Несмотря на антимонопольное разбирательство (накал которого, правда, уже снижается), Microsoft по-прежнему смело тратит деньги, заключая партнерские соглашения, покупая новые технологии, и в целом продолжает свою практику агрессивного ведения бизнеса, как будто никакого судебного процесса нет и в помине.

В начале мая компания вложила 5 млрд. долл. в фирму AT&T (эта сделка широко обсуждалась в печати), а в конце июня сумела найти еще 125 млн. долл., которые были инвестированы в конкурирующую фирму Inprise.

В промежутке между этими двумя сделками были несколько других, направленных, главным образом, на усиление онлайнового бизнеса компании.

Сделка с фирмой Inprise, поставщиком средств разработки и давним конкурентом Microsoft, во многих отношениях самая удивительная. Давние соперники заключили ряд соглашений, касающихся технологий и лицензирования, которые закладывают основу для долговременного сотрудничества. Microsoft приобрела пакет акций Inprise на сумму 25 млн. долл. и выплатила еще 100 млн. долл. за право использования ее технологических разработок, а также в счет урегулирования некоторых давних патентных споров.

Inprise, в свою очередь, обязалась обеспечить поддержку Windows 2000. Кроме того, она приобретет лицензию на последнюю версию Microsoft Foundation Classes (MFC), стандартной библиотеки классов C++ для разработки программ под Windows. MFC будет поставляться вместе с пакетом Borland C++ Builder. Inprise приобретет также в рамках программы лицензирования Microsoft Open Tools лицензию на последнюю версию комплекта средств разработки для платформы Windows.

«Это создает мощную основу для расширения нашей поддержки платформы Windows и новых технологий Microsoft в Интернете и в других областях», — отметил Дейл Фуллер, временный президент и главный управляющий Inprise.

Отношения между двумя компаниями не всегда были гладкими, особенно в те времена, когда Inprise была известна под названием Borland International. В частности, у Borland была популярная программа электронных таблиц Quattro Pro, которая противостояла программе Excel. Пыталась она одолеть и пакет Office, завязав дружбу с поставщиком альтернативного текстового редактора WordPerfect. В конце концов, в игру вступила компания Novell, которая купила и Quattro Pro, и WordPerfect, а затем перепродала их фирме Corel.

В последнее время Inprise вела активную борьбу, и аналитики поговаривают, что деньги Microsoft — всего лишь прием, выбивающий оружие из рук противника. Кроме того, Microsoft приобретает еще одного важного союзника в деле создания Windows-приложений.

«Inprise ориентирована на создание инструментальных средств и поставку технологий, которые обеспечат поддержку платформы Windows и дополнят спектр предложений самой Microsoft», — заявил Моррис Бентон, генеральный менеджер Microsoft по программам разработки.

Microsoft стремится расширить свое присутствие и на онлайновой арене, о чем свидетельствует ряд сделок. Например, она купила канадскую фирму ShadowFactor Software, занимающуюся разработкой ПО, тем самым получив в свои руки BattleCom — технологию прямой речевой связи для игр в Интернете, которая позволяет игрокам разговаривать друг с другом в ходе игры со множеством участников вместо того, чтобы обмениваться текстовыми сообщениями.

Кроме того, вложив 17,8 млн. долл. в фирму CareerBuilder, Microsoft готовится предложить услуги по поиску работы через свою сеть Microsoft Network (MSN). Согласно условиям сделки, обе компании займутся созданием Web-узла для MSN, на котором будут предложены информация и услуги по поиску работы. Посетители этого узла получат доступ к спискам вакансий и консультациям, связанным с вопросами карьеры. Им также будут предоставлены возможности персонального поиска. Ставка на эту фирму является частью общей стратегии развития MSN, которая предусматривает сочетание усилий ведущих поставщиков информационного наполнения с технологиями, которыми владеет сама Microsoft.

В мае Microsoft вложила 250 млн. долл. в акции фирмы WebMD, которая приступит к созданию онлайновой службы здравоохранения и центра торговли медицинскими товарами на MSN и WebTV. Microsoft возьмет на себя всю организацию рекламы и электронной коммерции, маркетинговые вопросы и привлечение специалистов.

Еще 30 млн. долл. пошло на покупку доли в фирме Wink Communications, обеспечивающей обратную связь со зрителями широковещательного и кабельного телевидения. Совместные усилия компаний будут направлены на решение коммерческих задач и вещание на базе интерактивного ТВ.

Самой крупной сделкой последних месяцев стало соглашение с AT&T, что привело к росту продаж ее телевизионных приставок на платформе Windows CE с 5 млн. до 10 млн. шт. Другим крупным событием стало вложение в мае 600 млн. долл. в фирму Nextel Communications.

Грег Маффей, финансовый директор Microsoft, подтвердил, что инвестировались компании, контролирующие такие сферы, как кабельное ТВ, DSL, телекоммуникации, широкополосная и беспроводная связь. Он отметил, что Microsoft заинтересована именно в стратегическом партнерстве с этими компаниями и не стремится получить контроль над ними.

Хроника последних инвестиций Microsoft

ДатаКомпанияСфера деятельностиСумма инвестиций (млн. долл.)
8 июняInpriseСредства разработки ПО125
7 июняShadowFactor SoftwareИнтернет-игры со множеством участниковне объявлена
3 июняWink CommunicationsИнтерактивное ТВ30
24 маяCareerBuilderОнлайновый поиск работы17,8
20 маяWebMDОнлайновая служба здравоохранения250
10 маяNextel CommunicationsБеспроводная связь600
6 маяAT&TСредства телекоммуникаций5 млрд. долл.
Источник: Microsoft Corp.

Версия для печати (без изображений)