CRN/RE проводит рейтинг «25 лучших региональных ИТ-компаний» пятый раз. Несмотря на постоянное обновление списка претендентов, привлечение новых экспертов, изменение рыночных условий и т. п., большинство победителей входят в топ-25 уже много лет.

В связи с этим мы попросили наших экспертов ответить на два вопроса:

  1. Какие критерии оценки из предложенных CRN/RE (масштаб бизнеса, динамика бизнеса, профессионализм команды, репутация на рынке) вы считаете наиболее важными, если речь идет о ваших партнерах, и почему?
  2. Как вы считаете, какие общие качества помогают компаниям — победителям рейтинга удерживать лидерство на протяжении многих лет и успешно конкурировать не только с компаниями своего региона, но и со столичными игроками?

Алексей Алексеев, R-Style Computers: «Динамика бизнеса и профессионализм команды — наиболее важные критерии. Как показывает практика, у профи и динамика хорошая.

Рынок у нас устоявшийся, поэтому о репутации партнеров сейчас задумываемся в последнюю очередь, но именно „задумываемся“, т. к. наши партнеры — это компании с хорошей историей и репутацией, а два кризиса выработали особые правила и технологии работы с новичками.

Повторюсь, рынок у нас не новый, с низкой маржой и высокими требованиями к качеству персонала, который постоянно должен учиться. Случайные люди здесь не задерживаются. Новых компаний практически не возникает. Хочется также отметить, что низкий уровень маржи не позволяет совершать крупных ошибок и не привлекает в бизнес людей со стороны. Сейчас невозможны сделки с маржой в тысячи процентов, когда ошибки в одних сделках можно покрыть за счет других выгодных контрактов и учиться на собственных ошибках. Для достижения успеха нужно и вкладываться в персонал, и тесно работать с клиентами, благодаря чему у региональных компаний есть весомые преимущества по сравнению со столичными.

Также следует сказать, что распространение Интернета по всей России обеспечило равный доступ к мировой копилке знаний. Если вы владеет английским языком, для вас открыты все источники знаний, которые предоставляют международные вендоры.

Словом, чудес не бывает. Если компания вкладывается в персонал, поощряет сотрудников к получению дополнительных компетенций, то у компании есть и динамика, и профессионализм, и репутация».

Саргис Басеян, ООО «Бразер», Россия: «Из предложенных критериев, с моей точки зрения, наиболее важным является профессионализм команды. В работе с региональными компаниями масштаб бизнеса для нас имеет второстепенное значение. Имеется много примеров, когда региональные компании благодаря профессиональной команде за время кризиса практически не пострадали и, более того, значительно нарастили бизнес. И наоборот, довольно крупные компании, несмотря на свой размер, оказались в тяжелой ситуации и по сей день не могут преодолеть свои трудности.

Если говорить о постоянных лидерах, то я бы поставил второй вопрос по-другому: благодаря чему появляются новые компании в рейтинге? Потому как удержать позиции с накопленным багажом связей в корпоративном секторе, сформировавшейся командой и зачастую с собственными торговыми и складскими площадями очевидно легче, чем из середнячков вырваться в лидеры. И здесь, конечно, помимо больших капиталовложений требуются превосходная команда и особый взгляд. Новая бизнес-модель, отличная от той, которую используют уже существующие компании».

Оксана Белова, Epson Europe B.V., представительство в Москве: «Наиболее важными критериями мы считаем динамику бизнеса и профессионализм команды, т. к. именно эти факторы способны привести компанию к успеху и эффективности в любых условиях рынка.

По нашему мнению, как раз именно эти качества — динамика развития бизнеса и профессионализм команды — и позволяют удерживать лидерство и успешно конкурировать победителям рейтинга!»

Алексей Бессребренников, ООО «Итон»: «Наиболее важные критерии — масштаб бизнеса и его динамика. Сложно представить себе такую ситуацию, когда у партнера, показывающего хорошие результаты, работает непрофессиональная команда или он имеет плохую репутацию на рынке.

В регионах уже сформировался костяк сильных игроков, наверное, поэтому динамика изменений в рейтинге достаточно низкая — сложно обгонять однажды вырвавшихся вперед».

Елена Выходцева, SafeLine: «Из предложенных для оценки критериев важны все. Однако на быстрорастущем рынке информационной безопасности, на мой взгляд, наиболее значимыми составляющими являются динамика бизнеса и профессионализм команды. На примерах ряда наших партнеров (их роста) можно сделать вывод, что привлечение молодых, энергичных специалистов в компанию и внедрение последних инновационных разработок в ИТ-сфере позволило этим компаниям совершить огромный скачок в развитии и потеснить ряд серьезных конкурентов, которые делали ставку только на свою репутацию.

Постоянных победителей рейтинга отличают дальновидность, они вооружены новыми технологиями и новыми продуктами, инвестируют в собственных сотрудников (обучение, повышение квалификации)».

Сергей Данилов, РОСКО: «Масштаб и динамика бизнеса для нас являются наиболее важными критериями.

Как было отмечено, в топ-25 входят компании, которые давно закрепились в бизнесе и удерживают свои позиции за счет накопленного потенциала, с одной стороны, но при этом не забывают вкладывать деньги и усилия в развитие и новые направления».

Андрей Демин, SAP: «Наиболее важны профессионализм команды, готовность инвестировать в развитие как компании в целом, так и в различные направления бизнеса, новые и существующие.

Если говорить о постоянных лидерах рейтинга, то, во-первых, все компании работают с начала 90-х, наработали за это время стабильную базу постоянных клиентов, у них появился бренд. Почти все являются сборщиками ПК и инфраструктурными интеграторами, что жизненно необходимо их клиентам — также растущим компаниям. Продажи до последних лет серьезно росли, позволяя быстро развиваться и расширять сферы деятельности».

Анна Деревякина, ПИРИТ: «Основные критерии — это динамика, рост и надежность.

Отличие компаний-победителей в том, что они постоянно находят что-то новое. Это не повторение схем других компаний, а креативность в выборе какой-то своей „фишки“. Того, что делает их особенными и привлекает больше покупателей».

Вячеслав Дубенский, «Кингстон»: «Профессионализм и репутация на рынке — наиболее важные критерии. Репутация помогает компании долго быть на плаву в случае серьезных изменений в рыночной конъюнктуре. Профессионализм сотрудников обеспечивает конкурентоспособность компании и помогает „притягивать“ к себе клиентов.

Общие качества, которые отличают постоянных лидеров рейтинга:

  1. Репутация.
  2. Финансовая стабильность.
  3. Слаженная команда.
  4. Верность своим принципам.
  5. Гибкость.
  6. Налаженные связи на уровне своего региона. Москвичам сложнее диктовать свои условия, если в регионе компании „договорились“ между собой».

Оксана Емченко, Check Point Software Technologies: «Наиболее важным критерием для региональных компаний, на мой взгляд, является репутация на рынке, которая создается профессиональной командой! Это особенно чувствуется в динамично развивающихся регионах России.

Работа на местах имеет свою специфику, и компании — резиденты топ-25 преуспели лучше остальных. Точное определение перспективных направлений развития бизнеса, сбалансированное наполнение линек оборудования и услуг, лучшие специалисты. И, конечно, самое важное — это неутомимые усилия компаний в направлении развития и укрепления своих позиций в регионе и за его пределами. Как говорят, „колесо катится вверх или вниз, а при остановке — падает набок“. Руководству „топовых“ компаний это известно не понаслышке!»

Алексей Златин, NEC: «На мой взгляд, невозможно рассматривать эти критерии изолированно друг от друга. Так, профессионализм команды, как правило, означает высокую репутацию на рынке. Именно профессионалы своего дела двигают бизнес, обеспечивая его динамику и масштаб. Конечно, масштаб бизнеса является очень важным критерием — крупные компании могут обеспечить большой объем закупок; как правило, они легче справляются с разного рода кризисными явлениями.

За годы работы на рынке мы были очевидцами динамичного развития разных фирм, но далеко не всегда первоначальный темп приводил к устойчивойсти компании. Поэтому я бы все-таки однозначно выделил профессионализм команды как один из важнейших критериев: именно люди двигают бизнес, обеспечивая ему надлежащую динамику и рост масштабов.

Приятно видеть, что ИТ-рынок отличается относительной стабильностью (в хорошем смысле) — многие компании достаточно прочно удерживают свои позиции и, будем надеяться, не сдадут их. Среди качеств, объединяющих эти компании, можно выделить креативный подход к бизнесу — в условиях жесткой конкуренции эти фирмы нашли свою собственную уникальную нишу и успешно работают. Безусловно, важно знание и понимание особенностей своих локальных рынков — как с точки зрения экономики (к примеру, четкая оценка емкости), так и с точки зрения психологии (поведения потребителей). Важно умение выстраивать отношения с корпоративными конечными заказчиками и местными властями. Ни одна из этих компаний не смогла бы действовать без высокой репутации в глазах вендоров — это позволяет им работать в наиболее благоприятных условиях поставок, оплаты и т. п. Со своей стороны, как правило, эти компании также демонстрируют лояльность производителям, четко выполняют взятые на себя обязательства».

Георгий Козелецкий, OCS: «Масштаб и динамика бизнеса партнера являются определяющими для дистрибьютора. Профессионализм, безусловно, важен и является необходимым (но не достаточным) условием для расширения бизнеса региональной компании. С компанией, имеющей высокую репутацию на рынке, всегда приятно работать. Впрочем, и дистрибьютор, и вендор сколь угодно долго могут выбирать лучшего игрока, но если это не совпадает с выбором заказчиков и клиентов, то ценность такого рейтинга невелика.

Рейтинг „лучших компаний“ достаточно консервативен по сути и изначально не предполагает высокой ротации среди победителей. Однако тренды (как восходящие, так и нисходящие) присутствуют — кто-то из участников укрепляет свои позиции, а кто-то попадет в него „по инерции“. Общее для победителей — это то, что они „лучшие“ и, значит, сумели развить у себя все навыки и компетенции, необходимые для того, чтобы успешно работать на динамичном и высококонкурентном ИТ-рынке».

Андрей Маркин, Powercom: «Профессионализм. Кто знает, тот и побеждает. На все остальное работает масштаб собственного бизнеса и репутация на рынке.

Общие качества лидеров: масштаб бизнеса, исторически сложившееся положение, знание местного рынка».

Сергей Минаев, QNAP: «На наш взгляд, наиболее важными критериями оценки являются профессионализм команды и масштаб бизнеса, ведь в первую очередь благодаря этим качествам можно рассчитывать на успех и завоевание положительной репутации на рынке. Кроме того, мы считаем важной характеристикой для наших партнеров открытость для делового общения и сотрудничества.

Удерживать многолетнее лидерство компаниям, по нашему мнению, помогают одновременно активная работа с ведущими производителями и развитие отношений с конечными клиентами, т. е. те меры, которые обеспечивают актуальные и выгодные предложения, повышение качества и эффективности деятельности. К этому можем добавить создание профессиональных коллективов и формирование прочных взаимоотношений с партнерами».

Алексей Молоков, ESET: «Основные критерии, которые помогают региональным компаниям удерживать лидирующие позиции, — это профессионализм команды, репутация, высокое качество предлагаемых продуктов и услуг. По сравнению со столичными компаниями, у региональных есть очень важное преимущество — территориальная близость к заказчику. При этом для успешной конкуренции местным игрокам необходимо постоянно заниматься повышением узнаваемости своей компании, что требует определенных инвестиций. Также ведущим региональным компаниям для наращивания бизнеса необходимо выходить за пределы региона, расширяя географию своего присутствия».

Алексей Носов, Landata: «Наиболее важным критерием для компании, на наш взгляд, является репутация. Эффективные бизнес-отношения невозможны без взаимного доверия. Круг игроков ИТ-бизнеса достаточно ограничен и, совершив одно неверное действие, можно разом перечеркнуть все былые заслуги и достижения. Опираясь на многолетнюю дружбу и стабильное положение компании на рынке, мы готовы предложить нашим заслуженным и проверенным партнерам максимально гибкие и удобные формы взаимодействия, поддержать их во многих начинаниях. А вот компании, хоть раз проявившей недобросовестность, будет очень сложно вернуть былое доверие.

Другой очень важный критерий — профессионализм. Высокий уровень компетенций и умение ориентироваться в бизнесе — залог долгоиграющего успеха компании. Репутация и профессионализм — это своеобразный фундамент, основа, на которой создается все остальное. Масштаб бизнеса может быть различен, динамика — это переменная составляющая, которая зависит от множества внешних и внутренних факторов, а уверенное присутствие на рынке в течение многих лет и поступательное развитие компании невозможно именно без первых двух критериев.

Постоянный состав лидеров рейтинга прежде всего свидетельствует о стабильности рынка в целом и определенном постоянстве дилерского канала, несмотря на все потрясения и изменения недавнего времени. Также важно понимать, что постоянные победители рейтинга — это крупнейшие компании-лидеры, которые уже владеют значительной долей рынка и знают мельчайшие подробности и особенности ведения бизнеса в своем регионе. Важнейшей задачей этих компаний является укрепление и усиление уже существующего бизнеса, с чем они блестяще справляются. Ключевая особенность постоянных победителей рейтинга топ-25 — это репутация надежных и проверенных партнеров. Все эти компании умеют держать слово и дорожат своим добрым именем».

Сергей Пивнев, ПАПИТ: «Для меня самые главные критерии оценки ИТ-компании, на которых базируется партнерство, это репутация на рынке и профессионализм команды. Могут быть динамично развивающиеся организации с масштабным бизнесом, но без двух первых критериев — с такими компаниями трудно, а зачастую и просто невозможно взаимовыгодно сотрудничать.

Причины стабильного лидерства: либо прочно занята определенная ниша ИТ-рынка, либо стабильна региональная ниша, либо выстроены прочные связи с органами государственного управления определенного уровня как со стабильными заказчиками».

Оксана Полякова, «Аладдин»: «Для нас важны не столько текущие объемы продаж партнера, сколько его активность, готовность к развитию зачастую в новом для него направлении, возможные перспективы дальнейшего сотрудничества.

Наше глубокое убеждение: для повышения объема продаж компаниям необходимо развивать базу знаний о продуктах, повышать компетенции. Именно поэтому нам не столь важно, компания какого масштаба хочет с нами сотрудничать: если партнер активно осваивает продукт, результат не заставит себя ждать.

Безусловно, важны отзывы о компании на рынке, они являются подтверждением того, что мы сделали правильный выбор. В конечном счете мы работаем для клиента, и потому нам важно знать, что партнер следует тем же принципам.

Наконец, хотелось бы отметить еще один важный аспект в работе с партнерами — это открытость, постоянство и предсказуемость, поскольку они порождают главное, что есть в бизнесе, — доверие».

Анна Пташкина, Treolan: «Эти критерии практически невозможно отделить друг от друга. Наращивать масштабы бизнеса и иметь хорошую репутацию достаточно сложно без профессиональной команды. Но также понятно, что репутация складывается в течение длительного периода времени. А обеспечивать материальную базу для взращивания репутации помогают достаточные масштабы и хорошая динамика бизнеса.

Если говорить о практических оценках по этим критериям, то в основе лежат масштаб бизнеса и профессионализм команды. Т. е. наше видение лидеров таково: это компании с определенным масштабом бизнеса, имеющие профессиональную команду и демонстрирующие высокую положительную динамику.

Все компании, которые входят в число победителей рейтингов, обладают этой самой материальной базой: масштабный бизнес, делающийся профессиональной командой, и как результат этой эффективности — высокие темпы роста. Но что, как мне кажется, в региональном бизнесе важнее, чем в Москве (жаль, что в столице этот фактор теряет свою значимость), — это репутация компании. Большинство участников рейтинга работают на рынке с начала 90-х. За это время их позиции лишь укрепляются, и репутация играет в этом очень важную роль».

Сергей Расколов, Merlion: «Самое важное — профессионализм команды. Это как здоровье. Всё остальное (динамика, репутация, масштаб) — само приложится.

Что позволяет победителям оставаться в лидерах? Стремление собственников компании вести реальное, а не номинальное стратегическое и/или оперативное управление. Работать не только ради денег, а вкладывать в это всю душу. Подбирать грамотных управленцев. Вовремя делать изменения в компании. Короче — жить этим. Как правило, если собственник уходит на покой, компания утрачивает свои позиции на рынке».

Олег Репников, ELKO: «На мой взгляд, наиболее важными факторами в оценке компании являются репутация на рынке и четкость выполнения взятых на себя обязательств, поскольку без этих качеств масштаб и динамика бизнеса просто невозможны.

Количество реальных профессионалов на региональном рынке очень ограничено, и именно фактор профессионализма удерживает в топ-25 рейтинга когорту из нескольких десятков компаний. На мой взгляд, именно поэтому иногда довольно успешными являются экспансии компаний с достаточными финансовыми ресурсами в соседние регионы: рынки часто заняты не полностью, а количество профессионально работающих компаний в общем не увеличивается, скорее идет процесс глобализации рынка. Окончательно глобализироваться рынку в обозримый период времени помешает необъятная география нашей Родины, а также слабая развитость инфраструктуры в стране».

Мила Рябова, «ВИРТ»: Сложно что-то вычленять, отмечать какие-то отдельные качества и характеристики партнеров. В течение продолжительного времени эти компании показывают хорошие результаты своей работы со своими заказчиками и с нами соответственно. Скорее всего, они достигают их благодаря сбалансированному сочетанию всех перечисленных критериев.

Пожалуй, профессионализм команды и репутацию на рынке я бы отметила как наиболее важные критерии, которыми должны обладать компании, чтобы добиться высоких результатов, соответственно вырастет масштаб и динамика бизнеса. Эти вещи, как мне кажется, взаимосвязаны».

Андрей Смирнов, USN Computers: «Каждый из предложенных критериев — масштаб бизнеса, динамика бизнеса, профессионализм команды, репутация на рынке — очень важен. Только в комплексе, с учетом всех факторов, можно анализировать любой бизнес и развивать эффективные партнерские отношения. Однако одним из наиболее принципиальных для USN Computers критериев является профессионализм команды. Почему? Потому что настоящие профессионалы своего дела, опытные и сильные, не только сделают бизнес прибыльным, но и завоюют надежную репутацию и авторитет.

Думаю, секрет успеха лидеров прост и сложен одновременно. С одной стороны, они следуют традициям, своим принципам работы, стабильны и надежны, клиенториентированны. С другой, компании-чемпионы открыты инновациям и мгновенно реагируют на изменения, а иногда сами их инициируют».

Роман Сулаев, «Авикон»: «Ключевым критерием мы считаем репутацию компании на рынке. Если ощущается недостаток профессионализма, — можно нанять новых людей или пойти учиться. Увеличить выручку и масштаб бизнеса для небольшой компании также вполне реально даже за счет собственных ресурсов. А вот с репутацией всё сложнее — как известно, ее с трудом зарабатывают и могут потерять в один день. Потеря репутации партнером может задеть и нас и не должна касаться конечных заказчиков. Поэтому для нас этот критерий наиболее важен.

Постоянное присутствие в числе топ-25 говорит о правильно выстроенной стратегии работы компании, когда выручка поступает не от одного-двух случайных проектов, а от сети постоянных и стабильных заказчиков. С другой стороны, сложившаяся ситуация не очень хорошо характеризует саму отрасль. В идеале должны быть условия для прихода небольших и энергичных новичков, либо, наоборот, крупных компаний с большими финансовыми возможностями. Более жесткая конкуренция способствовала бы повышению качества и расширению ассортимента продуктов и услуг».

Анатолий Фомин, КрАсКИТ: «Наиболее важными считаю команду и умение управлять ею через правильно выстроенные бизнес-процессы. Как раз эти составляющие, на мой взгляд, позволяют компаниям более гибко приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям и прочно стоять на ногах.

В рейтинг попадают компании, уже имеющие определенную репутацию на рынке и, безусловно, достойные звания лучших. Постоянство в этом списке обусловлено, на мой взгляд, тем, что у этих компании наиболее развитые внешние коммуникации с партнерами/заказчиками, в том числе и за пределами региона. Соответственно это позволяет, помимо наличия у них всех необходимых для рейтинга качеств, быть более заметными среди других игроков».

Дмитрий Хомяков, «Антивирусный Центр»: «Безусловно, все предложенные критерии важны, и у меня большое желание видеть у партнеров максимальные оценки по всем этим пунктам. Но если составить свой рейтинг важности критериев, я бы распределил их следующим образом:

  1. Динамика бизнеса — самый важный критерий, т. к. отражает результаты работы и развития компании. Если есть положительная динамика роста, значит, вложения, сделанные в данного партнера, оправданны. Значит, такой партнер увеличивает прибыль, и такая компания успешна. Также я связываю динамику роста с развитием в компании новых направлений или с новыми инновационными подходами к бизнесу, а это уже важно не только для конкретной компании, но и положительно отражается на всем рынке в целом.
  2. Масштаб бизнеса — крупные игроки, конечно, имеют больше возможностей, они известны, с ними сотрудничают в разной степени практически все — в топ-25 в основном такие компании и попадут. Но если останавливается рост, прекращается развитие — это уже не совсем хорошо. Стоять на месте убыточно, надо всегда двигаться вперед. Поэтому данный критерий уступает динамике бизнеса и находится у меня на 2 месте.
  3. Репутация на рынке — в целом важный критерий, да и имидж компании много значит. Но если с первыми двумя пунктами порядок, компания имеет все шансы завоевать хорошую репутацию. Если есть только репутация, это не означает, что масштаб и динамика бизнеса пойдут в гору. Поэтому 3 место.
  4. Профессионализм команды — работать с профессионалами приятно, думаю, всем. Но тут больше альтернатив. Мы поможем в данном вопросе партнерам: и предоставим свои ресурсы при необходимости, и обучим-научим сотрудников партнера. Сотрудничество с дистрибьютором тут поможет любым партнерам.

Общие качества лидеров? Успешность, которая заключается в правильно выстроенной стратегии развития, и своевременные шаги на пути соответствия потребностям рынка текущего дня. Новые подходы к бизнесу и развитие новых идей».

Роман Шмаков, APC: «Профессионализм, с моей точки зрения, является ключевым критерием успешности любой компании, т. к. от слаженности команды и ее компетентности зависит, насколько качественно сможет партнер выстраивать свои бизнес-процессы и эффективно решать задачи заказчиков.

Сохранение в штате ведущих специалистов и инвестиции в развитие персонала на базе ключевого вендора позволяют партнеру на рынке ИТ быть конкурентоспособным и предлагать услуги любой сложности».

Наталья Шмакова, ASBIS: «Для оценки качества партнера очень важны такие критерии, как репутация на рынке, профессионализм команды. Именно они залог стабильного развития компании. Чем выше эти показатели, тем больше шансов нарастить масштаб бизнеса.

Для лидера самое важное — это профессионализм в управлении компанией, гибкое реагирование на тенденции рынка, четкое планирование всех схем работы как в части логистики, продаж, учета, так и в части правильно сформированного портфеля продукции, предлагаемого на рынке».

Михаил Ярошевский, MICS: «Наиболее важными считаю динамику бизнеса, основанную на профессионализме команды.

Ответ на второй вопрос такой же: динамика бизнеса, основанная на профессионализме команды».

Эксперты компании Inprice Distribution: «Самым важным для оценки компании мы считаем профессионализм ее сотрудников, который уже, в свою очередь, создает соответствующую репутацию и темп развития компании и масштаб бизнеса.

Залог успешности лидеров — профессионализм команды и стратегический талант их руководителей».

Эксперты компании «Тайле»: «Профессионализм — важнейший критерий. Под этим понимаются навыки работы с партнерами, умение открывать новые виды деятельности. Важное качество, которое можно отнести к профессионализму, — возможность и умение работать с определенной рентабельностью и нарабатывать собственный капитал.

Компаниям, регулярно входящим в число победителей рейтинга, помимо перечисленных качеств, профессионализма команды, репутации и масштабов бизнеса, свойственны знание специфики местного рынка, умение и желание на нем работать и не пускать туда столичных игроков».

Эксперты компании TEKO: «Профессионализм команды наиболее важен, поскольку именно этим определяется, как будет развиваться компания, какой станет ее репутация, насколько компания сможет управлять масштабным бизнесом и какова будет динамика.

Важен суммарный вес всех характеристик, ведь, выбирая партнера, мы не можем руководствоваться, например, только динамикой бизнеса или репутацией на рынке. Как показывает практика, партнер может иметь и то и другое, но при этом быть совершенно бесперспективным в плане сотрудничества, так как, не обладая профессиональным менеджментом, компания не имеет возможности меняться и ее успех возможен только в краткосрочной перспективе.

Во главе компаний-лидеров стоят профессионалы, у которых к тому же развиты здоровые амбиции. А это значит, что добившись определенного высокого уровня много лет назад, они не остановились на достигнутом. И постоянно ставят новые задачи, цели. При этом их амбиции не перерастают в самоуверенность, и они всегда готовы прислушиваться к тому, что происходит на рынке, к поставщикам, клиентам, сотрудникам. Следует добавить, что профессионализму сотрудников уделяют большое внимание в компаниях-лидерах. Как правило, в них нет текучки кадров — люди работают годами и с большой отдачей. Восприимчивость к внешним изменениям и скорость принятия решений очень важны. Современные условия требуют от участников ИТ-рынка решительных, смелых шагов. Кто не боится их делать, кто знает, что делать и как, а самое главное — делает, тот остается на рынке, сохраняя лидерские позиции. Участь других — стагнация. Третьего варианта нет. И скорее всего, уже никогда не будет».

Эксперты компании ZyXEL Россия: «Все перечисленные критерии сильно взаимосвязаны — успешность одного фактора является следствием успешности другого.

Безусловно, здесь присутствует такая переменная, как везение. Но влияние ее тем слабее, чем выше профессионализм команды. В понятие «профессионализм» мы вкладываем многое — помимо действительного опыта, знания рынка и четко спланированных бизнес-процессов важно „чутье“, а также слаженность команды и соблюдение правил игры, корректного поведения на рынке, особенно в острый момент.

Поэтому команда — прежде всего. Как следствие работы команды — отношение к компании на рынке. Ибо профессионал понимает, как тяжело приобрести и сохранить имя и как просто его потерять. Всем известны примеры компаний, которые поплатились бизнесом всего лишь за один ошибочный шаг, потеряв доверие рынка.

Постоянство — признак профессионализма.

Рынок региона имеет свои особенности. На первый взгляд конкуренция несколько меньше, чем в Москве. Но и стоимость бизнеса отличается от московской, равно как и концентрация клиентов на единицу площади. Поэтому в данной ситуации необходимо наличие стабильного, грамотно выстроенного канала (клиентской, партнерской сети), отношения с которым у регионального дилера доверительные. Не секрет, что успешность бизнеса в России во многом зависит от межличностных отношений — как внутри одного коллектива, так и во внешней бизнес-среде. В регионах эта тенденция особенно заметна.

Компании, лидирующие в списке, умело сочетают в себе размеренность, взвешенность, ретроградность (в хорошем смысле) поведения в бизнесе с умением рисковать, давая карт-бланш новому, малоизвестному продукту или технологии, улавливая необходимость перемен и их перспективы для своего региона».

Эксперт: «Динамика бизнеса и профессионализм команды во время кризиса — пожалуй, наиболее важные показатели. Здесь все достаточно просто. Положительная динамика бизнеса свидетельствует о правильном направлении развития, именно это в первую очередь кризис и проверяет на прочность. Экспертиза и профессионализм команды — это главные направления для внутренних инвестиций в ИТ-бизнесе. Если компания не следит за своими кадрами, значит, она не может быть успешной.

Если говорить о постоянных победителях рейтинга, то, как правило, это достаточно крупные компании, которые имеют диверсифицированную структуру. Именно это, на мой взгляд, становится основным фактором сохранения бизнеса, поскольку одним проектным бизнесом на региональном рынке ИТ очень сложно содержать компанию. Ну и, конечно, очень важную роль играет личность руководителя компании (или руководителей). Это, как правило, харизматичные и грамотные бизнесмены, которые прекрасно владеют информацией о развитии рынка и основных трендах. Именно руководители определяют лицо компаний и основные направления развития. Мы часто становимся свидетелями того, что уход из компании такого человека может мгновенно дать негативный результат». ee


Версия для печати (без изображений)