Вендоры, дистрибьюторы и розничные продавцы о российском рынке цифровых фотокамер

Сегодня уже никого не удивишь проникновением цифровых технологий практически в любые сферы человеческой деятельности, причем на начальной стадии такие интервенции носят лавинообразный характер. Все это в полной мере относится и к цифровой фотографии, еще совсем недавно считавшейся диковинкой, но уже отвоевавшей себе достойное место не только на профессиональном рынке, но и среди фотографов-любителей. Так, по оценкам InfoTrends Research Group, в 2000 г. уровень распространения цифровых камер среди населения США вырос в 2 раза, ими обладали 25% американских семей. Согласно прогнозу, в нынешнем году их число снова удвоится.

Для оценки мировых объемов продаж цифровых камер ориентиром может служить заявление ассоциации Japan Camera Industry Association (JCIA), согласно которому в 2000 г. производство этих устройств фирмами Страны восходящего солнца (Sony, Olympus, Canon, Nikon, Casio, Fuji, Kyocera, Sanyo, Kodak Japan, Minolta и др. вместе принадлежит львиная доля мирового рынка) выросло на 103,3%, до 10,34 млн. штук. Объем продаж увеличился на 92,2% и достиг 438 млрд. иен (3,65 млрд. долл.). Для сравнения: за тот же, видимо, переломный год японские фотогиганты смогли продать 31,72 млн. обычных пленочных камер - на 6,4% меньше, чем в 1999 г. Еще сильнее сократились доходы от этого вида бизнеса - на 15,8%, до уровня 302 млрд. иен. (2,52 млрд. долл.). Показательно, что впервые объем продаж цифровых камер превысил объем продаж пленочных камер.

JCIA предсказывает почти полуторакратный рост продаж цифровых камер японского производства в 2001 г. Учитывая, что эти технологии становятся все более доступными не только японским, американским и европейским компаниям, но также тайваньским, корейским и китайским фирмам, можно с высокой долей вероятности ожидать в ближайшие пару лет поистине триумфального шествия цифровых камер по планете. Еще более ошеломляющий потенциал в отрасли печати цифровых фотографий по онлайновым заказам. Пока она находится в зачаточном состоянии даже в наиболее развитых странах - что такое, например, 13 млн. долл. годового оборота против 40 млрд. долл., потраченных американцами на печать обычных фотографий в 2000 г. (данные CS First Boston)?

Россия, отличающаяся от других стран необычным сочетанием повышенного интереса ко всему новому и неадекватно низкого платежеспособного спроса, также не остается в стороне. Конечно, говорить о национальном рынке цифрового фото пока трудно. Об этом свидетельствует, например, довольно низкая маркетинговая активность ведущих мировых производителей цифровых камер - слишком мал еще объем продаж. Зато многого ожидают от этого рынка продавцы и покупатели. Чтобы попробовать разобраться в особенностях зарождающегося отечественного рынка, мы предложили ведущим вендорам цифровых камер, отечественным дистрибьюторам и розничным продавцам этих устройств собраться в редакции CRN/RE за круглым столом, чтобы поделиться своими соображениями и опытом в открытой дискуссии.

Составляя предварительный список тем для обсуждения, мы исходили из того, что цифровые камеры, позволяющие захватывать статические изображения, сохранять их на локальном носителе, пересылать на компьютер или принтер, в своем развитии достигли зрелости. Одни фотографы рассматривают такие аппараты как инструмент быстрого и недорогого получения электронных изображений (а не отпечатков) для деловых и развлекательных целей, другие не видят смысла в цифровых снимках, если качество последних оказывается недостаточным для получения фотореалистических "твердых копий". Для каждой категории пользователей на рынке существуют более или менее хорошо позиционированные аппараты, отличающиеся по многим параметрам: разрешающая способность, диапазон фокусных расстояний и светосила объектива, емкость памяти, коммуникационные возможности и др.

Очевидно, камера - сердце цифровой фотографии. Ясно также, что "отщелкнуть" снимок и взглянуть на него на крошечном встроенном экране аппарата - вовсе не самоцель, фотографа интересуют возможности последующей работы с изображением: редактирования на компьютере, пересылки через Интернет, хранения в электронных альбомах и печати. В конечном счете, именно эти сервисы, как персональные, так и массовые, определяют степень развития цифрового фото в стране. Другой фактор, характеризующий состояние местного рынка, - уровень развития каналов продаж, гарантийного и сервисного обслуживания.

Надеюсь, информация, которой поделились участники встречи, прояснит позиции и планы основных игроков рынка цифрового фото в нашей стране.

Участники круглого стола

Василий Бурмистров, глава представительства Nikon в СНГ
Игорь Глущенко, координатор продаж компании Casio Computer
Сергей Гречанников, руководитель направления цифровых фотоуслуг ООО «Кодак»
Дмитрий Дубинин, старший менеджер компании «Адлум»
Петр Михеев, президент компании «Алион» (на круглом столе — уполномоченный представитель Olympus)
Роман Монин, менеджер по маркетингу компании Hewlett-Packard
Сергей Саморуков, менеджер по продуктам компании Seiko Epson
Александр Фузеев, генеральный директор компании «Электон»
Василий Черкасов, руководитель отдела компании «Алион»
Сергей Чечеткин, руководитель отдела компании «Велес-Дата»
Олег Шишков, специалист по продуктам компании Canon

Цифровой портрет рынка и его обитателей

На момент проведения круглого стола нам не были известны сколько-нибудь обоснованные оценки масштабов отечественного рынка цифровых камер, поэтому результаты собственных изысканий, предоставленные дистрибьюторской компанией "Алион", по-видимому, станут отправной точкой открытых маркетинговых исследований в этой сфере. "Анализ проводился по запросу ряда вендоров, причем делали мы его не только для них, но и для себя, - отметил Петр Михеев. - Мы считаем, а вендоры с нами согласны, что картина рынка получилась достаточно объективной".

Специалисты "Алиона" собрали данные примерно по 280 московским фирмам, занимающимся поставками цифровых камер, в том числе в регионы. Полученную информацию вполне можно считать представительной, поскольку, по оценкам того же "Алиона", именно столичные компании продают около 80% всего оборудования данной категории. Как следует из результатов опроса, в 2000 г. ежемесячно в России в среднем продавалось цифровых камер на сумму 1,7-2,3 млн. долл., что на 70% больше, чем в 1999 г. Детальное распределение продаж по сегментам рынка и вендорам представлено на диаграммах.

"Мы условно поделили рынок цифровых камер на 6 категорий, при этом исследование охватило 5 категорий в ценовом диапазоне от 100 до 1500 долл., а сегмент профессиональной цифровой фототехники не рассматривался, - рассказал Василий Черкасов. - В денежном выражении камеры низшей ценовой категории (до 200 долл.) занимают, по нашим данным, порядка 5% рынка, камеры стоимостью от 200 до 400 долл. - примерно 20% рынка, от 400 до 650 долл. - где-то 29-30%, от 650 до 900 долл. - тоже порядка 30% и, наконец, камеры от 900 до 1500 долл. - около 17%".

Безусловно, это очень интересные данные, свидетельствующие о довольно равномерном распределении предпочтений покупателей, ведь стоимость камеры напрямую характеризует ее функциональность, а значит, и область применения. Единственное исключение - сегмент младших моделей (low-end), резко уступающий по объемам продаж. Причин тому, как стало ясно из дискуссии, несколько. Первая и, возможно, основная - отсутствие достаточного предложения самых дешевых камер, особенно от ведущих производителей.

Вот мнение Дмитрия Дубинина: "Наш опыт продаж свидетельствует о том, что спрос на аппараты в ценовом диапазоне до 400 долл. не удовлетворен. Как только у нас появляются дешевые цифровые фотокамеры известных brand name, например Olympus, Kodak, Agfa и др., они расходятся достаточно быстро. Запас роста здесь очень большой, поскольку многие уже готовы тратить 200-300 долл. за такой аппарат. А пока основная битва между вендорами происходит в более высоком ценовом диапазоне".

По оценкам Василия Черкасова, у нижнего ценового диапазона хорошие перспективы. "Чем скорее вырастет популярность цифрового фото, тем более массовой станет эта продукция и тем быстрее будет расти сегмент дешевых камер. Многое зависит от того, насколько удачны новые модели. Так, успешное развитие сегмента камер от 900 до 1500 долл. связано, в частности, с выходом аппарата Olympus Camedia Е-10, по своим характеристикам близкого к профессиональной технике, а по цене приемлемого для достаточно большого круга покупателей: от фотографов, любителей и профессионалов, до "новых русских". Наибольшая же конкуренция сегодня наблюдается среди камер диапазона 200-650 долл. В этом сегменте рынка наименьшая рентабельность, но его предпочитают развивать компании, которые раньше не занимались фото, - в основном компьютерные реселлеры", - полагает он.

А каковы планы вендоров относительно младших моделей?

"Casio сегодня поставляет на российский рынок линейку из трех моделей, среди них две 2-мегапиксельные камеры, относящиеся по классификации "Алиона" к третьей категории (диапазон 400-650 долл.) и приносящие нам до 30% оборота. Остальные 70% приходятся на долю более дорогих 3-мегапиксельных камер", - сообщил Игорь Глущенко. Фактически Casio сейчас делает ставку на камеры среднего уровня.

Как следует из слов Сергея Гречанникова, Kodak до сих пор не считала целесообразным работать в сегментах младших и средних моделей, полагая, что российский рынок не готов воспринять в серьезных количествах такую технику из-за ее довольно высокой стоимости и недостаточных возможностей. Однако политика компании меняется: "Сейчас готовится запуск нескольких серий цифровых камер, нацеленных на самый широкий слой фотолюбителей. Это продиктовано стратегией компании, которая получает наибольший доход, продавая оборудование и услуги массовому потребителю", - сказал он.

А вот Сергей Чечеткин сомневается в том, что предложенная "Алионом" классификация рынка может служить основой для прогнозирования: "Когда мы ведем разговор о покупаемости продукта в будущем, то сравнение по ценовым группам становится не очень корректным. Дело в том, что еще недавно 2-мегапиксельная камера стоила таких же денег, каких сейчас стоит 3-мегапиксельная. Судя по темпам развития рынка,через некоторое время и 2-, и 3-мегапиксельные аппараты спустятся в низшую ценовую группу, где их покупаемость резко возрастет. поэтому в плане прогноза лучше рассуждать не столько о ценовых группах, сколько о возможностях камер".

Александр Фузеев поднял весьма интересную и непосредственно связанную с сегментацией рынка тему предпочтений и образа мышления пользователей: "В России нет мотивации для приобретения камер нижнего ценового диапазона. У нас, например, не принято просматривать дома слайд-шоу на компьютере, а довольно развитая на Западе инфраструктура онлайновых сервисов (печать, хранение, запись на носители и т. п.) и популярная практика обмена цифровыми изображениями (например, открытками) еще только в зародыше. В то же время разрешение младших моделей цифровых аппаратов не позволяет печатать нормальные фотографии. Поэтому и получается, что наибольшим спросом пользуются камеры ценового диапазона 400-700 долл.".

Для пользователей, кроме всевозможных сервисов, очень важен психологический момент, ведь они явно не успевают адаптироваться к "гонке мегапикселов", быстрому снижению цен и частому появлению новых моделей.

"Мы не должны забывать, что объем рынка отражает не спрос, а реальную платежеспособность. Однако существует огромный отложенный спрос - миллионы людей хотят купить цифровую камеру, чтобы работать и общаться в Интернете, но нынешний уровень жизни в стране не позволяет им потратить даже 200-300 долл. Поэтому в ценовом диапазоне 400-600 долл. мы видим бизнес, а low-end несколько "проседает", - отметил Роман Монин. - Налицо и неуверенность покупателя, связанная с высоким темпом развития технологии: позавчера была объявлена 1-мегапиксельная камера, сегодня - 3-мегапиксельная, этой осенью, скажем, появится 6-мегапиксельная. Если же он все-таки решается купить цифровую камеру (обычно это человек с достатком "средний плюс", который может себе позволить выложить дополнительно 100-150 долл.), то скорее всего выбирает более совершенную модель в надежде, что она не так быстро устареет".

Есть заметная разница в маркетинге традиционных поставщиков фототехники и лидеров компьютерной индустрии, ныне параллельно действующих на рынке цифрового фото. Последние видят свою нишу прежде всего в комплексных решениях.

"Цифровые камеры лишь недавно вновь появились в нашей линейке после долгого перерыва, пока они представлены одной 3-мегапиксельной моделью. Причина объективна: мы предлагаем камеру в составе цифровой фотостудии совместно с нашими фотопринтерами. Как часть такого решения камера класса low-end не рассматривается, поскольку она позволяет просматривать изображения только на экране, что для наших пользователей явно недостаточно, - пояснил Сергей Саморуков. - А вот снимки, полученные с помощью 3-мегапиксельной камеры, уже можно выдавать в виде твердой копии".

По мнению Романа Монина, представление о цифровой фотографии как комплексном решении еще не сформировалось. "Многие не подозревают, что существует фототехнология, альтернативная традиционной. Сейчас мы находимся на таком этапе развития, когда еще предстоит донести до большей части населения, что цифровую камеру можно купить за какие-то 200 долл. Поэтому первое, что мы делаем, - информируем конечного пользователя, показываем комплексные решения и их возможности, - ведь без пропаганды преимуществ цифровой технологии над традиционной первая рискует проиграть".

Другая позиция у традиционных фотокомпаний, к которым, безусловно, можно отнести Nikon и Canon. "Рынок цифровых камер в своем развитии повторяет рынок обычных фотокамер, где сформированы линейки продуктов, разработаны принципиально разные конструкции, у каждой категории фотокамер есть определенная ценовая ниша и свой круг пользователей. И если на первом этапе мы видели гонку (свободных ниш было много, а в лабораториях уже существовали технологии, которые можно было достаточно быстро запустить в производство), то сейчас достигнут некий предел в соотношении цена/уровень технологии. Кроме того, пришло понимание того, что рынок требует камер, разных как по свойствам, так и по стоимости. Я бы разделил пользователей на тех, кто не собирается печатать снимки, и тех, кто хочет иметь твердые копии. Многим заинтересованным в фотопечати, но не желающим заниматься этим самостоятельно, помогут массовые сервисы. Есть и те, для кого печать - хобби. У них, скорее всего, есть и камера, и компьютер, и хороший принтер. Еще одна категория пользователей - профессионалы, которым важно получить качественную высокохудожественную фотографию. Для Canon одинаково важны все сегменты рынка", - заявил Олег Шишков.

С его мнением во многом согласен и Василий Бурмистров, который подчеркнул, что цифровые фотокамеры не должны рассматриваться как приложение к компьютеру. "Фотография есть фотография, и не стоит пытаться изменить точку зрения массового потребителя так, чтобы они воспринимали цифровую камеру как вещь, которая используется только для Интернета. В первую очередь люди будут обращать внимание на печать, причем высококачественную. Поэтому для нас в данный момент самым главным является сегмент камер, которые могут это качество предоставить. А такие камеры, очевидно, позиционируются в верхнем ценовом диапазоне".

Завершить рассказ мне хотелось бы словами Петра Михеева: "Для России характерен покупатель, который хочет приобрести что-то очень новое, дорогое и красивое, может быть, даже не понимая, что это такое. Но на сегодняшний момент большая часть продаж цифровых камер приходится все-таки на людей, которые не просто покупают себе новые модные игрушки, а могут реально их использовать".


Версия для печати (без изображений)