Этим летом компания «Марвел» отметила юбилей — 20 лет со дня основания. За эти годы фирма превратилась в многопрофильный холдинг, в состав которого входят четыре компании. Крупнейшая из них и первая «по возрасту» — «Марвел-Дистрибуция» работает с 1991 г.

Без преувеличения можно сказать, что ее безупречная репутация хорошо известна подавляющему большинству игроков рынка ИТ не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Кроме того, о «Марвел» знают и в штаб-квартирах ведущих мировых производителей. Ведь для многих из них российский дистрибьютор — это крупнейший региональный партнер.

Одним из направлений бизнеса группы компаний (ГК) «Марвел» является фирма «ЭФО», вошедшая в состав ГК в 1995 г. «ЭФО» поставляет в Россию электронные и электромеханические компоненты и системы промышленной автоматики, комплектующие для волоконно-оптических линий связи, а также компоненты для беспроводной связи крупнейших мировых производителей. Взаимоотношения «Марвел» и «ЭФО» имеют любопытную предысторию. В середине 90-х обе компании считались сильными игроками ИТ-рынка в Санкт-Петербурге и в Северо-Западном федеральном округе в целом, обе поставляли процессоры Intel. «Мы были конкурентами, — вспоминает Сергей Пацкевич, генеральный директор фирмы „ЭФО“. — Но вскоре поняли, что нам лучше объединить усилия».

Слияние компаний дало ожидаемый эффект. Как отмечает Сергей Шептуха, исполнительный директор «ЭФО», в результате этого шага образовалась сильная команда. И без того мощный, квалифицированный коллектив «Марвел» пополнили подготовленные специалисты «ЭФО».

Но определяющее влияние на дальнейший бизнес оказало то обстоятельство, что у руководителей обеих компаний были схожие методы работы и близкие взгляды на корпоративную культуру — оба предоставляли подчиненным широкие полномочия, не ограничивали разумную инициативу.

В начале XXI века ГК «Марвел» открыла новые направления бизнеса: «Невский банк», предлагающий полный спектр банковских услуг для юридических и физических лиц, и «Тимбер Продукт», реализующий проекты строительства деревянных коттеджей «под ключ».

Решение о создании финансового направления было принято ввиду увеличения объемов оборота компании. Президент ГК «Марвел» Сергей Гирдин решил, что для устойчивого развития бизнеса необходим свой банк. Как рассказал Вячеслав Васильев, председатель правления «Невского банка», потребность в таком шаге в начале прошлого десятилетия стала очевидной. У «Марвел-Дистрибуции» в то время было уже много партнеров, объем продаж, а следовательно, и финансовые потоки стали значительными. В 2002 г. ГК «Марвел» приобрела банк, позднее получивший название «Невский банк».

Состояние дел в банке на тот момент было не самым лучшим. Фактически приобреталась лицензия, без банковского бизнеса. Но довольно быстро благодаря энергичным действиям Сергея Гирдина банк получил новую жизнь и стал заметным игроком в своем регионе. В прошлом году филиал банка открылся в Москве. В полной мере правильность решения президента группы компаний подтвердилась во время кризиса: собственный банк существенно повысил финансовую безопасность группы компаний.

Компания «Тимбер Продукт» появилась отчасти по воле случая, когда Сергей Гирдин на личном опыте ощутил острую нехватку российского предложения на рынке деревянных строений. На тот момент наши деревообрабатывающие компании выигрывали у зарубежных в цене, но по качеству заметно уступали. Специалисты ГК «Марвел» с энтузиазмом взялись за новый проект, и результатом их работы стало создание в 2002 г. компании «Тимбер Продукт». Этот производитель выделяется на фоне конкурентов высокотехнологичным процессом деревообработки благодаря внедрению автоматизированных производственных линий, исключающих пресловутый человеческий фактор, который зачастую снижает качество продукции.

Впрочем, ГК «Марвел» не нуждается в представлении читателям CRN/RE. Наше издание регулярно освещает ее работу и успехи, отдельная статья была посвящена основателю и президенту группы Сергею Алексеевичу Гирдину (см. CRN/RE №№ 10/2005, 23/2006, 1/2008).

В этом материале мы хотели бы сделать акцент не на методах ведения бизнеса и не на успехах компании, а на корпоративном духе и особой атмосфере, позволяющих добиваться одинаково высоких результатов вне зависимости от направления деятельности.

20 лет — немалый срок для современной истории России. Фактически ГК «Марвел» — ровесница новой России. За это время на российском ИТ-рынке успели появиться и исчезнуть тысячи игроков. И лишь единицам удалось пройти через все испытания и еще меньшему количеству — стать крупными бизнес-единицами. В их числе и группа компаний «Марвел».

Даже среди «китов» современного рынка ИТ-направление группы компаний — «Марвел-Дистрибуция» — имеет особую репутацию, партнеры называют ее «дистрибьютором с человеческим лицом». Что же выделяет «Марвел-Дистрибуцию» на фоне других, не менее достойных компаний? В чем секрет ее успеха и почему вендоры и дилеры так дорожат сотрудничеством с этим дистрибьютором?

По словам ветеранов «Марвел», в компании с первых дней основания витал особый дух. Стараниями Сергея Гирдина коллектив подобрался дружный, инициативный, с творческим подходом к работе, чуждый формализму и бюрократизму. Как вспоминает Алексей Запотылок, директор по закупкам «Марвел-Дистрибуции», 90-е годы прошлого века были романтическим периодом дистрибьюторского бизнеса. «По нынешним меркам обороты нашей компании были весьма скромными, — говорит он. — Сейчас мы за день продаем столько же, сколько тогда за квартал. Но с самого начала старались неформально подходить к общению с партнерами, пытались находить общие интересы, чтобы все стороны оставались в выигрыше, — рассказывает он, — выстраивались доверительные отношения, и жизнь показала, что поступали правильно. Благодаря этому компания не только смогла выжить в трудные 90-е, но и развить свой бизнес».

Антон Черепахин, директор по продажам, считает, что главная отличительная черта «Марвел-Дистрибуции» — честные и справедливые отношения как внутри компании, так и с партнерами. «Здесь всегда культивировались открытость и доверительность, — подчеркнул он. — Отрадно, что такой положительный настрой идет „сверху“, от владельца компании и топ-менеджеров. Поэтому здесь очень комфортно работать. В нашей компании ценят инициативу и самостоятельность». А ведь Антон знает все не понаслышке: в «Марвел-Дистрибуции» он уже более 15 лет.

«Атмосфера в компании очень хорошая и доброжелательная. Пожалуй, лучшая из тех, в которых мне доводилось работать, — говорит Влас Петров, директор департамента „Ноутбуки, ПК и серверы“ компании „Марвел-Дистрибуция“. — В нашем коллективе работают коммуникабельные и открытые люди. Неудивительно, что, общаясь с партнерами, они создают репутацию „дистрибьютора с человеческим лицом“».

Президент ГК «Марвел» убежден, что коллектив формируется, как человек: каким его воспитаешь, таким он и будет. «Создавая компанию, я присматривался к другим фирмам, пытался понять стиль их руководства и цели владельцев бизнеса, — вспоминает Сергей Гирдин. — И заметил, что почти везде главной целью была сиюминутная нажива, порождающая неразборчивость в средствах. Я понял, что такой стиль ведения бизнеса не для меня. И решил: если хочешь работать с людьми, надо вести себя честно и открыто, тогда ты сможешь подобрать команду единомышленников, которые разделяют твои принципы, и вместе с ними добьешься успеха, построишь большую процветающую компанию».

В 1996 г. ряды топ-менеджеров «Марвел-Дистрибуции» пополнились еще одним высококлассным специалистом — Константином Шляховым, в настоящее время занимающим должность вице-президента ГК «Марвел» и генерального менеджера «Марвел-Дистрибуции». Константин был хорошо известен руководству компании, поскольку возглавлял представительство APC, а «Марвел-Дистрибуция» работала с продукцией этого вендора. «За несколько лет работы с „Марвел“ я хорошо узнал компанию, — вспоминает Константин. — Мне все нравилось — и климат в коллективе, и то, как фирма работает. Поэтому, когда появилось желание попробовать себя на новом поприще, я без колебаний выбрал „Марвел“».

«Когда Константин только влился в наши ряды, я дал ему широкие полномочия, — вспоминает Сергей Гирдин, — чтобы самому отойти от руководства „Марвел-Дистрибуцией“. Считаю это правильным. У меня не хватило бы времени вникать во все детали. К тому же многие вещи он делает профессиональнее меня».

Сейчас, оглядываясь назад, можно утверждать, что именно благодаря такому доверительному отношению к подчиненным и клиентам «Марвел-Дистрибуция» завоевала авторитет надежного партнера, с которым приятно иметь дело, и потому — добилась столь впечатляющих результатов.

Неформальная атмосфера, царящая в компании, стимулирует сотрудников предлагать нестандартные, оригинальные идеи. Вот лишь несколько примеров.

Однажды, возвращаясь с очередной городской компьютерной выставки, Сергей Пацкевич обмолвился, что такой формат взаимообмена информацией и мнениями себя изжил. И как бы между делом заметил, что для эффективной работы с партнерами нужно подыскать иную площадку. Было принято решение провести встречу на теплоходе. Как показал дальнейший опыт, эта идея оказалась весьма плодотворной. Речные круизы стали традиционной формой партнерских конференций дистрибьютора.

Следует отметить, что почти все серьезные решения, повлиявшие на бизнес группы компаний «Марвел», были выдвинуты менеджерами в инициативном порядке. Разумеется, всякая новая идея, прежде чем начнется ее реализация, обсуждается и решение по ней принимается коллегиально. Но это не сдерживает, а напротив, стимулирует «свободу творчества» сотрудников.

Креативный тон работы задает лично Сергей Гирдин. Как уже было сказано, его идеи всегда находили применение. Так случилось и в 1996-м, когда его решением в «Марвел-Дистрибуции» было открыто новое направление — поставки мобильных телефонов, смартфонов и коммуникаторов. К этому времени «Марвел-Дистрибуция» уже прочно стояла на ногах, у нее были заключены контракты со многими крупными вендорами. Но чутье подсказывало Сергею Алексеевичу, что сейчас самое время заняться диверсификацией бизнеса. В это время на рынке появились мобильные телефоны нового поколения. Это были действительно компактные, удобные в использовании устройства. «Марвел» удалось получить эксклюзивный контракт Ericsson на Россию. И в течение двух лет дистрибьютор снабжал телефонами Ericsson всех российских дилеров. Позже были подписаны соглашения и с другими производителями этих устройств. Позже продуктовые линейки вендоров пополнились смартфонами и коммуникаторами. «Мы очень удачно, а главное, своевременно заняли эту нишу, — говорит президент ГК „Марвел“. — Она оказалась весьма перспективной. Мы расширили не только партнерскую сеть, но и ассортимент предлагаемой продукции».

Благодаря идеям Константина Шляхова в структуре «Марвел-Дистрибуции» появился департамент «Аудио/Видео», уже ставший рентабельным, но не выбравший свой перспективный ресурс. «Этот выбор был обоснованным, — вспоминает Константин. — Я видел, что ИТ-рынок растет, но не так быстро, как нам хотелось. В то же время существует немало смежных рынков, которые со временем становятся едиными как с точки зрения производителей, так и партнеров. В сегменте аудио/видео все так и получилось. Три года назад это была совершенно иная область, не имеющая никакого отношения к рынку ИТ, со своими производителями, сетью продаж. Но за три года произошли большие изменения. Люди слушают музыку не на тех носителях, что 5 лет назад. Сейчас рынки ИТ и аудио/видео начинают сближаться».

Константин Шляхов особо подчеркивает, что компании, несмотря на многочисленные «соблазны», удалось остаться «правильным» дистрибьютором. «В составе ГК нет розничных магазинов и подразделения системной интеграции, — говорит он. — На сегодня это одно из наших самых главных конкурентных преимуществ».

За последние пять лет на рынке ИТ произошли большие перемены. Меняется и «Марвел-Дистрибуция». Обороты компании выросли, расширился продуктовый портфель, открылись новые направления деятельности. Увеличился штат, изменились и методы управления бизнесом. Как отмечает Алексей Запотылок, в последнее время повысились требования к технологичности процессов. Стало меньше неформальных аспектов, больше процедурных. «Так и должно быть, — говорит он. — При больших объемах надо работать по новым правилам. Пришли более „стандартные“ менеджеры. Конечно, они не такие однотипно безликие, как в крупных банках, но это специалисты нового поколения. У них другие ценности, они не отягощены ностальгией по былым романтическим временам и отношениям».

«Мы стали более профессиональными, лучше понимаем, что происходит на рынке, научились работать по-новому с федеральной розницей и вендорами, — отмечает Антон Черепахин. — Но, несмотря на отлаженные бизнес-процессы, „Марвел-Дистрибуция“ по-прежнему остается „дистрибьютором с человеческим лицом“. У нас есть разные подходы к работе с разными партнерами, наши менеджеры могут самостоятельно принимать решения по ценам и условиям сделки в пределах их довольно широких полномочий».

Как подчеркивает Сергей Гирдин, ни одна крупная компания не может обойтись без бюрократических процедур, иначе будет потеряно управление. Тем не менее в ГК «Марвел» стараются сохранить свои традиции, свой особый корпоративный дух, творческий подход, инициативность, умение работать в команде. Именно по таким критериям подбирают сотрудников.

Юбилей — это не только подведение итогов, это и хороший повод заглянуть в будущее. Сергей Гирдин хочет видеть каждую из компаний ГК «Марвел» лидером своего сегмента рынка в первую очередь в том, что касается качества услуг и удовлетворенности партнеров и лишь затем — выручки и рейтингов.


Версия для печати (без изображений)