Чтобы избежать разочарований, соблюдайте три простых правила

Успех человека, решившего открыть собственное дело в компьютерной сфере, зависит от того, сумеет ли он точно сформулировать свой замысел, составить серьезный бизнес-план и набрать мощную руководящую команду.

Как отмечают специалисты по консалтингу, недостаточное внимание к этим трем крайне важным аспектам оказывается самой частой причиной краха новых компаний, едва успевших взять старт.

Майкл Драпкин, учредитель и директор фирмы Drapkin Technology, специализирующейся на консалтинге в области электронной торговли, говорит, что видел немало случаев провала Интернет-компаний.

Большая проблема для вновь создаваемых фирм, по его мнению, - финансирование. Как правило, чтобы начать бизнес, Интернет-компании нужно примерно 5 млн. долл. Но еще до того, как договариваться с инвесторами-первопроходцами или пожелавшими рискнуть предпринимателями, будущая компания должна предложить им нечто большее, чем просто хорошую идею, чтобы те могли дать деньги.

«Чтобы начать бизнес, недостаточно одной идеи, — пояснил Драпкин. — Нужно иметь что-то стоящее для привлечения инвесторов».

Как заметил Майкл Рокуэлл, главный архитектор по технологиям Microsoft в компании Lante, многим начинающим предпринимателям нужно сначала сделать ряд предварительных действий, чтобы потом приступать к созданию компании.

«Прежде чем выбирать поле деятельности, посмотрите, нет ли там кого-нибудь еще, — советует Рокуэлл. — Хорошенько пройдитесь по Сети, чтобы выяснить, какова общая картина».

Он удивляется тому, как много компаний пренебрегают грамотным составлением уравнения будущих доходов. Рокуэлл утверждает, что компания с плохо спланированным потоком доходов не сумеет встать на ноги. И хотя амбиции могут быть велики, попытка сразу предложить слишком много услуг гарантирует только головную боль.

«У многих компаний перечень услуг, которые они собираются предложить, не меньше, чем в прачечной, — комментирует он. — Мы стремимся свести его к необходимому минимуму».

Рокуэлл встречал и таких предпринимателей, которые выбирали технологию, еще не завершив составления бизнес-плана. «Нам приходится убеждать их не делать этого, — продолжает он. — Мы рассматриваем все аспекты выбранной технологии и помогаем клиенту увидеть, что она недостаточно продумана».

Очертив путь к успеху, следует приступить к подбору надежной руководящей команды. Драпкин считает, что это трудный, но абсолютно необходимый этап для молодой компании, хотя не все вполне понимают его важность.

«Бывают учредители с хорошей идеей, но совершенно без опыта, — сказал он. — Многие начинающие компании в сфере высоких технологий не имеют в штате ни единого специалиста по технологии. Привлечение нужных руководителей — важнейшая и труднейшая задача».

Сеть остается лучшей областью для поиска людей, которые нужны новой компании.

«Сеть, сеть и еще раз сеть», — убежден Уильям Спруйл, исполнительный вице-президент компании StartUpStreet.com, которая занимается тем, что сводит фирмы, начинающие бизнес в сфере высоких технологий, с инвесторами, поставщиками услуг и консультантами. «Окружите себя нужными людьми. Если ваша идея верна, дело пойдет», — таков его совет.

Грамотная руководящая команда имеет решающее значение для инвесторов. Уильям Джефферсон Маршалл, партнер в компании VantagePoint Ventures, которая ссужает венчурный капитал, объяснил, что у инвесторов может пройти даже слабая технология, если подобрано достаточно сильное руководство. «Мы не станем поддерживать слабую команду, — признался он. — Но даже с плохой технологией сильная команда способна двинуть дело к успеху».

Маршалл указал, что времена выманивания денег без перспективы получения прибыли в ближайшем будущем давно прошли. Компании, предоставляющие венчурный капитал, работают с циклом в полтора года. На втором круге финансирования инвесторы хотят видеть продукцию и покупателей, которые готовы за нее платить.

Однако организации, ссужающие венчурный капитал, — не единственный источник финансирования. Чтобы развиваться, молодые компании должны искать финансирование повсюду: у богатых инвесторов, в стартовых фондах, инвестиционных банках. Как подчеркнул Маршалл, стратегические партнеры и партнеры в канале также часто готовы вложить деньги в компанию, в которую они поверят.

Поскольку прибыль в первые годы мала, новым компаниям для дальнейшего развития необходим стабильный поток финансирования.

«Загляните вперед и прикиньте, когда у вас закончатся деньги, — советует Маршалл. — Если у вас есть впереди шесть-девять месяцев, не ждите, пока останется четыре до того, как вы останетесь без денег. Ищите новые вложения, чтобы перейти этот рубикон».


Версия для печати (без изображений)