчеты между Microsoft и партнерами региона EMEA осуществляются через операционный центр в Ирландии, который теперь будет принимать от российских партнеров оплату в рублях», — пояснил Евгений Воронин, директор по стратегии и партнерским программам компании ООО «Microsoft Рус».

На момент перехода курс перерасчета долларовых цен в рублевые будет варьироваться от 29 до 33 рублей за доллар. При определении курса перерасчета Microsoft прежде всего учитывает стоимость хеджирования рублей, историческую и прогнозируемую волатильность курса рубля, а также покупательскую способность различных клиентских сегментов. Так, на самые массовые программные продукты, доступные в рознице, например на Office для дома и учебы, будет установлен минимальный курс, а вот на ПО для профессионального использования в крупных компаниях планка может достигать верхней отметки.

Поэтому в момент введения рублевых цен в действие по некоторым продуктам и программам лицензирования конечные потребители могут обнаружить некоторое снижение цены, а по другим, наоборот, незначительное повышение, которое при этом не будет превышать текущей стоимости хеджирования рубля.

Microsoft не планирует регулярно изменять цены вслед за изменением курса рубля.   Однако решения корпорации по ценам в России будут определяться состоянием мировой и российской экономики, а также уровнем спроса и предложения на рынке.

Microsoft переходит на рублевые взаиморасчеты с большинством российских партнеров, которых сегодня насчитывается около 9,5 тысяч. Изменения в ценообразовании не затронут пока только поставщиков компьютерного оборудования (ОЕМ) и бизнес-приложений Microsoft Dynamics класса ERP, а также разработчиков ПО, сотрудничающих с компанией по специальным программам лицензирования.

Это связано с тем, что переход на рублевый прайс-лист — технически и операционно сложная процедура. С целью достижения максимальной эффективности компания начинает переводить на рублевые расчеты наиболее типовые и распространенные операции. Однако в дальнейшем Microsoft не исключает возможности перехода к расчетам в рублях и с этими тремя категориями партнеров.

«Расчеты в рублях будут выгодны не только для партнеров компании, которые смогут повысить уровень сервиса за счет снижения валютных рисков, но и для наших заказчиков, так как гарантируют им большую стабильность, особенно при заключении контрактов на 2–3 года, — комментирует Дмитрий Москалев, президент группы компаний MONT. — Особенно это решение актуально в периоды экономической нестабильности, когда волатильность рубля особенно сильна. Например, в кризис 2008 г. потери партнеров по некоторым многолетним контрактам, где цены между партнером и клиентом были зафиксированы в рублях по докризисному курсу, достигали 30%. Это подчас приводило к срыву их выполнения. Теперь мы сможем избежать таких ситуаций».

«Думаю, что изменение будет положительно воспринято рынком, — считает Люк Брюне, вице-президент OCS. — Многие заказчики, в частности государственные, бюджетируются в российских рублях. Не все готовы воспринимать договоры поставки, привязанные к долларовым ценам и валютному курсу. Как следствие, игроки ИТ-рынка периодически были вынуждены нести курсовые риски. Теперь этих проблем не будет. Справедливости ради надо отметить два момента. Во-первых, те игроки, которые ведут управленческий учет в долларовом исчислении, столкнутся с некоторыми сложностями, но в случае с лицензиями Microsoft они не будут значительными. Во-вторых, для заказчиков, вероятно, произойдет некоторое повышение стоимости ПО, но также незначительное. Так что в целом данные перемены должны привести к большей стабильности рынка».

«Переход Microsoft на рублевый прайс-лист, безусловно, упрощает ведение бизнеса для всех участников ИТ-рынка: партнерам это позволит существенно снизить риски потерь при изменении курса рубля, а конечным пользователям — приобретать программные продукты на более выгодных условиях, — полагает Владимир Карпенко, руководитель отдела программных решений дистрибьюторской компании Treolan. — В результате возрастет интерес к долгосрочным контрактам в области лицензирования на основе аренды или рассрочки платежей, так как они не будут привязаны к валютному курсу, что в последнее время было основным сдерживающим фактором подобных проектов. Что касается механизма осуществления сделок у компаний-продавцов, то он потребует изменений. Но у нас достаточно времени для перестройки внутренних бизнес-процессов, и к 1 марта мы будем во всеоружии».

«Стратегически введение рублевого прайс-листа на лицензии Microsoft — это положительный момент, который позволит снизить риски дистрибьюторов, увеличить прозрачность ценообразования на продукт на рынке и повысить стабильность бизнеса для партнеров и корпоративных заказчиков, особенно при заключении долгосрочных сделок, — говорит Наталья Шмакова, менеджер по продуктам Microsoft в ASBIS на территории РФ. — Расчеты в рублях позволят структурировать сделки по продуктам вендора, и это придаст импульс росту всего рынка в целом, в том числе благодаря новым партнерам».


Версия для печати (без изображений)