Нам необходимо понять сущность "новой" экономики, чтобы правильно оценить возникающие модели электронного бизнеса. В нашем понимании Интернет-компании являются всего лишь одним из фрагментов этой экономики, развивающейся под воздействием четырех основных факторов ведения бизнеса:

  1. глобализации деловой деятельности;
  2. возрастающего значения нематериальных активов, интеллектуальных и творческих способностей;
  3. беспрецедентных изменений в ИТ и телекоммуникациях, связанных с Интернетом;
  4. роста спроса на талантливых работников.

На пороге радикального изменения деловой среды для российских бизнесменов открываются многочисленные возможности. Однако если российские бизнесмены будут медлить с освоением новой сферы деятельности, они будут все более отставать от конкурентов. Страны, нуждающиеся в талантливых людях, сначала "уведут" высококвалифицированных специалистов, а затем сами займутся освоением этих возможностей.

Электронный бизнес окажет влияние на все отрасли. Он уже изменил облик некоторых их них, в первую очередь СМИ. Вряд ли хоть одна область деловой деятельности останется незатронутой им. Традиции, инфраструктура, мощные материальные активы, штат сотрудников, управленческая иерархия и корпоративная культура — все это уже не связывает новое поколение предпринимателей, которые осваивают электронный бизнес. Правда, это связано с тем, что успех "новой" экономики во многом зависит от эффективности работы предприятий в традиционной экономике.

Эффективные модели организационных структур и деловых стратегий для "новой" экономики уже существуют. Структуры, способные занять нишу в Интернет-экономике, смогут не только лучше защитить уже существующий бизнес, но и наилучшим образом воспользоваться тем богатством возможностей, которые предоставляют новые формы создания стоимости в условиях "новой" экономики.

Хотя сегодня больше внимания уделяется рынку услуг "бизнес-потребитель", быстрее развивается другая сфера — "бизнес-бизнес". Модель "бизнес-бизнес" предоставляет больше возможностей для снижения расходов, а быстрота обслуживания обеспечивает большую степень удовлетворенности клиента. В настоящее время продажа товаров в режиме он-лайн — это лишь малая часть всей экономической деятельности, но надо помнить, что у Интернета практически неограниченные возможности как для того, чтобы способствовать вашему бизнесу, так и для того, чтобы его обрушить.

В настоящее время компании могут связывать покупателей с продавцами и продавать товары и услуги с гораздо меньшими издержками и соответственно с большей эффективностью, чем когда-либо прежде. Предприятия различных отраслей экономики используют Интернет для снижения издержек, связанных с приобретением товаров, регулирования отношений с поставщиками, упорядочения логистики и запасов, улучшения планирования производства, а также для более эффективного поддержания связей со старыми и новыми клиентами. Снижение затрат, предоставление большего выбора и более комфортных условий клиентам способствуют росту продаж товаров, услуг по их доставке и других услуг через Интернет. Влияние Интернета до сих пор до конца не оценено — мы видим только верхушку айсберга, а настоящие перемены еще впереди.

Следует отметить, что модели, используемые в обеих сферах — "бизнес-бизнес" и "бизнес-потребитель", имеют тенденцию к сближению. Их названия лишь характеризуют субъектов электронного рынка: является ли одна из сторон потребителем (физическим лицом) или бизнес-структурой (предприятием). Это обусловлено изменением роли офиса (рабочего места, где осуществляются сделки или иные транзакции). С появлением новых телекоммуникационных технологий, мобильных средств связи и компьютеров место и форма совершения сделки теряют свое значение. Поэтому названия "бизнес-бизнес" и "бизнес-потребитель" определяют скорее сегментацию рынка, чем виды бизнес-моделей.

Более конструктивным является разделение этих бизнес-моделей на категории в зависимости от вида взаимодействия компании с клиентами и уровня интеграции стоимости (см. рисунок).

Открытый рынок (Open market). В этой модели любой участник может быть покупателем или продавцом. Взаимодействие между владельцем И-бизнеса и участниками сделки сведено к минимуму, поскольку обычно покупатель и продавец организуют свое взаимодействие независимо от владельца И-бизнеса. Примеры бизнес-модели открытого рынка — это аукционные сайты, например еВbay.

Интеграция (Alliance). Владелец И-бизнеса организует для участников сделок (покупателей и продавцов) надежную, защищенную и информационно-насыщенную среду. Взаимодействие между владельцем и участниками очень ограниченно. Участники должны соответствовать определенным групповым стандартам. С пространством, которое организовано владельцем электронного бизнеса и в котором создается стоимость, они обмениваются информацией, кодами ПО и кодифицированным опытом. Хорошие примеры подобных моделей — это альянс Java, альянс Wintel, а также многие больницы и университеты.

Консолидация (Aggregation). Последователи этой модели начинают бизнес с создания бизнес-сообщества. Для привлечения аудитории в этих моделях могут быть использованы телекоммуникационные услуги и/или контент. Взаимодействием между контент-провайдерами (продавцами) и покупателями управляет владелец И-бизнеса. Примеры этой модели — поставщики Интернет-услуг (ISP), предлагающие одновременно и контент, например Spinner.com и moviefone.com от AOL.

Создание стоимости (Value chain). В моделях этого типа автоматизированы все процессы, происходящие в ходе предоставления товара, или услуги клиенту. Примерами являются Cisco, Dell Сomputers и Firefly. Заказ, производство и доставка конечного продукта потребителю осуществляются в рамках интегрированной цепочки бизнес-процессов, относящихся ко многим ее участникам, включая поставщиков комплектующих.

При коммерческих взаимоотношениях между участниками в рамках этих бизнес-моделей используется один из видов сделки (транзакции) или их сочетание. Известны три основных вида моделей осуществления операций в И-бизнесе: аукцион, каталог и биржа.

Аукцион. При этой модели стоимость создается организацией общего рынка для покупателей и продавцов. Для аукциона лучше всего подходят товары производственного назначения, подержанные предметы, нереализуемый возврат и редкие товары. Например, в эту категорию попадают картины и антиквариат. Клиенты порой весьма специфически воспринимают стоимость предметов торгов на аукционе. Печь для выпечки, демонтированная из какой-либо пекарни, имеет, вероятно, нулевую стоимость, но для человека, решившего открыть свою пекарню, она будет гораздо выше. Широко известны английская, голландская и обратная разновидности аукциона.

Каталог. При этой модели стоимость создается путем консолидации (агрегирования) спроса и предложения. Она успешнее всего действует в условиях предсказуемого спроса, фиксированных цен и высокой степени стандартизации. Для нее также характерна высокая степень фрагментации покупателей и продавцов, осуществляющих сделки с большими объемами товаров, но маленькой нормой прибыли. Под эту категорию подпадают, в частности, многие виды компьютерной и офисной техники и расходные материалы для нее. Покупатели имеют полное представление о характеристиках продуктов или могут получить необходимую информацию на основе стандартов для данного типа товара. Эта модель обычно является стартовой при организации И-бизнеса для вертикальных сообществ, например для производителей автомобильных запчастей.

Биржа. При этой модели стоимость создается путем нахождения временного баланса между спросом и предложением. Значительная стоимость создается при торговле товарами, близкими по своим характеристикам к биржевым, при нестабильном спросе и ценах, а также при необходимости обслуживания избыточного предложения и пикового спроса. Программные средства для такой модели должны давать возможность предлагать товар и принимать решение о покупке в онлайновом режиме. Для ее функционирования необходимо наличие широкополосных, надежных и безопасных средств телекоммуникаций. Примеры применения этой модели — это биржи нефти и газа, металлов, целлюлозно-бумажных изделий, а также телекоммуникационных товаров и услуг.

Перечисленные модели и методы проведения сделок становятся типичными для венчурного капитала, консультантов и поставщиков ИС. Соответственно их изучение и рациональный выбор — это важнейшее условие создания привлекательной для инвесторов модели И-бизнеса и ее успешной реализации с помощью программных средств, уже имеющихся на рынке.

Создание Интернет-предприятия представляет собой циклический процесс. Чрезвычайно трудно, если не сказать невозможно, сразу найти некую оптимальную модель и долгое время сохранять ее в неизменном виде. Поэтому компания Arthur Andersen занимается не столько статическим планированием бизнес-процессов в Интернете, сколько развитием и экспериментальной проверкой различных моделей И-бизнеса.

Мустафа Гозалан — партнер отдела консультаций по вопросам ведения бизнеса компании Arthur Andersen, Брюссель.


Версия для печати (без изображений)