Налогообложение коммерческой деятельности в Интернете практически неизбежно. Так считают и сторонники, и противники этого шага. Консультативная комиссия по электронной торговлю, сформированная в соответствии с Актом об освобождении от налогообложения деятельности в Интернете (Internet Tax Freedom Act), подписанным президентом Клинтоном в октябре 1998 г., рассмотрит вопросы налогообложения Интернета на ближайшем заседании. Актом предусматривался трехлетний мораторий на введение налогов, но комиссия должна представить свои рекомендации Конгрессу в апреле 2000 г.

Компании возмущены планами налогообложения Web

  •  VAR’ы, интеграторы и поставщики протестуют, но считают введение налога неизбежным.
  •  Мнения законодателей во вопросу о налогообложении коммерческой деятельности в Web разделились.
  •  Вопрос «физического присутствия» чрезвычайно сложен.

Интеграторы и реселлеры, обязанные Интернету своими успехами в бизнесе, крайне озабочены перспективой сбора налогов местными, региональными и федеральными властями. «Я сторонник минимального правительственного вмешательства, — сказал Джефф Дачис, главный управляющий фирмы-интегратора Razorfish. — Я хочу, чтобы правительство не вмешивалось в мой бизнес и мою жизнь и проявляло хоть немного благоразумия, когда оно тратит мои деньги, собранные в виде налогов».

«Если власти обложат налогом электронную торговлю, то с таким же успехом они могут взимать налоги и с заказов по почте и телефону», — говорит Лу Артейл, консультант компании-интегратора PC Strategies. Он добавил, что клиенты, заказывающие товары по каталогу, платят налоги только в том случае, если проживают в одном штате с продавцом.

Мнения законодателей по данной проблеме разделились. Некоторые предлагают ввести 5%-ный налог на коммерческую деятельность в Интернете, другие выступают против налогообложения.

Как считает Джим Батлер, партнер юридической фирмы Arnall Golden & Gregory LLP, суть проблемы — в концепции физического присутствия. «Утверждение, что все должны платить налог с продаж, противоречит понятию физического присутствия», — убежден Батлер. Пока еще не принято решение, следует ли считать физическим присутствием наличие сервера или поставщика услуг Интернета в данном штате.

Батлер и его единомышленники, такие, как Джо Кросби, директор национальной службы по налоговому законодательству из организации E-commerce Coalition считают, что штаты боятся потерять доход от электронной торговли. «Это проблема налоговой политики и Интернета, но в ее основе — вопрос о властных полномочиях властей штатов», — говорит Кросби.

«Кому в действительности принадлежит юрисдикция над Сетью, — спрашивает Дэвид Смит, вице-президент GartnerGroup. — Кто будет собирать налоги? Куда пойдут собранные средства и на что они будут израсходованы?»

Обилие возможных схем налогообложения, предусмотренных более чем 10 тыс. налоговых нормативных актов в США, наряду с растущим числом компаний, занимающихся торговлей в Интернете, только усложняет проблему. «Вот почему политический и технический аспекты проблемы противоречат друг другу», — считает Смит.

По мнению члена федеральной Консультативной комиссии, вице-председателя фирмы MCI WorldCom Джона Сиджмора, Интернет не должен быть освобожден от налогообложения. «Неразумно применять в Интернете схемы налогообложения, отличные от традиционных», — считает он.

Алан Хэлд, соучредитель фирмы MicroAge и председатель группы общественной политики ассоциации Computing Technology Industry Association (CompTIA), заявил, что группа поддерживает налоговый мораторий. Однако он уверен, что мораторий будет отменен.

Кен Глюк, старший директор компании Oracle по правительственным проектам, считает что, хотя Oracle не выступает против налога, «пока не следует спешить».

Рынок средств и услуг по обработке телефонных вызовов

Системы обработки19981999*2000*2001*2002*2003*
Объем продаж, млрд. долл. 0,7 0,9 1 1,3 1,5 1,8
Рост, % 12 24,3 20,4 20,1 20 19,6
Доля от общей суммы, % 5 4,4 4,4 4,2 4 3,9
Услуги19981999*2000*2001*2002*2003*
Объем, млрд. долл. 15,2 19,1 23,9 29,9 37,2 46,2
Рост, % 26,7 25,7 25,1 25,1 24,4 24,2
Доля от общей суммы, % 95 95,6 95,6 95,8 96 96,1
Итого19981999*2000*2001*2002*2003*
Объем продаж, млрд. долл. 15,9 20 24,9 31,2 38,7 48
Рост, % 25,9 25,6 24,9 24,9 24,2 24

Версия для печати (без изображений)