Да, это революция. Планшеты во главе с iPad и лавина смартфонов, дорогу которым проложил iPhone, способствовали наибольшему росту бизнеса VAR’ов в 2010 г. iPad обошел все категории продуктов, обеспечив рекордный рост продаж участников канала — на 32%, следом идут смартфоны — на 28%. Таковы данные, полученные в ходе нового исследования мобильного рынка, проведенного компанией Everything Channel (издатель CRN/США).

Сохраняющийся в 2011 г. устойчивый рост продаж планшетов и смартфонов — это признак глубокого и мощного влияния, которое оказали iPad и iPhone на бизнес реселлеров. Революционные продукты Apple изменили правила игры и на корпоративном рынке. Во многих случаях планшеты и смартфоны открывают дверь более крупным сделкам — от виртуализации клиентских ПК до ЦОДа.

Apple со своими iPad, iPhone и Macintosh вторгается на территорию, давно занятую изготовителями ПК, отмечают партнеры. Сегодня в корпоративном мире этих устройств больше, чем когда-либо раньше. iPad и iPhone породили революцию в мире мобильных устройств, которая наряду с виртуализацией клиентских ПК прокладывает новые маршруты ведения бизнеса.

Lenovo, Dell, Samsung, ViewSonic, RIM, Toshiba, Acer и ASUS — все они вступили в эту игру, есть еще несколько заслуживающих внимания новичков. С другой стороны, компания Hewlett-Packard шокировала VAR’ов, объявив, что прекращает выпуск своего планшета TouchPad на базе WebOs — спустя всего шесть недель после его старта.

Но не только изготовители «железа» меняют свои линейки продуктов, чтобы участвовать в гонке. Самые разные вендоры, от разработчиков ПО до поставщиков периферии, выходят на этот рынок с новыми продуктами. Ни один сегмент не остался незатронутым.

Мобильные решения занимают сегодня самую большую долю в продажах многих VAR’ов. Будь то создание серверного контента для мобильных сотрудников, хранение данных с мобильных устройств или даже защита смартфонов и планшетов — большая часть того, что делают партнеры, это мобильные решения для их заказчиков.

Мобильные решения кардинально меняют привычные рабочие процессы в организациях любого размера, что открывает для VAR’ов громадные возможности в области разработки инфраструктуры. Сегодня требуется инфраструктура для поддержки различных мобильных устройств, включая базовые системы на сервере, беспроводные сети, необходимо обеспечить защиту и администрирование этих устройств и т. д.

Учитывая всё это, редакция CRN/США подготовила обзор десяти сегментов рынка, которые навсегда изменились с приходом мобильных устройств.

Стивен Берк, CRN/США

Операторы связи

Мобильная революция не могла бы начаться без операторов связи и операторов сетей, которые предоставляют телекоммуникационные услуги. Беспроводные сети и сопутствующая инфраструктура создают саму возможность связи и подключения мобильных устройств — смартфонов, планшетов, нетбуков или чего-то другого.

По мере растущего проникновения мобильных устройств в организации VAR’ы получают всё больший выигрыш, будь то продажа самих устройств или беспроводных решений для «последней мили» от AT&T или Sprint.

Грег Парсонсон, вице-президент по корпоративному развитию дистрибьюторской компании Tech Data, говорит, что компания уже ввела новую программу ActivateIT в рамках совместного предприятия с Brightstar. Tech Data берет на себя роль мастер-агента для VAR’ов, желающих продавать мобильные устройства и телекоммуникационные услуги, осуществляя их активацию.

Вступив в программу, VAR’ы могут наращивать свои продажи, оставив дистрибьютору ведение дел с оператором, так что выигрывают все стороны.

Растущее проникновение мобильных устройств, наряду с облачными сервисами, — главный фактор, толкающий традиционных операторов в канал для продажи своих услуг. Операторы получают подкрепление для отдела продаж, а реселлеры могут расширить свой портфель предложений.

В начале этого года AT&T обещала в 2012 г. инвестировать 1 млрд. долл. в мобильную связь и «облако», и какая-то часть этих денег, вероятно, пойдет через канал. Другие крупные операторы также рассматривают пути выхода за рамки прямых продаж. Они инвестируют в новые архитектуры и сети, чтобы ускорить доставку беспроводных услуг, будь то 3G, 4G, LTE или другие технологии нового поколения.

Эндрю Р. Хики, при участии Чеда Берндтсона, CRN/США

«Облако»

Мобильные технологии и «облако»: два компонента, которые прекрасно сочетаются в готовом изделии. «Облако» обеспечивает доступ к данным с любого устройства из любого места, а мобильные технологии — подключение устройств к сети и соединение между ними.

Реселлеры уже отмечают большой спрос на рынке мобильных решений в «облаке», и революция смартфонов и планшетов придает мощное ускорение этому бизнесу. Возможность обеспечить доступ к данным в любой корпоративной системе с любого устройства и предложить на этой основе дополнительные услуги способствует росту дохода VAR’ов.

«Слияние» мобильных технологий и «облака» вполне естественно, и возможность работать с приложением на одном устройстве, а потом загрузить этот обновленный контент на другое — сам по себе сильный аргумент для заказчиков. Синхронизация мобильных устройств очень важна.

Эндрю Р. Хики, CRN/США

Комплектующие

Спрос на компактные, но высокопроизводительные ЦП, которые легко помещаются во всё более миниатюрные устройства, резко возрос, и изготовители с готовностью предлагают всё новые модели.

Теперь изготовители стремятся создать мобильные процессоры, которые потребляют меньше мощности и рассеивают меньше тепла, чем обычные (для ПК и ноутбуков), не жертвуя при этом производительностью. Разрабатываются всё более тонкие планшеты и смартфоны с меньшим форм-фактором, которые должны работать все дольше без подзарядки и не нагреваться, несмотря на отсутствие вентиляторов и больших радиаторов для отвода тепла. Многоядерные процессоры стали устанавливаться в ноутбуки лишь недавно, но двухъядерные в смартфонах становятся обычным делом. А Nvidia и Qualcomm готовят уже четырехъядерные процессоры для телефонов.

Взрывной рост продаж мобильных устройств привел к значительному сдвигу и на процессорном рынке. ARM Holdings выступил влиятельной силой со своей архитектурой мобильных процессоров, которые получили столь широкое распространение, что Microsoft планирует разработать будущую версию Windows специально для платформы ARM. Nvidia также перенесла центр внимания на мобильные процессоры для планшетов и смартфонов.

Поскольку рынок нетбуков остыл, Intel переориентировала свой процессор Atom на планшеты и весной представила новую архитектуру на базе Atom под кодовым названием Oak Trail. AMD также недавно выпустила долгожданный сопроцессор Fusion A-Series для высокопроизводительных ноутбуков.

Роб Райт, CRN/США

ЦОДы

Мобильные приложения — это заветная цель на рынке администрирования ЦОДов, совершенно недостижимая в обозримом будущем.

На текущий момент VAR’ы и их заказчики вынуждены довольствоваться мобильными приложениями, помогающими управлять лишь отдельными аспектами использования ЦОДа.

Есть мобильные приложения для управления серверной инфраструктурой, инфраструктурой хранения данных, виртуализацией, безопасностью, прикладным ПО и др. Но что касается управления самим ЦОДом, то такой технологии пока нет.

В традиционном ЦОДе владельцы площадей и мощностей, предлагающие их в аренду, не склонны предоставлять отчеты об их использовании. Как правило, прозрачность здесь отсутствует. В идеале хотелось бы иметь всю информацию как услугу (IaaS) в одном приложении, и если пользователь потребляет различные IaaS-ресурсы в ЦОДе, то он хочет иметь возможность зарегистрироваться со своего мобильного устройства и взглянуть на все эти ресурсы в одной панели.

Потребность в таких приложениях растет, но соответствующие решения (или хотя бы право управления ими) пока отсутствуют, за исключением разве что однократных «коррекций» у крупных оптовых поставщиков услуг. Но, как считают некоторые поставщики решений, лет через 5–10 это станет нормой в стандартном ЦОДе.

Джозеф Ф. Ковар, CRN/США

Сетевые технологии

Мобильные технологии столь неотделимы от традиционных сетей, что лишь немногие вендоры еще находят смысл в том, чтобы разделять свои мобильные стратегии и решения для магистральной сети. Так, в сфере VoIP и унифицированных коммуникаций «мобильность» часто означает следующее: насколько успешно заказчик может «продлить» функциональность и средства защиты своей проводной сети вплоть до мобильных устройств — и без потери гибкости.

Компания ShoreTel впереди всех в этом отношении: ее решение ShoreTel Mobility, предложенное после покупки Agito Networks в октябре 2010 г., работает с продуктами любых вендоров и позволяет организациям продлить функциональность их инфраструктуры PBX и UC вплоть до мобильных устройств, чтобы сэкономить на международных звонках и сделать все мобильные коммуникации корпоративного класса гораздо проще.

Cisco также всерьез нацеливается на мобильный рынок со своим планшетом Cius на базе Android, который компания рассматривает как UC-терминал, пригодный для всего — от видеоконференцсвязи до клиента (в качестве планшета бизнес-класса) инфраструктуры виртуальных десктопов.

Большинство вендоров БЛВС, от Meru Networks и до Ruckus Wireless, имеют также интересные предложения для мобильного рынка. Так, Aruba Networks продолжает развивать архитектуру «мобильного виртуального предприятия» (Mobile Virtual Enterprise, MOVE), которая включает целый ряд продуктов для БЛВС с охватом мобильных устройств, обеспечивая контекстное переключение между сетями.

Чед Берндтсон, CRN/США

Периферия

Всеобщая мобилизация освободила рабочий стол от громоздких периферийных устройств и поместила их в руку владельца смартфона или планшета.

Среди самых «горячих» периферийных устройств — Mobility Color Cordless Scanner компании Visioneer для смартфонов и планшетов с Android, сканер штрихкода Motorola CS3000, помещающийся в карман рубашки, клавиатура Keyfolio от Kensington для iPad и «персональное облачное устройство» Pogoplug компании Cloud Engines.

Но ни один вендор не сделал в этом направлении больше, чем HP, установленная база которой насчитывает свыше 5,6 млн. принтеров, работающих через Сеть и подключенных к «облаку». Компания предложила также сервис AirPrint для пользователей техники Apple, которые могут теперь выполнять печать с любого ее смартфона или планшета через «облачные» принтеры HP.

Кийт Мур, директор по технологии HP, говорит, что переход к принтерам с «облачной» функциональностью — просто еще один рывок из тех, что полностью меняют принтерный рынок каждые пять лет. «Этот раунд трансформации происходит благодаря приходу мобильности, — говорит он. — Уже многие отказались от ноутбука и пользуются смартфоном, а теперь мы видим, как этот ареал занимают планшеты». Эти люди хотят иметь возможность печатать на том «принтере, который стоит рядом с ними, и необязательно у себя в офисе или дома». Именно здесь приходит на помощь сервис HP ePrint.

Возможность прозрачно взаимодействовать в «облаке» — суть устройства Pogoplug молодой фирмы Cloud Engines, с помощью которого пользователи могут создать свое собственное «персональное облако», обеспечив прозрачный доступ к контенту через Web. Компания предлагает также продукт для СМБ и сегмента SOHO, Pogoplug Biz, который обеспечивает защищенный доступ к контенту в Web.

Компания Visioneer позволяет раз и навсегда забыть про громоздкие сканеры, подключенные через USB-порт настольного компьютера или ноутбука. Захватив с собой Cordless Scanner, агент риелторской фирмы может теперь отсканировать подписанный документ-оферту прямо на месте, загрузив его в свой смартфон или планшет. Cordless Scanner позволяет также выгрузить документы в «облако» через карту Wi-Fi, говорит вице-президент по маркетингу Джон Капурсо.

Стивен Берк, CRN/США

Безопасность

У многих реселлеров договора с СМБ-заказчиками уже включают пункты, касающиеся защиты мобильных устройств. Это уязвимое место, где их будут атаковать хакеры. Поэтому нужно иметь план мобильной защиты.

Некоторые компании выделяют мобильный бизнес в отдельное подразделение. В ряде случаев бурный рост этого бизнеса был вызван главным образом потребительским спросом. Ситуация достигла критической массы, когда заказчики стали жаловаться, что сотрудники приносят на рабочее место iPhone’ы, iPad’ы и всевозможные Android-устройства и находят способы их использования, обходя правила безопасности и создавая тем самым множество проблем.

Стефани Хоффман, CRN/США

Программное обеспечение

Согласно прогнозу Gartner, в этом году во всем мире будет загружено свыше 17 млрд. мобильных приложений. К 2015 г. этот рынок, по прогнозу Research and Markets, принесет 25 млрд. долл. дохода от продаж.

Нет никаких сомнений, что спрос на ПО для смартфонов, планшетов и других мобильных устройств быстро растет: востребовано всё — от игр до сложных программ транзакций и аналитики для персонала, работающего вне офиса.

Сегодня практически каждый, к

то отвечает за принятие решений, имеет при себе смартфон и/или планшет. Будущее бизнес-аналитики, по мнению экспертов, — в мобильности и для приложений, работающих с большими объемами информации, таких как CRM, больше подходят планшеты.

Рик Уайтинг, CRN/США

Хранение данных

Мониторинг и администрирование инфраструктуры хранения данных прямо с мобильных устройств трудно осуществить по той простой причине, что ни один из вендоров первого эшелона не имеет для этого подходящих приложений — за исключением NetApp, которая разработала такое приложение под Android для своих систем хранения в сотрудничестве с Powersolv, одним из своих партнеров в канале.

Поэтому VAR’ам приходится полагаться на традиционные косвенные инструменты — например, используя ноутбук с регистрацией через VPN или мобильное устройство, сконфигурированное как виртуальный десктоп с помощью приложения PocketCloud от Wyse. Более обычным делом являются приложения, предназначенные для мониторинга и администрирования заданий на резервное копирование или хранения «в облаке».

Новое приложение незаменимо, когда нужно немедленно выполнить критически важные функции. Недавно оно стало доступно заказчикам компании Powersolv и может быть переработано в продукт для продажи другим партнерам NetApp в течение шести месяцев.

Джозеф Ф. Ковар, CRN/США

Виртуализация

Поставщики решений в области виртуализации сталкиваются с медленным распространением этой технологии на уровне десктопа, однако ситуация меняется по мере того, как в корпоративном ИТ-ландшафте начинает пользоваться успехом iPad.

Были случаи, когда живая демонстрация iPad в роли терминала виртуализированной инфраструктуры десктопов производила неизгладимое впечатление на заказчика и он принимал решение о покупке.

Есть определенная ирония в том, что iPad, ориентированный прежде всего на потребителя, оказывает столь сильное воздействие на среду корпоративного ЦОДа. Большинство VAR’ов, работающих в сфере виртуализации, даже не продают само устройство, предпочитая реализовывать услуги, которые оно предполагает.

Кевин Маклохлин, CRN/США


Версия для печати (без изображений)