В сентябре российское представительство корпорации Eaton провело очередной ежегодный партнерский форум, который был приурочен к столетнему юбилею компании. По данным организаторов, в работе форума приняли участие представители около 200 партнерских компаний.

Как сообщил генеральный директор российского офиса Eaton Игорь Ануфриев, оборот корпорации во всем мире в 2010 г. достиг 13,7 млрд. долл., увеличившись более чем на 15% по сравнению с показателем 2009 г. (11,9 млрд. долл.). В 2011 г. мировой оборот Eaton может вырасти до 16 млрд. долл.

Столетняя история Eaton началась с того, что в 1911 г. Джозеф Итон, занимавшийся пошивом костюмов, вложил 45 тыс. долл. (огромную по тем временам сумму) в перспективную разработку одного из инженеров — автомобильный мост на зубчатом приводе. Инвестиции оказались удачными, и какое-то время компания Eaton занималась исключительно производством компонентов для автомобилестроения. В 1930 г. Eaton приобретает компанию, производившую клапаны для авиадвигателей, так была заложена основа для развития аэрокосмического направления. Затем последовали другие приобретения, компания укрупняла и диверсифицировала бизнес.

В настоящее время в составе Eaton четыре бизнес-подразделения: электротехническое, аэрокосмическое, гидравлическое и транспортное. Оборудование поставляется на различные рынки, но все продукты объединяет одно — это решения для управления энергией (электрической, гидравлической, механической). По итогам 2010 г. электротехническое направление заняло 47% в обороте корпорации.

В штате Eaton 73 тыс. сотрудников. Штаб-квартира находится в американском Кливленде, но бизнес носит глобальный характер — клиентами Eaton являются компании более чем из 150 стран, 55% продаж осуществляется за пределами США. Особое внимание уделяется развивающимся рынкам, к которым относится и Россия. Их доля составляет 26%, к 2015 г. планируется довести ее до 30%.

Как сообщил Игорь Ануфриев, бизнес Eaton в России развивается с опережением планов. В 2010 г. оборот вырос на 63%, а по итогам восьми месяцев 2011 г. — на 45% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В этом году была полностью сформирована команда топ-менеджеров. На должность руководителя электротехнического сектора назначен Роман Сучков, отдел маркетинга возглавил Илья Соколов. Кроме того, штат электротехнического сегмента пополнился четырьмя новыми продакт-менеджерами. «Думаю, нами завоеван определенный кредит доверия со стороны штаб-квартиры, которая планирует продолжить инвестиции в развитие бизнеса в России», — считает Игорь Ануфриев.

В России до недавнего времени многоотраслевая корпорация Eaton была известна в основном как производитель систем бесперебойного питания — ее офис открылся на базе московского представительства компании Powerware, приобретенной Eaton в 2004 г. После покупки однофазного бизнеса MGE и крупнейшего тайваньского сборщика ИБП Phoenixtec корпорация Eaton вышла на второе место в мире по производству систем бесперебойного питания. По данным аналитической компании IMS Research, доля Eaton на мировом рынке ИБП в 2010 г. достигла 13,1%, а в сегменте ИБП мощностью 500–800 кВА вендор занимает первое место с долей 28,6%.

В 2007 г. Eaton приобрела немецкую компанию Moeller, специализирующуюся на производстве электротехнического оборудования и средств автоматизации. Она вошла в состав электротехнического подразделения. В российский офис Eaton переехали сотрудники «Моэллер Электрик», дочерней компании Moeller в России. Как сообщил Игорь Ануфриев, к концу года завершится интеграция Moeller в Eaton. Будет проведен ребрендинг — торговая марка Moeller станет названием серий продуктов и не будет использоваться в качестве логотипа (как в свое время это произошло и с ИБП Powerware).

Как сообщил Игорь Ануфриев, в настоящее время в российском бизнесе Eaton доминирует электротехническое направление (75–80%), причем более половины общего объема продаж приходится на ИБП. Перед офисом Eaton поставлена задача активно развивать и остальные направления, наращивая полноценное присутствие на других рынках, в первую очередь — в авиастроении и автомобильной промышленности. Определенные успехи уже есть — с корпорацией «Иркут» подписан контракт на разработку гидравлической системы для нового пассажирского авиалайнера MC-21, который должен прийти на смену самолетам Ту-154. Eaton является генподрядчиком в этом проекте, причем, по словам Игоря Ануфриева, по условиям контракта не менее 50% добавленной стоимости должно быть произведено в России: «Мы подключаем к этой работе ряд НИИ, у которых уже давно не было крупных заказов».

Не приведет ли желание занять свою нишу на других рынках к тому, что электротехнический сегмент станет «дойной коровой» для развития остальных направлений бизнеса? Игорь Ануфриев утверждает, что развиваться они будут не в ущерб «традиционному» для нашей страны электротехническому направлению. Здесь тоже есть «непаханое поле» для активной работы.

В штаб-квартире Eaton верят, что политика российского руководства направлена на повышение энергоэффективности экономики, ведь энергосбережение является составной частью государственной программы модернизации. Дела здесь обстоят удручающе — по данным Института энергетической стратегии, Россия по этому показателю находится в числе явных аутсайдеров. Энергоемкость ВВП в нашей стране составляет 5,7 кВт/ч на 1 тыс. долл., тогда как в среднем в мире этот показатель равен 2,4. Нас обгоняет множество стран, включая Китай (2,7), а у лидера, Италии, он составляет 1,4. По словам Игоря Ануфриева, приоритетными отраслями для внедрения решений Eaton являются энергетика, нефтегаз, металлургия.

Еще одно перспективное направление работы для партнеров — построение инженерной инфраструктуры ЦОДов. Помимо мощных систем бесперебойного питания с высоким КПД и продуктов для распределения электроэнергии, доставшихся «в наследство» от Moeller, в продуктовом ассортименте вендора вскоре должны появиться устройства по охлаждению оборудования. Речь идет о продуктах компании Wright Line, которая была приобретена Eaton в прошлом году, — она специализировалась на системах распределения потоков горячего и холодного воздуха. Подобные системы позволят Eaton «повысить комплексность» решений для построения инфраструктуры ЦОДов.

Стремясь быть ближе к партнерам и заказчикам, до конца 2011 г. Eaton планирует открыть полноценные офисы во всех федеральных округах. В настоящее время представители компании уже работают в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

Настоящим украшением партнерского форума стал мастер-класс «Лидерство в современном мире», который провела Ирина Хакамада. Нынешний кризис она называет «периодом пребывания в зоне турбулентности», по ее мнению, «большой хаос» может продлиться лет 15–30.   В условиях нестабильности Хакамада рекомендует и внутренне быть готовым к тому, что любые «правила игры» могут кардинально поменяться. Наиболее важными качествами для лидера, по ее мнению, становятся профессиональная интуиция и коммуникабельность.

«Прежде всего следует избавиться от предвзятых подходов. Забудьте фразу „я это знаю“, используйте принцип „чистого листа“. Посмотрите на ситуацию отстраненно — дороги к цели могут быть разными, ищите свою, прислушивайтесь к себе», — рекомендует Хакамада. Коммуникабельность, по ее мнению, необходима для построения новых отношений в бизнесе: «Для каждого потенциального клиента нужно искать индивидуальный подход. Необходимо научиться внимательно слушать, задавать правильные вопросы, выявлять потребности и интересы клиента». Не менее важно умение «держать удар» — учиться оставаться «холодным» в самые ответственные моменты, отбросить эмоции, стать «немного мертвым» (ведь мертвого нельзя взволновать или испугать): «Побеждает тот самурай, который умер до боя».

«Конечно, менять жизнь тяжело, но можно, если постараться. Главное, поставить себя вовремя перед выбором. Не бояться рискнуть, прислушиваясь к себе, а не к своим статусным амбициям», — советует Ирина Хакамада.


Версия для печати (без изображений)