На конференции Intel Developer Forum (IDF), прошедшей в Сан-Франциско в сентябре этого года, Mули Иден, вице-президент и генеральный директор Intel PC Client Group, представил концепцию «ультрабука», определив его как компактный мобильный ПК на базе процессоров Intel Core толщиной до 21 мм и весом 1,15–1,35 кг, использующий 11- и 13-дюймовые дисплеи.

Первые модели ультрабуков, выпуск которых намечен на конец 2011 г., будут использовать процессоры Intel Core II поколения и работать не менее 7 часов, а благодаря технологии Intel Rapid Start смогут в течение нескольких секунд выходить из режима ожидания и состояния «сна». Технология высокоскоростного ввода/вывода данных Thunderbolt позволит подключать к ультрабуку по кабелю различные виды накопителей, фото- и видеокамер, устройств отображения информации. При этом, по мнению представителей Intel, стоимость ультрабуков должна составлять около 1 тыс. долл.

«Это самое значительное преобразование персональных вычислительных систем после появления мобильной технологии Intel Centrino более 8 лет назад. С ультрабуками пользователи получат возможности, недостижимые раньше», — заявил Иден.

Intel планирует активно заниматься ультрабуками в течение ближайших двух лет, выделяя три фазы продвижения.

Начальная фаза завершится в новогодние праздники 2011 г. с выходом первых ультрабуков. Вторая начнется в первой половине 2012 г., когда появятся ультрабуки с процессорами Intel Core III поколения на базе 22-нм технологии. На 2013 г. вендор планирует третью фазу: появится новая серия процессоров под кодовым названием Haswell, которые помогут ультрабуку сократить потребление энергии в режиме ожидания (при сохранении сетевого подключения) в 20 раз.

На IDF демонстрировались ультрабуки под управлением предварительной версии ОС Windows 8, а Intel и Microsoft заявили о тесном сотрудничестве, подчеркнув, что Windows 8 планируется устанавливать на новых мобильных устройствах — планшетах и ультрабуках.

Важно отметить, что Intel зарегистрировала термин Ultrabook™ как торговую марку, что выделяет среди мобильных ПК новую товарную группу мобильных устройств, соответствующих установленным Intel спецификациям.

Сделать ультрабуки массовым продуктом!

Если вернуться к заданным Intel параметрам веса и толщины устройства, то можно привести примеры ноутбуков класса «тонкие и легкие», которые вполне подходят под категорию ультрабука, например Sony VAIO x505, который весил 0,9 кг.

«Но при этом они не имеют некоторых технологий Intel, которые мы декларируем как „пакет спецификаций“ ультрабука, — подчеркнул Михаил Чайка, директор по продажам и дистрибуции Intel в России СНГ. — Intel будет предоставлять партнерам право использовать данный термин только при выполнении заданных нами спецификаций и требований — по размерам устройства, времени загрузки и „просыпания“ и другим технологиям. Если кто-то из производителей выпускает не удовлетворяющие этим требованиям устройства, то они не могут называться ультрабуками».

Говоря о сегменте «тонких и легких» ноутбуков, Михаил Чайка заметил, что их продается мало: «По оценкам разных аналитиков, ноутбуки с экраном 13 дюймов и менее в отдельные периоды года занимают не более 5% рынка. Мы хотим, чтобы ультрабуки стали более массовым продуктом, доля которого увеличивалась относительно мобильных ПК других размеров, диагоналей экрана и прочих параметров. Мы хотим создать новую продуктовую категорию и сделать ее не „узкой нишей“, а относительно массовой».

О серьезности намерений Intel говорит и то, что для разработки технологий и продвижения ультрабуков Intel Capital в августе 2011 г. создала фонд Ultrabook Fund в размере 300 млн. долл. Эти деньги получат компании, занимающиеся созданием аппаратных средств и ПО, позволяющих продлить время автономной работы ультрабуков и уменьшить толщину их корпуса.

Как заявил Мули Иден, Intel активно работает с ODM-производителями: Compal Electronics, Foxconn, Inventec, Quanta и Pegatron. Такие вендоры, как Acer, ASUS, Lenovo, Toshiba, показали свои первые ультрабуки, а LG и Samsung готовятся выпустить свои модели к рождественским праздникам. Один из ведущих поставщиков экранов для ноутбуков — LG Display также намерена поддержать концепцию ультрабуков Intel и готова наладить выпуск специальных экранов с технологией Shuriken Technology, которая позволяет добиваться экономии материалов и энергии.

Однако можно предположить, что некоторые производители смогут наладить выпуск устройств, отвечающих требованиям Intel по размерам, весу, скорости «просыпания», на базе процессоров ARM или VIA. «Технологически это, по-видимому, возможно, все зависит от намерений этих производителей и наличия у них необходимых технологий. Intel не может запретить производить „тонкие и легкие“ ноутбуки, но все равно они не смогут называться ультрабуками», — пояснил Михаил Чайка.

Поскольку Intel задала весьма обширный список спецификаций ультрабуков на базе собственных процессоров, то фактически эти устройства становятся продуктом Intel. Как же она будет их продавать? «Intel не намерена выпускать конечные изделия под названием Ultrabook Intel. Ультрабуки будут производить наши партнеры под соответствующими торговыми марками. Такими партнерами стали ASUS, Acer, Lenovo, Toshiba, а со временем это могут быть и российские бренды, мы к этому тоже готовимся. Соответственно сама Intel не будет продавать ультрабуки, а совместно с партнерами — производителями ультрабуков будем проводить маркетинговые акции для продвижения на рынке этой новой продуктовой категории», — сказал Михаил Чайка.

Причем тут Apple?

Как считает Дэвид Дауд, директор исследований в группе Personal Computing Group IDC, первоначально ультрабуки разных производителей вряд ли будут сильно различаться: «Поначалу не стоит ждать дифференциации. Ведь Intel выступает в роли дирижера оркестра: она задает все конструктивные эталоны и оговаривает технические элементы». Дауд раскрывает секрет столь высокой маркетинговой и технологической активности Intel, стимулирующей многочисленных производителей к разработке ультрабуков: «Это ответ на угрозу со стороны Apple».

Именно Apple еще в январе 2008 г. анонсировала свой ультратонкий (максимальная толщина 19,3 мм) ноутбук MacBook Air весом 1,35 кг с 13-дюймовым сенсорным экраном, который начал продаваться по 1799 долл. К настоящему времени MacBook Air претерпел ряд модернизаций, и сейчас эти ультраноутбуки используют процессоры Intel Core II поколения, высокоскоростной интерфейс ввода/вывода Thunderbolt и твердотельные накопители, то есть все те компоненты, которые Intel задала как обязательные для ультрабуков...

При этом в финансовом отчете за I квартал 2011 г. Apple показала, что квартальные продажи компьютеров Mac (в том числе и ноутбуков MacBook) выросли на 23% по сравнению с IV кварталом 2010 г. Кроме того, Apple захватила абсолютное лидерство на новом сегменте планшетов. Как отметил в недавнем отчете Билл Шоп, аналитик инвестиционного банка Goldman Sachs, поставки ключевых продуктов Apple превышают начальные прогнозы, и он считает, что продажи компьютеров Mac увеличатся с 16,36 млн. шт. в 2011 г. до 18,64 млн. шт. в 2012 г. при росте продаж на 13,9%. Кроме того, по его оценке, Apple сможет продать 42,39 млн. планшетов iPad до конца 2011 г. и сохранит лидерство в этом сегменте. При этом Аннетт Джамп, директор по исследованиям рынка потребительских устройств аналитической компании Gartner, специально выделяет из всех компьютеров Apple ноутбуки MacBook Air, которые уже утвердились на рынке как один из самых востребованных продуктов — только за первую половину 2011 г. их продано столько же, сколько за весь 2010 г.

Также не следует забывать, что, согласно данным исследовательской компании Millward Brown, в 2011 г. Apple была признана самым дорогим брендом — за год ее стоимость повысилась на 84% и составила 153,3 млрд. долл., что существенно выше показателей Google, IBM и Microsoft.

Все это позволяет заключить, что и Intel, и Microsoft готовы сделать кардинальные шаги в борьбе с Apple. Так, по мнению Тодда Суонка, вице-президента по маркетингу компании Nor-Tech, ультрабуки являются попыткой Intel закрепиться на мобильном рынке, куда этот вендор давно стремится: «Intel несколько „опоздала к столу“, и теперь нужно догонять ARM в плане потребляемой мощности и времени работы от батарей. Меньше и быстрее — вот чего требуют заказчики, и я, как реселлер, полагаю, что ультрабуки могут стать очень популярны».

Дерон Кершо, аналитик рынка ноутбуков в фирме Gap Intelligence, считает, что первым образцом для ультрабуков стал MacBook Air от Apple: «Apple была пионером этого рынка. Правда, когда Apple выпустила MacBook Air, он продавался не очень хорошо. Но после модернизаций этот ультратонкий ноутбук стал одним из лучших продуктов Apple. Конкуренты, использующие ОС Windows, видели эти цифры продаж и тоже хотели занять часть этого рынка».

Один из экспертов утверждает, что до настоящего времени, если пользователь хотел иметь высокоэффективный и ультратонкий ноутбук, то его выбор определенно останавливался на MacBook Air: «Другие производители не смогли представить достойных решений, которые могли бы соперничать в плане инноваций, маркетинговых шагов и цены с MacBook Air».

Аннетт Джамп также считает, что жесткие спецификации на «тонкие и легкие» ультрабуки, регистрация термина Ultrabook как торговой марки и создание специального фонда Ultrabook Fund свидетельствуют о том, что Intel надеется стимулировать рыночный спрос на мобильные ПК, подобные MacBook Air от Apple.

По словам Михаила Чайки, будущие ультрабуки будут сочетать в себе лучшие характеристики ноутбуков, обладать весом и размерами, не сильно отличающимися от планшетов, и при этом включать некоторые функции, которые сейчас более характерны для мобильных устройств (например, смартфонов), нежели для ноутбука: «При этом не ставится задача закрыть или существенно уменьшить продажи ноутбуков привычных форматов. Зато сочетание производительности полноценного ноутбука с „тонким и легким“ форматом дает возможность носить ультрабук с собой и работать на нем целый день, и это сможет в какой-то степени потеснить на рынке планшеты».

Первые ультрабуки

Показанный еще на Computex-2011 ультрабук ASUS UX21 создан на базе процессора Intel Core i7 и оснащен 11,6-дюймовым дисплеем. Он весит около 1 кг, толщина его корпуса составляет 16,8 мм. Однако, по сведениям тайваньской компании DigiTimes, ASUS намерена выпустить не одну, а сразу 5–7 моделей ультрабуков, которые планирует анонсировать в течение октября. При этом производитель заявляет, что цены на его устройства составят от 799 до 1999 долл.

1 сентября Lenovo представила IdeaPad U300S Ultrabook, свой первый продукт в этой новой категории. Он оснащен процессором Intel Core i5 или Core i7, загрузка ОС в нем занимает 10,47 с, а батареи обеспечивают 8 ч полноценной работы и 30 дней в холостом режиме. При этом Lenovo косвенно обозначила MacBook Air как конкурента, отметив клиновидный корпус ноутбука Apple и противопоставив ему свой плоский корпус толщиной 14,9 мм. IdeaPad U300S начнет поставляться в октябре и первоначально будет стоить 1,2 тыс. долл.

В первом ультрабуке Toshiba Portege Z830 Series используются процессоры Intel Core и твердотельный накопитель емкостью 128 Гбайт. Последний в сочетании с фирменной технологией Hi-Speed Start, как заявила компания, обеспечивает начальную загрузку «за считанные секунды». Корпус из магниевого сплава имеет толщину 15,9 мм. Toshiba планирует начать продажи Portege Z830 Series в ноябре и заявляет, что они будут стоить не выше 1 тыс. долл.

Дерон Кершо полагает, что вендоры по мере выпуска новых ультрабуков будут стремиться к тому, чтобы они отличались от моделей конкурентов: «Похоже, вендоры уже начинают создавать себе ниши. Toshiba стремится встроить много портов, как они поступали и с остальными моделями своей линейки Portege, Lenovo нацелена на малое время загрузки IdeaPad, а Acer и ASUS смогут, как обычно, конкурировать по цене».

В то же время Дерон Кершо считает, что такая дифференциация должна быть понятной покупателю: «Производители ультрабуков должны делать то, что отвечает ожиданиям потребителя и не требует особых объяснений. Им нужно нацелиться на увеличение времени работы от батарей и сокращение времени начальной загрузки, а также на всё, что подчеркивает мобильность ультрабука».

С ним согласен Дэвид Дауд: «Конструкторам нужно проявить больше изобретательности, им следует понимать: то, что хочет 18-летний студент, может отличаться от ожиданий более зрелого бизнес-пользователя. „Персонализация“ — вот что будет главным. До недавнего времени многие конструкции ПК были одни и те же, но рынок должен понимать запросы разных групп пользователей и удовлетворять их потребности», — говорит он.

Где развернется борьба?

2 сентября на выставке потребительской электроники IFA в Берлине Acer представила свой первый ультрабук Aspire S3, который также использует процессоры Intel Core и твердотельный диск. От батарей Aspire S3 может работать 7 ч, спящий режим — 50 дней. При этом толщина корпуса устройства Acer составляет 13 мм: пока это самый тонкий ультрабук.

Тогда же Acer объявила о начале поставок в отдельные регионы (мировые поставки начнутся в октябре) Aspire S3 по цене от 1134 долл. до 1702 долл. в зависимости от конфигурации. Однако в конце сентября до начала продаж своих ультрабуков в США Acer снизила минимальную цену на Aspire S3 на 200 долл., доведя ее до 899,99 долл. для розничных продавцов.

Стив Боман, вице-президент по операциям Columbus Micro, считает, что хотя Acer вновь прибегает к своей давней тактике ценового подрыва конкурентов, это еще не означает, что компания получит доминирующую долю рынка: «Acer традиционно прыгает в ценах прямо на дно, но, я думаю, бренды более высокого качества, такие как ASUS и Toshiba, смогут предложить сопоставимые продукты немного дороже».

Боб Нитрио, главный управляющий консалтинговой компании Ranvest Associates, полагает, что борьба на новом рынке будет идти на два фронта: «На одном развернутся сражения за долю рынка главным образом за счет снижения цен, и очевидно, именно здесь Acer планирует бороться. На другом фронте такие производители, как Samsung, Toshiba и Apple, станут соперничать за высокую производительность. А Lenovo, видимо, будет действовать против конкурентов на обоих фронтах».

Как сообщила DigiTimes в конце сентября, Acer и ASUS в течение IV квартала 2011 г. планируют поставлять по 200 тыс. ультрабуков ежемесячно. С учетом возможностей других производителей можно ожидать, что в 2012 г. объем их поставок составит от 5 до 8–10 млн. шт.

Аннетт Джамп считает, что спрос на ультрабуки будет во многом определяться их дизайном и ценами: «Так, объявленные цены в текущем году еще достаточно высоки (800–1000 долл.) и вряд ли на них будет заметный спрос. Но в течение 2012–2013 гг. цены могут упасть до уровня 500–600 долл., и тогда на зрелых рынках, к которым относится и российский, спрос на них среди конечных пользователей и компаний СМБ начнет расти. И ультрабуки начнут вытеснять как нетбуки, которые обладают значительно меньшей производительностью, так и традиционные ноутбуки средней ценовой категории».

Джон Бах, президент Puget Systems, убежден, что у ультрабуков хорошие перспективы: «И Acer, и ASUS имеют ресурсы, чтобы сделать свои продукты „как надо“, и они сделают именно так. Правда, они вряд ли превзойдут пользовательский комфорт ноутбуков Apple, но обойдут последнего по цене».

Примечание. В настоящее время в московских магазинах сети re.Store (Apple) ноутбуки MacBook Air с 11- и 13-дюймовыми экранами продаются по цене от 43 до 86 тыс. руб.


Версия для печати (без изображений)