Стоимость лицензионных программных продуктов составляет заметную долю от стоимости компьютера. Для российских покупателей это нередко создает финансовые проблемы. К счастью, некоторое время назад у них появилась альтернатива: вместо ОС Windows можно установить бесплатно распространяемую версию ОС Linux, вместо MS Office — бесплатный пакет StarOffice. Казалось бы, эти продукты должны отвоевать у Microsoft львиную долю рынка. Однако в реальности все складывается иначе. Пока пользователи фактически проигнорировали бесплатное ПО, предпочитая, если не хватает денег на покупку лицензионных продуктов, довольствоваться их пиратскими версиями.

Надо отметить, что возможность использовать бесплатное или условно-бесплатное ПО существовала задолго до появления StarOffice или Linux. В Интернете можно найти неплохие текстовые редакторы, электронные таблицы и графические пакеты. Разумеется, это не полнофункциональные офисные приложения, но пользоваться ими можно. Да и многие ли в полном объеме используют мощь Word или Excel? Главное, что бесплатные программы совместимы с наиболее распространенными форматами файлов. На пути использования такого ПО были и остаются три препятствия: эти программы, как правило, не русифицированы; чтобы их загрузить, нужен доступ к Интернету (в нашей стране он есть далеко не у всех); наконец, программы в Интернете нужно искать.

Принимая во внимание доступность нелицензионного ПО, становится понятно, что реальную конкуренцию ему могут составить продукты примерно с такой же ценой и функциональностью. Кроме того, хорошо бы подсказать покупателю, какое ПО можно установить, а еще лучше — предложить ему ПК с предустановленным пакетом бесплатных программ.

Компаний, которые пошли по этому пути, оказалось немного. В их числе — "Аквариус", "Инел", "Формоза". Столь скромный список выглядит на первый взгляд странно. Ведь российские сборщики ПК должны быть заинтересованы в том, чтобы их продукция была доступна как можно большему числу пользователей. Но именно фирмы, выпускающие недорогие ПК, которые, по идее, должны быть массовым товаром, даже не пытаются предлагать своим клиентам бесплатное ПО.

В порядке эксперимента автор этих строк обратился в ряд небольших компаний — сборщиков ПК из числа тех, что помещают объявления размером со спичечный коробок в бесплатных рекламных газетах. Вопрос "Могу ли я купить компьютер с предустановленной ОС Linux?" приводил собеседников на другом конце провода в замешательство. Одни после продолжительной паузы отвечали, что предустанавливают ОС только по просьбе покупателя и при условии, что эта ОС — Windows. В других, видимо, более солидных фирмах говорили, что могут исполнить любой заказ клиента. "Linux? Пожалуйста. Но это будет стоить дороже".

По мнению специалистов, Linux не столь привлекательна, как может показаться на первый взгляд. Одна из проблем, которую постоянно приходится решать сборщикам ПК, — обеспечение совместимости комплектующих. С этой точки зрения ОС Windows более предпочтительна. Для любого устройства есть драйверы, совместимые со всеми версиями Windows. Чего нельзя сказать о Linux. Сегодня существует несколько вариантов Linux. Эту ОС выпускают компании Corel, Red Hat, Caldera и др. И если ядро ОС пока остается более-или менее цельным, оболочка и драйверы у них разные. Типична ситуация, когда разные модели комплектующих даже от одного поставщика имеют драйверы для разных версий Linux.

Но это проблемы технического характера, и они успешно решаются. Гораздо тревожнее то обстоятельство, что по Linux невозможно получить полномасштабную квалифицированную техническую поддержку.

Например, компания CPS распространяет ОС Corel Linux, но техническую поддержку пока не оказывает. Фирма "Linux инк.", одним из партнеров которой является компания "Аквариус Дата", предлагает зарегистрированным пользователям бесплатную помощь по инсталляции системы. Однако под этим подразумевается "не детальное объяснение необходимых действий, а только указания на то, что надо делать или где найти информацию про это" (www.linux-ink.ru). Общение с клиентами фирма осуществляет по электронной почте.

Как отмечают специалисты, Linux — это система для опытных пользователей. Она требует более высокой квалификации и большей дисциплины при работе. Поэтому для домашнего рынка лучше подойдет Windows, считает, например, Алексей Алексеев, директор по маркетингу компании R-Style Computers. В самом деле, профессиональных специалистов по Windows довольно много. Еще больше людей, которые в состоянии грамотно инсталлировать, переустановить или настроить систему. Нет недостатка в литературе — как популярной, так и для профессионалов. На типичные вопросы рядового пользователя часто могут ответить их более "продвинутые" коллеги или знакомые. А если вы легальный пользователь, тогда к вашим услугам служба технической поддержки Microsoft.

Интересен опыт компании "Формоза". Как сообщил Николай Казак, руководитель группы "Formoza Service 2001", пользователи, похоже, не в восторге от Linux. Первый вопрос, который задают покупатели ПК с предустановленной Linux, "А как это все удалить?". Есть, правда, одна категория людей, которая пока против Linux ничего не имеет. Это молодежь. Вероятнее всего, их отношение к этой ОС объясняется свойственным их возрасту духу противоречия: использовать не то, что признано всеми, а нечто другое.

Возможно, Linux будет востребована на рынке серверов для Интернет-приложений, а также в малых и средних фирмах. Такого мнения придерживается Игорь Шоков, технический директор компании K-Systems. Постоянная поддержка этой системе не нужна, следовательно, затраты на ее эксплуатацию будут невелики. Linux достаточно настроить один раз. Вместе с тем он отмечает, что доля Linux будет небольшой — 2—3% рынка. И если компания примет решение установить у себя Linux, оно, скорее всего, будет продиктовано не техническими или экономическими соображениями, а пристрастием и энтузиазмом системного администратора.

Сборщики компьютеров честно заявляют, что не видят особого смысла в пропаганде идей бесплатного ПО и его продвижении. В конце концов, это дело разработчика ПО. В компаниях, поставляющих технику на корпоративный рынок, не могут припомнить случая, чтобы кто-то из клиентов сделал выбор не в пользу Windows. В числе редких исключений — "Ростелеком", который покупает у "Аквариус Дата" серверы, на которых предустановлена Linux, и Пенсионный фонд РФ, традиционно заказывающий в фирме Kraftway компьютеры с OS/2.

Продавать технику с программами Microsoft выгодно по целому ряду причин. Во-первых, на этом больше заработаешь. Во-вторых, хорошо поставлена техническая поддержка. В-третьих, маркетинговая активность московского офиса Microsoft такова, что сборщикам ПК не приходится прилагать лишних усилий для "просвещения" заказчиков. "Разговариваешь с любым заказчиком и обнаруживаешь, что у них уже побывал менеджер Microsoft и все им рассказал о новых продуктах, — говорит Олег Гулевский, заместитель генерального директора компании Kraftway. — Другие компании ограничиваются только рекламными акциями и не предпринимают никаких маркетинговых шагов". В-четвертых, с продуктами Microsoft практически не бывает проблем в процессе эксплуатации. А это особенно важно при массовых продажах. Один из законов массовых продаж гласит: "Нельзя перегружать сервисную сеть". Если число обращений в сервисные службы превысит 5% от числа продаж — это огромная проблема. С Linux такие проблемы могли возникнуть, считает Ренат Юсупов, генеральный директор компании "Форвард Технологии". "Если бы мы сделали ставку на Linux, нам пришлось бы сделать большие инвестиции не только в сервисную сеть, но и в канал сбыта: ведь ПК или серверы с этим ПО надо еще продать".

Так почему же при столь очевидных недостатках Linux эта ОС продолжает привлекать внимание сборщиков ПК? Ответ прост, его дали сами сборщики: "Применение Linux — больше PR-акция со стороны поставщика компьютеров, инструмент давления на Microsoft".

В сходной ситуации оказался и пакет StarOffice. Несмотря на то что в его продвижении заинтересована компания Sun, прикладывающая заметные усилия по финансированию и маркетинговой поддержке, его популярность невелика. По словам Веры Гуровой, менеджера по маркетингу представительства Sun, заключены соглашения с компаниями "Аквариус" и "Инел", в соответствии с которыми они продают свои ПК с предустановленным ПО StarOffice. Однако, как рассказал директор по производству группы компаний "Инел" Руслан Чухнов, пользователи настойчиво просили не предустанавливать StarOffice, а поставлять ПК с Microsoft Office, что фирма, в конце концов, и сделала. "Наши клиенты — это корпоративные пользователи. Я не думаю, что они, отказавшись от StarOffice на работе, станут использовать это ПО дома", — говорит он.

Как считает Игорь Шоков, вряд ли кто-нибудь сможет в ближайшее время потеснить Microsoft на рынке офисных приложений. Microsoft Office стал корпоративным стандартом, а корпоративный рынок очень консервативен. Кроме того, весь персонал обучен работе с этим ПО, накоплены огромные массивы документов в электронном виде.

Тем не менее у StarOffice есть шансы завоевать свою долю рынка. Главные козыри этого пакета: он не требует лицензирования; его можно бесплатно загрузить из Интернета или приобрести по цене носителя и документации; обеспечена совместимость документов StarOffice и Microsoft Office; налажена техническая поддержка (ею занимается служба Sun Microsystems Sun Enterprise Services); StarOffice совместим с различными ОС.

Как подчеркнула Вера Гурова, пакет Star Office принят в качестве корпоративного стандарта в компании "Центр Финансовых Технологий" и ряда других фирм. А невысокую популярность пакета в Sun объясняют тем, что он выпущен на рынок лишь полгода назад.

В статье использованы материалы "круглого стола" в редакции CRN/RE.


Версия для печати (без изображений)