Десятилетие — событие серьезное. Когда-то мы говорили, что и 7 лет работы на нашем непростом рынке — заслуга. А уж десять... Правда, такой возраст для ИТ-компании уже не редкость. Но в этой цифре можно увидеть многое: успехи и проблемы, опасения и надежды.

Посмотрим на историю компании "Интеллект-Сервис" сквозь призму развития ее программных продуктов. Началось все в 1990 г. с создания заказных программ, предназначенных для автоматизации отдельных участков бухгалтерского учета. В 1991 г. появилась программа "Бухгалтер" (FastCalk) для малых предприятий. Интересно, что некоторые пользователи начали переходить с этой системы на БЭСТ лишь в 1997 г. Появившуюся в 1992 г. программу "Бэмби" бухгалтеры до сих пор вспоминают как образец простой, легко осваиваемой программы (ее до сих пор продает новосибирская "Сибирь-Интеллект-Сервис"). И начиная с 1993 г. мы уже будем говорить о БЭСТ (название расшифровывалось как "Бухгалтерия, Экономика, Статистика". В 1994 г. появилась БЭСТ-2, причем она эксплуатируется до сих пор под названием "БЭСТ-2+".

В 1995 г. компания "Интеллект-Сервис" сконцентрировала внимание на торговле, поскольку именно в это время начался процесс ее автоматизации. Появилась БЭСТ-3, но название расшифровывали уже иначе — "Бухгалтерия. Экономика. Склад. Торговля". Программный комплекс БЭСТ-4 (1996 г.) долгие годы лидировал в рейтинге продаж компании. Можно отметить и программу "БЭСТ-КПМ" — кассовый программный модуль, автоматизирующий работу кассира-операциониста. В 1998 г. подготовлены "БЭСТ-магазин", "Удаленный магазин" и система анализа рынка и планирования рекламно-маркетинговых мероприятий "БЭСТ-Маркетинг" (по мнению разработчиков, она "вышла слишком рано для нашего рынка"). С 1999 г. компанию заинтересовал рынок систем для промышленных предприятий: появился программный комплекс "БЭСТ-ПРО", ориентированный на ведение оперативного управленческого и бухгалтерского учета в промышленности, подготовлены и отдельные управленческие системы ("БЭСТ-План", "БЭСТ-Анализ"), взаимодействующие с "БЭСТ-4". Вместе они составляли программное решение "Центр управления предприятием". К 2000 г. компания пришла с новой системой управления малым предприятием "БЭСТ-Офис" (версии 1 и 2), разработанной с применением технологий Microsoft и реализацией в "БЭСТ-ПРО" стандарта MRP II.

"БЭСТ-Офис" была встречена партнерами и клиентами с некоторым недоверием. Чтобы помочь первоначальным продажам, была проведена акция "Система управления предприятием за 100 руб.", и за месяц было продано около 4000 дисков. Опросы показали, что 60% дисков было инсталлировано, пошли запросы на следующие версии, дополнительные модули. Были и сложности. Дилерам подобные "демпинговые" продажи не показались разумными, да и подготовиться к ним они не успели (некоторые утверждали, что предложение пришло слишком поздно и что месяц — очень малый срок). Не очень порадовала такая акция и конкурентов, но "на войне как на войне".

"Эпоха отдельных программ кончилась, сейчас идет эпоха комплексов", — считает Владимир Пичугин, генеральный директор "Интеллект-Сервис". Генеральный конструктор систем серии БЭСТ Сергей Яковлев также отметил намечающиеся перемены. С его точки зрения, этап первичной автоматизации предприятий уже закончился и заметно увеличение рынка вторичных продаж, когда клиенты или докупают модули, или вообще меняют ранее приобретенные системы. Увеличивается спрос на системы управления производством, и в игру вступают западные команды.

"БЭСТ-Офис" считают стратегической системой. Она основана на технологиях Microsoft, и в дальнейшем предполагается объединение ее с "БЭСТ-ПРО". Разрабатывая новые модули, и в частности решения для Web ( все — на основе Microsoft), в "Интеллект-Сервис" намерены перейти к ERP-системам управления средним предприятием.

Региональная партнерская сеть "Интеллект-Сервис" начала формироваться еще в 1992 г. Первыми региональными партнерами стали фирмы из Новосибирска, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга.

Сейчас компания имеет около десятка дистрибьюторов (многих уместнее считать внедренческими центрами) и 500 дилеров. На девятой партнерской конференции региональных партнеров "Интеллект-Сервис", которая прошла в конце октября в Подмосковье и была посвящена подведению итогов десятилетия деятельности компании, все дистрибьюторы получили сертификаты, а некоторые дилеры почетные дипломы, а также призы. Партнеры тоже не остались в долгу. Подарков было много, но одним из самых ярких был подарочный набор пива от казанских дистрибьюторов. В набор, выполненный Казанским заводом "Булгар-пиво" (также использующим системы БЭСТ), вошли такие марки как "Офисное", "Интеллигентное", "БЭСТ-производственное".

Теплые отношения с партнерами — явление для "Интеллект-Сервис" неудивительное, ведь более 60% их ПО продается в провинции. Причем если раньше были попытки организовывать филиалы, то теперь руководство считает, что значительно выгоднее работать с независимыми партнерами. Сложность, правда, состоит в том, что эти дистрибьюторы зачастую продают несколько видов ПО различных фирм ("1C" или, скажем, юридические базы "КонсультантПлюс"). Например, с точки зрения Елены Семеновой из КИНЦ "Искра" (Красноярск), было бы удобно предоставлять одновременно и финансовое, и юридическое ПО. Пока "Интеллект-Сервис" еще ведет переговоры с компаниями, занимающимися юридическими базами данных. Владимир Пичугин сообщил, что наиболее успешно продвигаются переговоры с "Кодекс".

Правда, он предпочитает, чтобы партнеры работали исключительно с продукцией его компании. В дальнейшем, по его словам, он будет включать в соглашения этот ограничительный пункт.


Версия для печати (без изображений)