По данным исследования Digital World TCG Yearly Forecast, проведенного компанией GfK совместно с Consumer Electronics Association (CEA), в прошлом ­году объем мирового рынка потребительской электроники превысил 1 трлн. долл. Стив Кеник, ди­ректор отдела отраслевого анализа ассоциации СЕА, выступая в апреле на конференции «Российский рынок потребительской электроники — тенденции и перспективы развития», сообщил, что рост мирового рынка оказался выше, чем прогнозировали аналитики. Его объем вырос на 11% по сравнению с 2010 г. (а не на 8%, как ожидалось) и достиг 1,08 трлн. долл.

Драйверы мирового рынка

Как отмечается в исследовании, опережающими темпами продолжают расти продажи в странах с развивающейся экономикой. Если в 2009 г. на их долю приходилось 35% мирового рынка (306 млрд. долл.), то в 2011 г. — 40% (429 млрд. долл.). Уже в следующем году эта доля, по прогнозам аналитиков, должна увеличиться до 45%. Если в развитых странах (в первую очередь в Северной Америке и Западной Европе) рынок бытовой электроники с 2009 г. по 2013 г. вырастет примерно на 16%, то в странах с развивающейся экономикой, к которым аналитики относят и Россию, этот показатель окажется существенно выше — около 73%.

В прошлом году наиболее быстрыми темпами росли про­дажи в странах Центральной и Восточной Европы (включая Россию и СНГ) — на 26%, в Западной Европе прибавка лишь 6%, в Северной Америке — 10%. Объем рынка стран Центральной и Восточной Европы составил 68 млрд. долл., Западной Евро­пы — 224 млрд. долл., Северной Америки — 280 млрд. долл.

В 2012 г. аналитики прогнозируют существенное снижение динамики роста мирового рынка — до 2%, при этом в развитых странах будет наблюдаться рецессия — продажи в Западной Европе снизятся на 4%, в Северной Америке — на 2%. В странах с развивающейся экономикой прогнозируется также замедление темпов роста — так, в Центральной и Восточной Европе они могут сократиться вдвое, с 26% (в 2011 г.) до 13%.

В прошлом году продажи планшетников в мире выросли на 227% по сравнению с 2010 г., достигнув 42 млрд. долл., смартфонов — на 67%, до 185 млрд. долл. Некоторый рост наблюдался в сегменте мобильных ПК (ноутбуков и нетбуков), он увеличился на 6%, до 163 млрд. долл. Мировой рынок настольных компьютеров стал больше на 2%, достигнув 88 млрд. долл. Меньше продавалось мобильных уст­ройств, функции которых реализованы в смартфонах и планшетниках, — в частности, видеорекордеров и навигаторов.

В 2012 г. аналитики прогно­зируют снижение динамики наиболее быстрорастущих сегментов — так, мировые продажи планшетников вырастут на 44%, смартфонов — на 39%. В остальных сегментах ожидается спад. К примеру, продажи ноутбуков и нетбуков могут снизиться на 6%, настольных ПК — на 8%. Наиболее быстрыми темпами продолжа­ют падать продажи «обычных» мобильных телефонов. В прошлом году, по оценке аналитиков, мировой объем этого рынка сократился на 15% (до 97 млрд. долл.), в 2012 г. ожидается еще минус 25%.

Триллион «в родной валюте»

Тенденции мирового рынка, хоть и с некоторым опозданием, проявляются и в России. По данным аналитиков, в прошлом году российский рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ) также преодолел планку в «один триллион» — конечно, не долларов, а рублей. Стоит отметить, что россияне настроены весьма оптимистично — по данным GfK Rus, «индекс текущего состояния» и «индекс потребительских ожиданий» в нашей стране чуть ли не в два раза выше, чем у американцев и жителей Западной Европы. То есть в среднем наши сограждане не только положительно оценивают свое материальное положение, но и рассчитыва­ют, что оно улучшится в течение ближайшего года.

Согласно данным исследования GfK TEMAX, российский рынок БТиЭ успешно восстанавливается после кризиса. По итогам 2011 г. его объем почти достиг 1,18 трлн. руб., превысив показатели 2010 г. на 20,6%. Кроме того, рынок заметно прибавил по сравнению с показателями «докризисного» 2008 г. (1,03 трлн. руб.).

Как сообщила Наталья Моржова, заместитель руководителя департамента Retail and Tech­nology GfK Rus, мониторинг розничных продаж ведется в 721 российском городе с населением ­более 20 тыс. человек. Аналитиками обрабатываются данные от 3,2 тыс. компаний, которым принадлежат 23 тыс. магазинов и торговых точек, что соответствует 85%-ному покрытию розничного товарооборота.

Начало прошлого года оказалось удачным — по данным GfK TEMAX, в I квартале объем рынка составил 295,15 млрд. руб., увеличившись почти на 80 млрд. руб. по сравнению с тем же кварталом 2010 г. Кроме того, более чем на 48 млрд. руб. были превышены предкризисные показатели I квартала 2008 г. По данным аналитиков, опережающими темпами росли продажи компьютерной техники (+70% по срав­нению с I кварталом 2010 г.), аудиовидео (+60%), фототехники (+89%) и малой бытовой техники (+84%). Во II квартале произошел сезонный спад по сравнению с показателями предыдущего квартала (почти на 57 млрд. руб.). В частности, по оценке GfK ­TEMAX, продажи мобильных компьютеров снизились более чем на 20%, несмотря на продолжавшееся снижение средней цены. Тем не менее по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. рынок мобильных компьютеров вырос более чем наполовину. В III квартале объем рынка БТиЭ составил 288,85 млрд. руб., однако впервые за последние три года он не достиг уровня I квартала. В «предновогоднем», IV квартале оборот увеличился до 357,55 млрд. руб. Основными драйверами стали «цифровые» товары — аудиовидео, фото, компьютерная техника и средства связи, в этих сегментах наблю­дались двузначные числа индекса роста продаж.

В I квартале 2012 г., по данным GfK TEMAX, объем российского рынка БТиЭ составил 312,44 млрд. руб., что на 5,9% выше показателей того же периода прошлого года. Самые ­высокие темпы роста сохранялись именно в тех сегментах, где случилось наибольшее снижение спроса во время кризиса. А сегменты потребительской электроники и малой бытовой техники, которые фактически поддерживали объем рынка в кризисные годы, впервые несколь­ко снизились (соответственно –0,6 и –1%).

Постепенно меняется структура региональных продаж, ­растет удельный вес регионов. По оценке GfK Rus, на города, чье население превышает миллион человек, приходится более 40% общего оборота рынка БТиЭ. При этом доля средних и малых городов в последнее время постоянно увеличивается — если по итогам всего 2011 г. она составляла 55%, то уже в январе 2012 г. выросла до 57,6%. Это обус­ловлено в основном насыщением рынка в крупных мегаполисах, доля «столиц» в структуре розничных продаж снижается. К примеру, если по итогам всего 2011 г. доля Москвы составляла 19,4%, то уже в январе 2012 г. она сократилась до 18,1%, доля Санкт-Петербурга уменьшилась с 5,9% до 5,7%. На третьем мес­те — Екатеринбург, но и его доля стала чуть меньше — 2,2%.

Эпоха ноутбуков

Если говорить о структуре рынка БТиЭ, то основная доля товарооборота приходится на циф­ровую электронику. Самым крупным и быстрорастущим сегментом остается компьютерная розница: в I квартале 2012 г. объем продаж здесь превысил 93,29 млрд. руб., увеличившись на 16,5% по срав­нению с тем же периодом прошлого года.

По данным GfK Rus, в 2011 г. в России было продано 13,8 млн. компьютеров, из них 70% — это мобильные ПК различных форм-факторов. По итогам года средневзвешенная цена мобильного ПК снизилась с 22 389 руб. (в 2010 г.) до 19 781 руб. Средняя цена уменьшалась с начала года, летом был зафиксирован ми­ни­мум — 18 938 руб., однако затем мобильные системы начали немного дорожать. Это продолжилось и в 2012 г., в феврале сред­няя це­на достигла 20 137 руб. Что касается средней цены настольного компьютера, то в целом по итогам 2011 г. она немного под­росла — с 17 014 до 17 207 руб., однако уже к февралю этого года опустилась до 15 813 руб.

По данным GfK Rus, доля ноут­буков в сегменте мобильных ПК в прошлом году практически не изменилась — 69,5%. Чуть ослабили позиции нетбуки, их доля снизилась с 22,7% до 21%, а доля ноутбуков, предназначенных для замены настольных ПК, немного увеличилась — с 6,1% (в 2010 г.) до 7,5%. Планшетные ПК по итогам 2011 г. заняли весьма незначительное место в структуре продаж в штучном исчислении — примерно 0,5%. Тем не менее, судя по мировым тенденциям, можно ожидать, что вскоре и на российском рынке планшетники существенно укрепят свои позиции.

Наиболее быстрыми темпами в 2011 г. прибавляли продажи ноутбуков с диагональю экрана свыше 16 дюймов, предназначенных в основном для замены настольных ПК. В штучном исчислении их было продано почти в два раза больше по сравнению с 2010 г. (603,7 тыс. штук), при этом средняя цена упала на 14% — с 32,5 тыс. руб. (в 2010 г.) до 27,9 тыс. руб. Заметно подросли и продажи ноутбуков с диагональю экрана 15 дюймов — на 89% в штучном исчислении — более 4,7 млн. штук. Эти ноутбуки остаются наиболее популярными у российских покупателей. Их средняя цена в прошлом году снизилась на 13% — с 22,8 тыс. руб. (в 2010 г.) до 20,6 тыс. руб.

В I квартале 2012 г. поставки мобильных ПК оставались драйвером роста розничного компьютерного рынка. Несмотря на увеличение средней цены, продажи в этом сегменте демонстрировали двузначные показатели (за исключением ноутбу­ков стоимостью выше 800 долл., на них спрос несколько снизился). Как отмечают аналитики, в фокусе спроса остаются не­дорогие ноутбуки началь­ного уровня, которые приобретаются в качестве дополнительных компьютеров. В основном рынок рос за счет ноутбуков с экраном 15 дюймов — их было продано на 20% больше по срав­нению с I кварталом прошлого года. Не наблюдалось роста в сегменте нетбуков и ультрамобильных компьютеров (с экраном меньше 13 дюймов). В то же время продажи «больших» ноутбуков огра­ни­ченной мобильности (с экраном 16 и более дюймов) выросли более чем на 75%.

По мнению аналитиков, спрос на решения повышенной мобильности явно смещается в сторону планшетных компьютеров и веббуков. Так, продажи последних в I квартале 2012 г. увеличились в пять раз по сравнению с тем же периодом прошлого года и уже сравнимы с объемами ­продаж нетбуков.

Поставки настольных ПК, по данным GfK TEMAX, снизились более чем на 15% по срав­нению с показателями годовой давности. В то же время более чем на 60% больше продано компьютеров-моноблоков. По мнению аналитиков, спрос на них растет благодаря привлекательным ценам, большим размерам экранов (20–22 дюйма), производительным процессорам. Вслед за снижением спроса на настольные ПК падают и продажи мониторов.

«Поумневшие» телевизоры

Потребительская электроника — второй по объему сегмент российского рынка БТиЭ. По данным GfK TEMAX, в прошлом году ее продали на 19% больше, почти на 250 млрд. руб.

Основное место здесь занимают телевизоры — почти 68%. Многие из них перестают быть лишь устройством для просмотра телепередач и видеофильмов. Одно из ключевых направлений для производителей — Smart TV, некий симбиоз между компьютером и телевизором, позволяющий пользователям искать нужный контент в Интернете и отображать его на экране. ­Доля таких устройств в общих продажах телевизоров быстро увеличивается — к концу прошлого года она выросла с 7,9% (в I квартале) до 16,3% в штучном исчислении, но пока остается ниже, чем в странах Европы (25,3%). Практически каждый десятый проданный в IV квартале 2011 г. в России телевизор позволял работать с веб-брау­зером, каждый двадцатый предоставлял возможность полу­чать видео по запросу, каждый пятидесятый — использовать Skype.

Интересно, что Россия опережает Западную Европу по доле 3D-телевизоров, продаваемых в общей массе телеприемников. К концу 2011 г. в нашей стране она выросла до 16,4%, а в Ев­ро­пе — до 13%. Кроме того, российский рынок не слишком отстает и по доле телевизионной техники с большим экраном — каждый двадцатый телевизор, проданный в конце прошлого ­года, имел диагональ не менее 45 дюймов.

К концу 2011 г. средневзвешенная цена телевизора снизилась с 482 (I квартал) до 449 евро. В странах Западной Европы за этот же период она уменьшилась с 509 до 476 евро.

В сегменте DVD-плееров повышается спрос на устройства, в которых реализованы пере­довые технологии. В течение прошлого года более чем в два раза выросли поставки плееров, позволяющих воспроизводить 3D-контент, на 60% — продажи уст­ройств, оснащенных модулем Wi-Fi. Доля плееров Blu-ray преодолела рубеж в 10% общего объема продаж. Тем не менее в целом повышенный спрос на новые технологии не смог удержать этот сегмент от незна­чительной рецессии — в IV квартале прошлого года продажи DVD-плееров все же оказались несколько ниже показателей ­того же периода 2010 г.

Аналитики отмечают рекордный рост спроса на автомобильные навигаторы и видеопроигрыватели — в IVквартале прошлого года их продажи выросли более чем в полтора раза по сравнению с тем же периодом 2010 г. Продажи автомаг­нитол и автоакустики увеличились на 30%.

Смартфоны завоевывают рынок

Объем розничного «телекоммуникационного сегмента», к которому аналитики GfK относят мобильные телефоны и смартфоны, в прошлом году стал больше на 17% по сравнению с 2010 г. и превысил 211 млрд. руб. «В штуках» продажи этих устройств в России прибавили 20%, до 42 млн. шт.

По данным GfK Rus, по срав­нению с 2010 г. «простых» мобильных телефонов было про­дано больше на 8% в штучном исчислении, но в рублях — меньше на 15%. Это объясняется тем, что средняя цена обычного мобильника в прошлом году снизилась на 22%. Число проданных смартфонов по сравнению с 2010 г. выросло на 123% и приблизилось к 8 млн. шт., в рублях прирост составил 92%. Средняя цена смартфона стала меньше на 14%.

В прошлом году соотношение продаж смартфонов и мобильных телефонов составляло примерно 1 к 4, однако объем рынка в рублях был поделен между ними примерно поровну.

В I квартале 2012 г. продажи в этом сегменте выросли на 3,2% по сравнению с тем же кварталом прошлого года и превысили 53 млрд. руб. По мнению аналитиков, вряд ли здесь стоит ожидать такого же стремительного роста, как в прошлом году. Меняется структура сегмента — доля смартфонов продолжает расти, она составляет уже более 25% в штуках и 60% в деньгах.

Наступление «зеркалок»

Казалось бы, что насыщен­ность рынка цифровых фото­камер доволь­но высока, однако этот сегмент еще не исчерпал потенциал роста, особенно в регио­нах. По оценке GfK Rus, цифровые фотоаппараты имеют 30% российских семей. В городах-миллионерах этот ­показатель более чем в полтора раза выше, а в Москве он достигает 62%.

По данным GfK TEMAX, в 2011 г. сегмент цифровых фото­камер оказался самым быстрорастущим на российском рынке БТиЭ. По сравнению с 2010 г. его объем увеличил­ся почти на 40% и превысил 56 млрд. руб. В I квартале 2012 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года он стал больше на 8,7% и достиг 14,33 млрд. руб.

Как отмечают аналитики, в 2011 г. столь высокие темпы роста этого сегмента в основном были обусловлены повышенным спросом на зеркальные камеры. Продажи цифровых фотоаппаратов с фиксированными объективами росли гораздо мед­леннее — этот подсегмент практически восстановился после кризиса еще в 2010 г. Доля зеркаль­ных аппаратов в общих продажах постоянно растет, и по этому показателю Россия постепенно приближается к европейским странам.

В I квартале 2012 г. средний ценовой сегмент заметно «сжался». С одной стороны, увеличилась доля бюджетных цифровых камер (не дороже 2,5 тыс. руб.) — к марту она достигла 15%, и, кроме того, продолжает расти спрос на фотоаппараты премиального сегмента. Доля компактных камер с матрицей в 16 мегапикселов приблизилась к 20%, кроме того, рубеж в 15% преодолели компактные фотоаппараты с матрицей типа КМОП, позволяющей делать более качественные снимки и записывать видео в формате Full HD.


Версия для печати (без изображений)