HP твердо намерена «просвещать» и воспитывать потребителей, однако пока продажи неоригинальных картриджей растут

Компания HP провела ряд «круглых столов», посвященных проблеме неоригинальных расходных материалов. Результаты 2010 г. оказались неутешительными — главной тенденцией стал неприятный для вендоров, но вполне объяснимый с точки зрения потребителей переход к активному использованию совместимой, заправляемой и даже прямо поддельной продукции. Хотя «оригинальный» рынок в 2010 г. вырос по сравнению с предыдущим годом (по данным ITResearch, почти на 6%), он сильно отстает от темпов роста всех остальных сегментов рынка печати. Эксперты объясняют это тем, что производители неоригинального товара смогли предложить сходное качество при цене в 2–3 раза ниже, и серьезная, а по пессимистическим оценкам, подавляющая часть рынка печати приходится именно на такую продукцию в диапазоне от прямого контрафакта до качественных совместимых картриджей. Рынок «заправок» стабильно растет последние 3 года, несмотря на кризис (и даже благодаря ему), а появление конструкций, защищающих от первой заправки, перенаправляет спрос ищущих дешевые варианты потребителей в сторону совместимой продукции.

В HP приводят такие данные: годовой оборот продаж поддельных товаров в мире составляет 250 млрд. долл. (2% объема мировой торговли), подделки отнимают ежегодно 650 млрд. долл. у рынка брендованных товаров. Если говорить о контрафакте расходных материалов HP, то такая проблема существует не только в России, но наши масштабы впечатляют. Если в Германии за год HP конфисковала тысячу поддельных картриджей, то у нас — 335 тыс. Обгоняет Россию по подделкам только Саудовская Аравия (тоже сотни тысяч штук). «Поддельные картриджи наносят ущерб бизнесу HP. Но более важно, что они вредят нашим клиентам, которые не получают того, за что они заплатили», — считают в компании.

По оценке, которую привела Тина Роуз, ведущий эксперт HP по борьбе с контрафактом в регионе EMEA, в настоящее время порядка 10% продаваемых в России картриджей для лазерных принтеров НР —подделки, причем в хорошей упаковке и по цене лишь ненамного дешевле, чем подлинные картриджи (а не в разы, как прежде), так что даже крупные закупщики могут ошибиться. Порой мошенники, продающие расходные материалы оптом, пытаются смешивать оригинальные и контрафактные картриджи, в частности при проведении тендеров, что позволяет им снизить цену и выиграть конкурс, добавляет она.

Полевые испытания

В HP уверены, что, покупая неоригинальный товар, потребители рискуют получить нестабильное качество печати или неисправность оборудования. Так, вендор представил результаты сравнительного теста картриджей для лазерных принтеров компании QualityLogic за 2010 г. Неоригинальными считаются перезаправленные, восстановленные (с заменой некоторых узлов) и новые совместимые картриджи.

Исследование продукции HP и девяти производителей неоригинального продукта показало, что более 40% неоригинальных картриджей были неисправны до начала эксплуатации, такие устройства преждевременно отказывали, выявлялось низкое качество печати. Иногда уровень неоригинальных картриджей, по мнению экспертов, «достаточно неплохой». Но довольно часто дефекты проявляются со временем, в результате напечатанные с применением таких картриджей документы неприемлемы для использования вне или даже внутри организации. Почти 40% страниц текста, полученных в ходе тестирования восстановленных картриджей, оказались пригодными лишь ограниченно (черновик) либо непригодными совсем.

Плотность областей, заполненных черным, серым, светло-серым фоном, у картриджей сторонних производителей ниже, чем у оригинальных. В среднем оптическая плотность «неоригинальных» отпечатков была от 5 до 15% ниже, чем в случае оригинальных картриджей HP.

Для тонера сторонних производителей характерны измененные химические и физические параметры. В том числе и по температуре плавления. До и после проведения теста на закрепление (адгезию) тонера на бумаге проводились измерения оптической плотности участков заполнения черным цветом. Снижение оптической плотности в случае неоригинальных картриджей составило в среднем 11,3% — в 4,4 раза больше, чем при использовании оригинальных устройств HP (2,5%).

Голосуют кошельком

Известны примеры того, что не только частные пользователи или мелкие предприятия, но и вполне респектабельные корпорации пользуются неоригинальными расходными материалами. Анвар Давлетшин, менеджер по развитию бизнеса расходных материалов Laser Jet HP Россия, приводил аргументы о том, что для клиентов должна иметь значение не только цена, но и их собственный имидж — значительная часть страниц, напечатанных такими картриджами, годится только для хождения внутри компании и не подлежит распространению среди клиентов и поставщиков. Однако надо признать, что именно внутренние документы и составляют у многих компаний значительную часть объемов печати, а их партнеров по бизнесу, увы, не очень смущают нюансы оттенков на накладных. Хотя вряд ли кто-то станет оспаривать то, что «родная» продукция и надежнее, и лучше и имеет все гарантии.

Но цена по-прежнему обуславливает выбор клиентов. Именно поэтому вендор не готов идти на радикальные ценовые уступки, несмотря на периодически проходящие демпинговые ценовые акции. «Задобрить» клиентов, морально готовых использовать контрафакт, «совместимку» или «заправку», вряд ли получится — оригинальная продукция никогда не снизится в цене так, чтобы альтернативные производители отказались от своего бизнеса. Однако такие акции вендоров приносят пользу — эксперты полагают, что именно они могли повлиять на рост продаж оригинальной продукции по сравнению с неоригинальной во второй половине 2010 г.

Прямая рыночная логика в поведении покупателей играет злую шутку с производителями оригинальных расходных материалов. Покупатели «оптимизируют» свою печать, не особенно заботясь об имидже. Тем не менее опыт других сегментов потребительского рынка показывает, что проблема контрафакта и прочей неоригинальной продукции радикально решается только удешевлением. У каждого вида товаров есть та ценовая граница, которая заставляет большинство потребителей покупать оригинальную продукцию и не рисковать. Но, по мнению Анвара Давлетшина, в случае с высокотехнологичной продукцией не всегда возможны аналогии, например, с музыкальными CD-дисками или одеждой.

Таким образом, HP остается на принципиальных позициях — неоригинальные картриджи создают проблемы покупателям, и последние должны наконец научиться платить за гарантии качества. Но и аргумент потребителей — цена — не менее существенный. Производителям так или иначе придется искать новые пути эффективной борьбы с конкурентами-«неоригиналами».

Недавно у HP появилась специальная программа, загрузив которую из Интернета пользователь может проверить, является ли приобретенный (или уже установленный в принтере) картридж оригинальным издением HP или нет (например, восстановленным, перезаправленным или поддельным). Если картридж оказался неоригинальным, пользователь получит информацию о том, что делать с ним дальше. Если это подделка, то следует заменить его по месту покупки. При необходимости НР может оказать поддержку пользователям при обращении в магазин или в полицию, но сама компания не будет заменять поддельные картриджи, отметил Анвар Давлетшин. Правда, пока данной программой могут воспользоваться владельцы лишь некоторых серий лазерных принтеров.


Версия для печати (без изображений)