Российский ИТ-рынок по сравнению с другими отраслевыми рынками ближе всего подошел к докризисному уровню по объему продаж в рублях.

«По сопоставимому набору отслеживаемых нами продуктовых групп продажи в рублях составили в 2009 г. 83%, а в 2010-м — 89% от уровня 2008 г. При прогнозируемом в 2011 г. росте на 6–11% по сравнению с 2010 г. докризисный уровень будет достигнут или превзойден. По другим оценкам, с учетом новых продуктов докризисный объем уже достигнут», — констатирует Андрей Серегин, консультант компании «ГфК-Русь».

Как на этом фоне выглядит ИТ-розница? С какими результатами участники этого рынка закончили 2010 г.?

По данным «ГфК-Русь», в прошлом году традиционная компьютерная розница росла более низкими темпами, чем ИТ-рынок в целом. Иначе говоря, она выходит из кризиса медленнее, чем другие каналы продаж.

Мнения отдельных игроков ИТ-розницы, пытающихся оценить динамику этого рынка, значительно расходятся.

«На мой взгляд, рост розничного ИТ-рынка в 2010 г. был выше среднего и составил примерно 25–30% относительно 2009 г.», — говорит Сергей Мещанюк, коммерческий директор розничной сети «Компьютерный центр ДНС».

В то же время, по мнению Дмитрия Жигалкина, генерального директора объединенной розничной сети «10 Измерение»-«Аксиома», роста на протяжении 2010 г. практически не наблюдалось. «Соотношение продаж 2010/2009 гг. в розничных сетях складывалось по-разному, но я бы оценил его как паритет либо в минус, если розничная сеть не находилась на стадии развития», — считает он, напоминая про резкий спад продаж в период весна — лето 2010 г. вследствие сложнейших климатических условий.

«Объем розничного ИТ-рынка в 2010 г. по сравнению с 2009 г. вырос примерно на 15%. Это довольно существенно и связано прежде всего с тем, что в 2009 г. был глубокий спад», — говорит Сергей Анисимов, директор по маркетингу воронежской компании РЕТ.

По оценке Сергея Кашаева, генерального директора компании «Парад», в прошлом году объем розничного ИТ-рынка в Екатеринбурге увеличился примерно на 12%.

Сходную оценку — 10–15% — дает и Анастасия Соколова, директор по маркетингу компании «Юлмарт».

Розничный ИТ-рынок региона по сравнению с 2009 г. прибавил примерно 25%, полагает Юлия Залетаева, заместитель директора по развитию сети «Позитроника-Красноярск».

В частности, в целом по рынку не был плохим и IV квартал, традиционно самый выигрышный и денежный, — в «ГфК-Русь» зафиксировали ускорение роста по сравнению с предшествующими кварталами. «К 2009 г. продажи отдельных продуктовых групп выросли на 30–40%, — отмечает Андрей Серегин. — Проблемой скорее стало обострение конкуренции, и расчеты многих ретейлеров и производителей не оправдались. Рост оказался неровным, были выигравшие и проигравшие».

Действительно, часть наших респондентов, подводя итоги 2010 г., сдержанно оценивает результаты IV квартала.

Когда же это кончится?

Можно ли утверждать, что достижение докризисного уровня продаж означает и завершение кризиса, и преодоление его последствий? По мнению аналитика «ГфК-Русь» — нет.

«Очень хотелось бы так сказать, но, к сожалению, ИТ-розница переживает период серьезных перемен. Хотя мы и ожидаем здесь рост, он будет происходить в изменившихся условиях, в первую очередь за счет обострившейся конкуренции между каналами продаж. В целом за 2009–2010 гг. ИТ-рынок серьезно изменился, и говорить о возврате к докризисному положению можно только очень условно», — считает Серегин.

Мы спросили и участников рынка, закончился ли, по их мнению, кризис для ИТ-розницы? А если нет, то когда этого можно ожидать? Оценки наших респондентов сильно различаются, что вполне объяснимо: разное состояние региональных рынков и собственного бизнеса и, конечно, разное понимание самого явления, именуемого «кризис и его последствия».

«В целом можно сказать, что кризис закончился и 2010 г. во многом стал для отрасли определяющим. Однако только некоторые компании вышли на докризисные показатели. К концу года при текущих темпах развития рынок достигнет предкризисного уровня», — считает Анастасия Соколова.

«В городах Черноземья (Воронеж, Белгород, Курск, Липецк, Тамбов) последствия мирового экономического кризиса уже не оказывают какого-либо существенного влияния на розничную торговлю. Об этом свидетельствуют и общее оживление в потребительской сфере, и показатели продаж всех наших магазинов, которые уже значительно превысили докризисный уровень», — заявляет Сергей Анисимов.

«Можно смело говорить о том, что кризис закончился, — полагает Тихон Смыков, генеральный директор сети фирменных магазинов re:Store, Sony, Nokia, Lego (всего 89 магазинов), имея, правда, в виду только ту нишу, в которой работает его компания. — Если говорить о сети re:Store (фирменные магазины техники Apple), то по сравнению с 2008 г. продажи like-for-like (т. е. те же магазины, те же продукты) пока несколько ниже, и им только предстоит вернуться на докризисный уровень. Однако с учетом новых продуктов мы уже сильно его превысили. Развитие монобрендовых магазинов Sony, Nokia, Lego у нас началось позднее, поэтому тут сравнивать нельзя».

Но большинство наших респондентов настроены не столь оптимистично.

«Кризис, и не только для ИТ-розницы, был и прошел практически в том же 2008-м, осталось само заболевание. Системно в экономике ничего не поменялось, значит, неизбежно от раза к разу мы будем работать над надуванием очередных пузырей роста и ускорения и попадать в ситуации, когда это надувательство лопается», — считает Андрей Тушов, генеральный директор компании «КламаС» (Уфа). Подъем рынка до докризисного уровня состоится, по его оценке, лишь через 3–4 года.

Для розницы кризис еще не закончился и произойдет это не скоро, уверен Сергей Кашаев, в частности, потому, что большинство домашних пользователей уже выработали привычку к рационализации затрат, в том числе и в области компьютерной техники.

Сходное мнение у Юлии Залетаевой: для ИТ-розницы кризис не закончился; это связано и с общей ситуацией в стране, и, в частности, с тем, что люди теперь медленнее обновляют «устаревшую» технику, при этом отдавая предпочтение более дешевой продукции. «Если учесть, что для восстановления ВВП стране потребуется еще два года, то, видимо, этот срок можно считать сроком восстановления ИТ-розницы», — размышляет она.

Кризис в розничной сфере еще не прошел, считает и Дмитрий Жигалкин. По его оценкам, пройдено 60–70% пути, и окончание кризиса можно прогнозировать в лучшем случае в 2012 г.

Все очень индивидуально

Опрошенные нами участники рынка ИТ-розницы работают в различных регионах, в несхожих условиях, и кризис по-разному сказался на их компаниях.

Радует, что некоторые участники рынка уже вполне оправились от кризиса и превысили докризисные объемы продаж. Правда, подводя итоги 2010 г., многие признают: оправдались далеко не все прогнозы, сделанные в начале года.

В компании РЕТ, сообщает Сергей Анисимов, продажи в 2010 г. выросли по сравнению с предыдущим годом почти на 30%, достигнув 2,83 млрд. руб. и тем самым превысив докризисный уровень.

«Мы особо не почувствовали кризиса. Наша компания смогла поддержать стабильно высокий рост продаж за последние несколько лет, а в кризисный год нам удалось даже укрепить свои позиции. Мы оцениваем наши темпы роста оборота как стабильно высокие», — говорит Сергей Мещанюк, не сообщая, однако, конкретных цифр. Косвенно эти оценки подтверждаются впечатляющим ростом количества магазинов ДНС. Так, если в конце 2009 г. их было* более 100 в 30 городах, то в марте текущего года на сайте компании сообщается уже о 200 магазинах в 60 городах. Тем не менее Мещанюк признает, окончание 2010 г. могло быть и лучше, правда, показатели предшествующего квартала оказались несколько выше ожидаемых.

Компания «Юлмарт» закончила минувший год с хорошими показателями, сообщает Анастасия Соколова: оборот увеличился в 2,5 раза, открылись крупнейшие магазины в Москве и Санкт-Петербурге и магазины формата «аутпост» в городах Центрального федерального округа.

Быстро развивался в 2010 г. бизнес сети «Позитроника-Красноярск»: продажи выросли на 50% по сравнению с 2009 г. и на 67% по сравнению с 2008 г., отмечает Юлия Залетаева. Тем не менее, признает она, намеченные планы не выполнены, потому что эта прибавка связана скорее не с ростом оборота каждого магазина, а с увеличением их количества. Не оправдал в полной мере тех надежд, которые на него возлагались, и IV квартал.

Объем продаж сети re:Store (сеть продолжала наращивать число магазинов) увеличился на четверть по сравнению с 2009 г. и более чем на 40% по сравнению с 2008 г., говорит Тихон Смыков. Эти показатели в целом соответствуют ожиданиям.

По данным компании Merlion, оборот компьютерного дискаунтера СИТИЛИНК по итогам 11 месяцев 2010 г. (второго года его работы) вырос в три раза (по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.), количество клиентов — более чем в три раза, количество точек СИТИЛИНК mini увеличилось до 20.

В компании «КламаС», сообщает Андрей Тушов, продажи в прошлом году выросли на 102% по отношению к 2009 г. и на 65% по отношению к 2008 г. Прогнозы, сделанные в начале года, оправдались на 90%.

В компании «Парад» объем продаж розничного подразделения в прошлом году остался практически на уровне 2009 г., несмотря на отказ от некоторых торговых площадей, подтвердив прогнозы, сделанные в начале года, однако по отношению к 2008 г. это означает падение на 35%, рассказывает Сергей Кашаев. «В 2008 и 2009 гг. традиционная картина сезонности смазывалась под влиянием экономических факторов, а в 2010-м сезонность проявилась в полной мере, в том числе и в IV квартале, хотя он не в полной мере оправдал ожидания — реактивного взлета продаж не случилось», — поясняет он.

В сети «10 Измерение»-«Аксиома» продажи в 2010 г. составили 90% от уровня 2009 г. «Наши планы оправдались на 70%. Считаю данный результат положительным, поскольку мы смогли не только сохранить высокий показатель объемов продаж, но и выполнить многие стратегические задачи. Например, не отказаться от открытия новых магазинов с современными форматами обслуживания», — комментирует итоги года Дмитрий Жигалкин.

В русле общих тенденций

Большинство наших респондентов отмечают влияние кризиса на структуру продаж, хотя и не считают его «коренным» или «принципиальным». В целом все движется в русле основных тенденций развития рынка — снижение доли настольных ПК, рост продаж и расширение ассортимента мобильных решений, сетевого оборудования и аксессуаров.

По-прежнему, как и в худшие периоды кризиса, все еще гораздо лучше продаются товары в низких ценовых диапазонах, отмечает Сергей Анисимов.

«„Принципиального“ изменения структуры продаж по товарам не было, — говорит Андрей Тушов, — практически все категории товаров достаточно ровно „спланировали“ на более экономичные решения в линейке».

В то же время, по наблюдениям Анастасии Соколовой, покупатели постепенно перестают экономить. В магазинах «Юлмарт» начинает сокращаться доля компьютерных компонентов за счет увеличения продаж готовых решений. В частности, резко выросли продажи компьютеров MicroExperts. Растет доля направления электроники и бытовой техники. Компания сейчас активно развивает корпоративное направление, считая это достаточно перспективным: к концу 2010 г. его доля составляла уже 23% оборота по сравнению с 5% в январе.

По словам Сергей Мещанюка, в сети магазинов ДНС больше всего росли продажи ноутбуков, сотовых телефонов и телевизоров, «медленно, но верно» сокращалась доля настольных ПК, наблюдалось также существенное увеличение спроса на электронные книги и навигаторы, хотя их доля в общих продажах, конечно, пока невелика.

Структура сбыта компании «Позитроника-Красноярск» изменилась, но «некоренным образом», оценивает итоги 2010 г. Юлия Залетаева. Что касается традиционного ассортимента, то продажи мобильных решений (ноутбуки, комплектующие к ним и аксессуары) выросли примерно на 80%, больше продано и мониторов с экраном более 20 дюймов. В наибольшей степени увеличились продажи бытовой техники и мобильных телефонов — в силу того, что они появились в ассортименте ретейлера не так давно.

В сети «10 Измерение»-«Аксиома» выросла доля аксессуаров и услуг, отмечает Дмитрий Жигалкин: если в 2009 г. доля ноутбуков занимала 75–78% продаж, то в 2010 г. при тех же объемах снизилась до 60%, соответственно доля аксессуаров и услуг увеличилась до 40%.

«Спрос все больше смещается в сторону мобильных устройств, таких как смартфоны, нетбуки и планшетные компьютеры, — говорит Тихон Смыков. — При этом доля аксессуаров у нас довольно стабильная, в абсолютных показателях продажи растут. Увеличивается спрос на дополнительные сервисы, за прошедший год их доля выросла почти вдвое. Для нас это хороший показатель: наша аудитория предпочитает особый уровень обслуживания, достойный премиальных брендов».

А вот как оценивает изменения, произошедшие в его компании, Сергей Кашаев: «Сильно пострадал спрос на всю печатную технику (спад в натуральном выражении более 30%). Домашние пользователи перестали интересоваться и лазерными, и струйными устройствами. Причина — рационализация расходов на домашнюю инфраструктуру. Значительно упал интерес и к мониторам (спад в натуральном выражении более 20%), здесь, как нам кажется, причина — определенное насыщение. Сместились акценты в категории компьютеров собственной сборки. В 2010-м потребитель реже приобретал топ-решения, но чаще системы уровня value. Росли в 2010-м такие категории, как комплектующие, сетевое оборудование (за исключением ADSL), аксессуары (Web-камеры, гарнитуры), антивирусное ПО».

Прогнозы и планы

Практически все наши респонденты рассчитывают на дальнейший рост розничного рынка в этом году. Конкретные прогнозы, иногда довольно скромные, естественно, различаются, тем более что они касаются разных регионов страны. В соответствии с этими прогнозами компании строят и свои планы продаж, как правило, на уровне «не хуже рынка».

Самый оптимистичный взгляд на 2011 г. у Юлии Залетаевой: она надеется на рост рынка в Красноярске на 30–35%.

«Спрогнозировать динамику этого года затрудняюсь, но предполагаю не менее 20% роста, — говорит Сергей Мещанюк. — Сеть ДНС, конечно, продолжит развитие и в 2011 г., но начиная с этого года мы плавно меняем концепцию с количественной на качественную. Особый акцент будем делать на развитии товарных линеек ДНС и собственное производство». Первые продукты под брендами ДНС появились в магазинах сети только в прошлом году, и пока рано судить об успешности этого направления бизнеса.

Сходный прогноз у Андрея Тушова: в Уфе спрос вырастет на 20–25%, «КламаС» рассчитывает на продажи в существующих розничных магазинах на уровне 120% по отношению к 2010 г.

В Черноземье, по словам Сергея Анисимова, ожидается рост рынка примерно на 10%, и в компании РЕТ надеются нарастить продажи примерно на столько же (10–15%).

Аналогичные прогнозы у Дмитрия Жигалкина: общий рост рынка около 10%, рост собственных продаж сети «10 Измерение»-«Аксиома» 10–15%.

В Екатеринбурге, по оценке компании «Парад», прирост будет чуть больше, чем в 2010 г. (т. е. немногим более 12%), но компания из-за планируемой реконструкции своих торговых точек предполагает сохранить розничные продажи на уровне 2010 г.

В то же время Тихон Смыков ожидает, что продажи по сети вырастут в целом более чем в 1,5 раза по сравнению с 2010 г., в том числе в магазинах re:Store — на 20–30%. Конечно, поясняет он, это с учетом большого числа новых магазинов, которые планируется открыть в рамках двухлетнего плана развития: к концу 2012 г. их должно быть около 200. Компания намерена и дальше улучшать такие показатели, как трафик, эффективность конвертации, размер среднего чека; развивать продажи аксессуаров и сервисов.

Вендоры о рознице

Алексей Осипов, представитель по продажам (департамент систем) ASUS:

Основная волна кризиса уже прошла, рынок оживает. Но, к сожалению, он по-прежнему нестабилен, например IV квартал 2010 г. оказался совсем не таким, как ожидали многие участники, и традиционного «горячего сезона» не случилось, в связи с этим образовался оверсток, но сейчас вновь начинается дефицит. Рынок по-прежнему колеблется из оверстока в дефицит.

В 2010 г. мы увеличили продажи в мобильном сегменте на 35% по сравнению с 2009 г. и свои планы выполнили, несмотря на сложный IV квартал. Наши розничные предложения стали более агрессивны по цене, но в целом в сравнении с первым полугодием 2009 г. ценовой прайс-пойнт стал выше. Если в начале 2009 г. были популярны бюджетные модели со встроенной графикой, то в 2010 г. самым большим сегментом оказались модели с дискретной графикой в ценовом диапазоне 600–800 долл.

Мы планируем, что в 2011 г. розничный ИТ-рынок вырастет на 25% в сегменте ноутбуков и на 30% в сегменте нетбуков.

Олег Аралов, директор по развитию рынка (департамент компьютеров и комплектующих) ASUS:

Закончился ли кризис для ИТ-розницы? На этот вопрос непросто ответить в первую очередь из-за сложной структуры и неоднородности ИТ-розницы. Крупные компании с разветвленной сетью продаж и широким ассортиментом (такие как DNS, Key, RET) смогли выйти из кризиса первыми и продолжить активное развитие на докризисном уровне и выше. Мелким же компаниям с 1–2 точками продаж пришлось значительно сложнее, многие из них до сих пор чувствуют себя неуверенно.

В 2010 г. наши планы и прогнозы оправдались: мы вышли на обороты докризисного 2008 г. и показали 20%-ный рост по сравнению с 2009 г. В прошлом году мы стали активно продвигать такие устройства, как моноблоки и неттопы, значительно расширили линейку мультимедийных товаров, представили высококачественные наушники и акустические системы. К примеру, продажи плееров O!Play выросли в два раза в сравнении с 2009 г.

В 2011 г. мы ожидаем увеличение продаж моноблоков и неттопов на 80–100%, рост спроса на внешнюю оптику, беспроводные сетевые устройства, ну и сохранение лидерства ASUS на рынке системных плат.

Сергей Васюк, менеджер по маркетингу D-Link:

Положительные тенденции в розничном сегменте рынка в 2010 г. позволили нашей компании с небольшим превышением выйти на объемы докризисного 2008-го: по сравнению с 2009 г. объем продаж увеличился на 20%.

В 2010 г. компания выпустила много новых продуктов, которые заняли заметное место в продуктовых матрицах розничных партнеров. Развитие и появление новых сервисов у ISP позволило увеличить продажи более производительных интернет-шлюзов, устройств IP-телефонии, мультимедиа-продуктов до 12%. Основной прирост достигнут благодаря проводным и беспроводным Ethernet- и ADSL-маршрутизаторам. Причем преобладающая их доля — маршрутизаторы начального уровня.

В 2011 г. ожидается закрепление результатов 2010 г. по основным продуктовым группам и появление новых изделий для SOHO. Рост продаж ожидается в продуктовых группах розничного сегмента — интернет-шлюзы среднего и верхнего уровней, беспроводные устройства, устройства для предоставления мультимедиа-контента и сетевые хранилища.

К числу основных тенденций в розничном сегменте мы относим появление и развитие такой современной техники, как интернет-шлюзы и коммутаторы с гигабитными портами, устройства с интерфейсами USB 3.0, высокопроизводительные беспроводные устройства 802.11n, системы хранения данных NAS и приставки для предоставления цифрового ТВ и видео по запросу в HD-качестве.

Денис Тяпаев, менеджер по работе с ключевыми партнерами NETGEAR:

Кризис как таковой уже закончился, но и бурного роста на сетевом рынке пока нет. Есть рост в некоторых регионах и категориях. Например, мы отмечаем заметное увеличение продаж Wi-Fi-роутеров в регионах России. Везде хороший спрос на сетевые хранилища NAS.

В 2010 г. рост розничного направления бизнеса NETGEAR составил более 200%. Это лучше, чем было запланировано. А в 2009 г. по отношению к 2008 г. продажи не снизились, поэтому, учитывая сильное падение рынка, в 2009 г. нам удалось значительно увеличить свою долю. Надо отметить невероятный успех домашнего медиацентра NETGEAR Stora, продажи которого за 2010 г. выросли в 5 раз. Рост продаж домашней линейки беспроводных маршрутизаторов NETGEAR составил 190%. Наиболее популярными оказались специально разработанные для России маршрутизаторы n-стандарта: мощный WNR3500L, флагман линейки, и новый бюджетный WNR612, обладающий революционным набором функций для своей невысокой цены в 1,4 тыс. руб.

Наши планы по развитию розничного сегмента — это движение в регионы. Мы также планируем более агрессивную маркетинговую и рекламную политику. Будем расширять сеть сервис-центров (сейчас их 45). Изменения же в первую очередь связываем с развитием продуктов с точки зрения функционала. В 2011 г. появится несколько новых устройств, способных заинтересовать самых требовательных розничных потребителей как с точки зрения дизайна, так и функционала.

Среди основных тенденций в ИТ-рознице — стремительное развитие ряда новых товарных категорий, в частности сетевых хранилищ; более широкое использование удаленного доступа к данным и мобильного 3G/4G Интернета; активное проникновение Wi-Fi-технологий в регионы России.

Куда движется ИТ-розница

Последние годы для розничного ИТ-рынка стали периодом глубоких перемен.

Вот как суммирует основные изменения Андрей Серегин: «Кардинальным образом преобразилась структура компьютерного рынка — произошел переход от настольных компьютеров к ноутбукам. Это очень серьезно повлияло на смежные рынки, в первую очередь мониторов, ИБП, устройств ввода. За 2010 г. существенно другим стал уровень цен — массовая продукция стала дешевле. В 2010 г. развивалась тенденция изменения канальной структуры продаж — сетевые ретейлеры продолжали увеличивать свою долю и вытеснять независимых и региональных розничных продавцов (в Западной Европе этот процесс привел к тому, что за 10 лет, например, в Германии доля продаж несетевых ретейлеров упала с 50 до 20%). Все это ставит перед ИТ-розницей серьезные вопросы, на которые придется найти ответ, прежде чем говорить об окончании кризиса и переходе в новое состояние».

Показательно изменение доли традиционной ИТ-розницы по основным группам товаров, подчеркивает он. Так, если сравнить объемы продаж в рублях в 2010 и 2009 гг. (данные «ГфК-Русь»), то за год доля розницы в сегменте мобильных компьютеров сократилась на 2 процентных пункта, хотя в абсолютном выражении продажи выросли. В сегменте настольных компьютеров ее доля упала на 10 процентных пунктов, причем сократились и объемы продаж. Существенно меньшей стала доля розницы и в сегменте печатающих устройств.

Неудивительно, что большинство наших респондентов, говоря о текущих тенденциях розничного ИТ-рынка, на первое место ставят усиление конкуренции, прежде всего с другими быстро развивающимися каналами продаж ИТ-товаров.

За время кризиса укрепились позиции мощных структур, сетей бытовой техники и электроники, сотовой связи, обладающих значительными ресурсами и большим запасом прочности.

«Конкурировать с ними по разным причинам становится все сложнее. На мой взгляд, давление со стороны этих сетей будет только увеличиваться. Это явная угроза для ИТ-розницы», — считает Юлия Залетаева.

И если к соперничеству с сетями бытовой техники, можно сказать, уже привыкли, и многие ИТ-ретейлеры в нее успешно втянулись, то сети сотовой связи — это конкурент, выросший именно в период кризиса. Масштабы крупнейших игроков этого рынка и темпы их роста просто поражают. Так, по данным сети «Связной» на 31 декабря 2010 г., в нее входило около 2,3 тыс. центров мобильной связи в 667 городах России, география присутствия «Связного» за год расширилась на 131 город.

Конечно, ассортимент компьютерной техники в таких торговых точках пока мал, но он постоянно расширяется. Многие салоны уже предлагают ноутбуки, нетбуки, плееры и другие цифровые устройства, а также все больше сервисов. В скором времени сети сотовой связи уже можно будет смело включать в категорию ИТ-розницы, полагает Тихон Смыков.

«Основной мотив ИТ-розницы в Уфе — оживление конкуренции, — говорит Андрей Тушов. — С одной стороны, идет повторная волна „заходов“ в регион федеральных и региональных сетей на освободившиеся во время кризиса места, с другой, за счет появления региональных складов дистрибьюторов резко снизился порог входа на рынок (с точки зрения логистики и наличия собственных товарных запасов) для мелких игроков а-ля „ноутбучный ларек“. В общем, старожилам рынка становится работать веселее, но хлопотнее. Плюс попытки зачастую некомпетентных в сервисе и торговле неофитов с помощью демпинговых цен пробиться к своему потребителю. Эти попытки ведут к падению маржи игроков розницы».

Оборотная сторона усиления конкурентной борьбы — дальнейшее укрупнение розничного бизнеса. Выживают только сильные игроки, способные конкурировать с сетевыми игроками федерального уровня. «Мелкие участники рынка уже либо ушли, либо уходят. По большому счету ИТ-розница подтаивает, оставляя в зоне внимания потребителей игроков-энтузиастов либо магазины-дискаунтеры», — считает Сергей Кашаев.

Наряду с глобальной проблемой выживания независимой ИТ-розницы наши респонденты обращают внимание также на следующие важные тенденции:

  • быстрое развитие интернет-продаж, несмотря на их пока малую долю в общем бизнесе (Сергей Мещанюк);
  • постепенное перемещение спроса платежеспособных потребителей в область более высокотехнологичных продуктов (Юлия Залетаева);
  • обеспечение качественного сервиса и предоставление широкого спектра услуг (Дмитрий Жигалкин, Тихон Смыков);
  • существенный рост продаж мобильных устройств нового класса (смартфоны, планшеты) и аксессуаров (Тихон Смыков);
  • повышение клиенториентированности розничных ИТ-продуктов (Алексей Морозов);
  • стремительное развитие ряда новых товарных категорий, в частности сетевых хранилищ данных; активное проникновение Wi-Fi-технологий в регионы России (Денис Тяпаев).

Вендоры о рознице

Алексей Морозов, менеджер по дистрибуции Powercom:

Мы ожидаем, что 2011 г. станет годом окончания кризиса розничного ИТ-рынка. Прошедший год оправдал наши ожидания по восстановлению розничного сегмента: продажи выросли по сравнению с 2009 г. в 2,5 раза, особенно это было заметно во второй половине 2010 г. Спрос на ИБП в рознице становится все более ориентированным на бытовое применение — т. е. нагрузкой ИБП служит не только компьютер, но и домашнее сетевое оборудование, телевизоры, Blu-ray-проигрыватели и т. п.

В 2011 г. мы планируем как рост продаж существующих моделей, так и расширение модельного ряда. Конечно, будет активно осуществляться маркетинговая и тренинговая поддержка наших партнеров, и одна из наших задач — увеличение рекламной и PR-активности Powercom в розничном сегменте.

Основная тенденция развития розничных ИТ-продуктов в современных условиях — это клиенториентированность, которую я понимаю как универсальность подключения, простота использования, доступность информации, высокая квалификация продавцов-консультантов.

Андрей Васильев, генеральный директор «QNAP Россия»:

Нам сложно сделать вывод, закончился ли кризис для ИТ-розницы или нет, поскольку активная работа нашего представительства началась после сентября 2009 г. Но если подводить итоги за полный 2009 г., то продажи выросли более чем в 2,5 раза, причем интерес к нашему оборудованию стал расти только в конце 2009 г.

По сравнению с началом 2009 г. ассортимент продукции QNAP значительно расширился. Успешными можно назвать продукты среднего ценового диапазона — серверы хранения данных с функциональностью, необходимой домашним клиентам. К менее успешным можно отнести сетевой HD-медиаплеер. Но на данном этапе развития российского рынка основная масса потребителей смотрит в сторону более простых устройств воспроизведения, многие пока не понимают, «за что берут деньги».

Мы убеждены, что направление сетевых хранилищ будет уверенно расти. Прежде всего это связано с ежегодным увеличением объемов медиаконтента как в корпоративном, так и в домашнем сегменте. Бизнес уже оценил необходимость надежного хранения, а к домашним пользователям понимание только начинает приходить.

В числе основных тенденций я бы отметил стремление к мобильности и постоянное подключение к сети Интернет. Мобильные устройства становятся все более функциональными, обрастают интерфейсами беспроводной связи, а операторы предлагают разнообразные услуги, работающие по технологии IP. Нельзя не заметить и такой тренд, как гигантский рост интереса к 3D-видео и аудио.

Илья Уманский, директор по продажам и маркетингу ZyXEL Россия:

Розничный ИТ-рынок находится на этапе выхода из кризиса, о чем говорит положительная динамика продаж. Если природные катастрофы и неспокойная политическая ситуация не пошатнут мировую экономику, можно ожидать окончательного завершения кризиса.

Продолжается консолидация розницы, растет роль крупных сетей. Интерес к сетевым решениям проявляют торговые структуры мобильной связи. В целом все стали острожными, экономными и рациональными.

В розничном сегменте компания ZyXEL в России закончила 2010 г. с ростом объема продаж на 34% по сравнению с 2009 г. Нам не хватило нескольких процентов для достижения показателей 2008 г.

Структура предложения претерпела некоторые изменения, в первую очередь технологические. На общем фоне порадовали продажи Ethernet-маршрутизаторов линейки Keenetic, которую мы вывели на рынок в конце года. Негативных сюрпризов не было.

В 2011 г. мы ожидаем увеличения объемов продаж как минимум на 20% и более. Упор делается на новую линейку абонентских устройств серии Keenetic, а также беспроводную технологию WiMAX.

В правильном формате

Кризис не отменил действие глобальных тенденций. Бурное развитие ИТ и их быстрое продвижение к массовому потребителю не может не вызвать эволюции ИТ-розницы, включая изменение моделей бизнеса.

«Изменение парадигмы потребления техники — от приобретения самосборного чуда у шаманов-консультантов до покупки коробки со стеллажа в супермаркете — неизбежно, и кризис здесь ни при чем. Безусловно, останутся ИТ-лавочки для маргиналов и людей со специфическими запросами, сети и бутики в моллах — это и есть новое лицо ИТ-розницы. Считаю неуместным говорить о конкуренции нового, приходящего на смену, со старым — это всего лишь развитие. Данный тренд представляет угрозу только для того, кто пытается ему противостоять. ИТ-рознице нужно всего лишь понять, как она будет зарабатывать в этом новом мире», — говорит Алексей Тушов.

По мнению Тихона Смыкова, на победу в конкурентной борьбе могут рассчитывать два типа продавцов: специалисты малого формата, выигрывающие в эффективности, достигаемой благодаря глубокому знанию продукта, квалификации продавцов и высокому уровню сервиса, и сети электроники широкого профиля, которые будут преуспевать за счет экономии масштаба благодаря большим площадям и более привлекательным ценам. Все промежуточные концепции обречены на исчезновение, полагает он.

Формат магазинов (соответственно его эффективность сегодня и жизнеспособность завтра) — один из важнейших элементов стратегии развития розничного бизнеса. Можно было ожидать, что кризис, тяжело отразившийся практически на всех участниках рынка, подтолкнет и к переоценке сложившихся мнений о перспективности тех или иных розничных форматов. Но, судя по ответам наших респондентов, в основном они придерживаются своих прежних мнений на этот счет и менять формат магазинов они не собираются, во всяком случае пока.

«С нашей точки зрения, наиболее перспективный формат — это наш**, — говорит Сергей Мещанюк. — Было бы глупо предполагать одно, а делать другое. Существенно менять его в этом году мы не собираемся. Это не отменяет эволюцию самих магазинов. Мы постоянно работаем над этим, вне зависимости от того, есть кризис или нет».

Компания РЕТ, в свою очередь, считает достаточно успешным свой формат: супермаркет с площадью торгового зала от 400 до 1,2 тыс. м2.

«Да, кризис скорректировал мои представления об идеальном компьютерном магазине, — признает Андрей Тушов. — Теперь я думаю, что масштабностью торговых площадей, сногсшибательным ассортиментом и помпезностью оформления можно пожертвовать в пользу большей функциональности ассортимента, торгового зала и удобства для клиента. Думаю, что на сегодня в специализированной ИТ-рознице выигрывает (если сравнивать по прибыльности продаж и отдаче с торговой площади) сеть относительно небольших (250–300 м2) магазинов с большим по ширине и средним по глубине ассортиментом, расположенных в шаговом доступе от крупных потоков посетителей или на этих потоках».

Для городов с населением от 500 тыс. человек Юлия Залетаева считает наиболее перспективными ИТ-магазины площадью от 150–200 м2, расположенные в торговых комплексах с высокой проходимостью и использующие уже имеющийся там трафик.

Анастасия Соколова полагает, что вскоре доминирующими станут продажи через Интернет, а магазины с витринами будут служить просто смотровой площадкой для тех, кто хочет увидеть товар вживую. Интернет-магазин не тратит деньги на аренду лишних торговых площадей, поэтому может предложить более низкие цены, да и открыт он 24 часа в сутки 365 дней в году.

По мнению (и кризис его не изменил) Дмитрия Жигалкина, один из успешных форматов магазина — это формат «открытой выкладки» (оптимально для торгового предприятия площадью 150–250 м2).

Прибавилось уверенности и у Сергея Кашаева, правда, совсем в другом: «Кризис, пожалуй, только укрепил мнение о том, что наиболее перспективный формат — это „убийца категорий“».

* См. http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=42056).

** Вот какую краткую характеристику дает ему Сергей Мещанюк: «Ничего сверхъестественного... Два типа магазинов: в основном — 180–250 м2 (востребованный ассортимент), каждый пятый магазин — 350–400 м2 (максимальный ассортимент). Открытая выкладка. Магазины на трафике. Торгуем товаром, имеющим отношение к компьютерам. Из бытовой техники пробуем только телевизоры. Торгуем сотой, но в закрытой выкладке. Почти не используем рекламу. Минимум сервисов типа доставки и установки ПО. Опта и корпоратива почти нет».


Версия для печати (без изображений)