Компания: группа компаний DPI
Должность: президент
Возраст: 37 лет
Образование: высшее, Московский институт инженеров транспорта

Стайер на рынке ИТ

Евгений Бутман пришел в компьютерный бизнес в конце 1990 г. спустя месяц после окончания аспирантуры. Тема его законченной, но, увы, незащищенной диссертации вскоре вообще утратила актуальность. Математическая модель, связанная с единой сетью железных дорог СССР, по причине его распада мало кому была нужна.

В компании "Интермикро" Бутман за 4 года прошел почти все ступени - от эксперта коммерческого отдела до заместителя генерального директора.

Он считает, что как руководитель в основном сформировался именно в "Интермикро", занимаясь крупными проектами и координацией поставок в области издательских систем.

Росло дилерское направление, и со временем дистрибуция стала мешать прямым продажам; в конце 1994 г. дистрибьюторское направление "Интермикро" было выделено в отдельную компанию DPI. Понятия "миссия" Бутман тогда даже не знал. И вообще, как замечает Евгений, он никогда не верил тем руководителям, которые утверждают, что свой бизнес построили по учебникам. Хотя сам прочитал их достаточно, предпочитает доверять опыту и интуиции.

Текущие цели DPI формулирует быстро и четко: окончательное оформление достаточно диверсифицированной группы компаний, которые работают в смежных сегментах рынка, везде удерживают лидирующие позиции и обладают достаточно динамичной моделью поведения.

Очень непростым для DPI оказался 1996 г. В январе Евгений Бутман попадает в автомобильную аварию и до мая лежит в больнице. А как раз в это время подготовка к президентским выборам практически заморозила отечественный компьютерный рынок. Но постепенно DPI набирала обороты. Вскоре уходит с рынка компания RUI Apple IMC, и DPI занимает освободившуюся нишу дистрибуции техники Apple. Евгений Бутман работает рука об руку с Дэвидом Краускопфом, бывшим руководителем RUI Apple.

"Я многому у него научился, - рассказывает Евгений, - мне вообще нравится наблюдать, как работают другие. Иногда, принимая решение, я пытаюсь представить себе, как на моем месте поступил бы тот или иной человек... Работая с Дэвидом, я понял, например, что тотальный контроль над проектами неэффективен, что следует стремиться к делегированию бизнес-задач".

В кризис, потрясший экономику России в августе 1998 г., DPI успешно выстояла, что подтвердила двухмесячная проверка, учиненная ее зарубежными партнерами.

Как вспоминает Евгений Бутман, от руководства Apple Europe было даже получено благодарственное письмо, в заключение которого говорилось: "Финансовое управление Вашей компании в этот период представляется нам безупречным и, по нашему мнению, может служить образцом поведения в кризисной ситуации".

Бутман убежден, что эффективное управление компанией можно свести к трем принципам: поддержанию компании в максимально здоровом состоянии; постоянному пополнению запаса идей, которые позволяют развивать бизнес; обеспечению баланса между развитием компании (конструктивная часть бизнеса) и ее инфраструктурой (консервативная часть).

Глава DPI имеет первый разряд по лыжным гонкам (любимая дистанция 20 км), поэтому часто пользуется спортивной терминологией. Так, в послекризисном 1999 г. DPI применяет "стайерскую" модель поведения, ведь обгонять соперников легче всего на длинном подъеме: в первом полугодии было подписано несколько соглашений с крупными поставщиками, наиболее важное из которых - соглашение с Xerox о поставках принтеров Tektronix. К середине 1999 г. депрессивная тактика выхода из кризиса была преодолена.

"Чем больше я работаю, тем больше сил в себе чувствую. Важны терпение, спортивное упрямство и сила воли - все составляющие стайерской тактики", - так определяет свое кредо Евгений Бутман.

Летом прошлого года возникла необходимость защиты завоеванных позиций, и тактика поведения DPI была изменена - начался период "предусмотренной нестабильности".

До этого компания поставляла продукцию преимущественно на рынок Graphic Art (дизайн, издательства, рекламные агентства), работая только с дилерами, число которых не превышало 120, при этом продукция Apple составляла более половины продаж. В течение следующих шести месяцев DPI вышла на рынок ПК, увеличила продажи сканеров, заключила ряд новых партнерских соглашений, вырос и объем розничных продаж. Число дилеров сейчас превышает 300.

Евгений Бутман любит приводить мнение одного из крупных партнеров его компании: "DPI никогда никому не уступила ни одного брэнда". Больше того, добавляет он, "у нашей компании есть опыт "срочной реанимации" брэнда - так было с Apple и Tektronix".

Приход в компанию Алексея Терентьева (ранее вице-президента CHS-Verysell), по словам Евгения Бутмана, дал ему возможность сосредоточиться на стратегических вопросах - поведении компании в разных сегментах рынка, структуре и взаимоотношениях ее подразделений.

В прошлом году бизнес компании вырос вдвое. В этом году компания рассчитывает (результаты I квартала, похоже, подтверждают это) увеличить оборот еще в 1,5-2 раза.

Тем не менее главным достижением DPI Евгений считает не объемы продаж, а правильное построение бизнеса, подчеркивая, что "преимущество DPI не в том, что у нее есть некие бизнес-тайны, а в том, что ее менеджеры думают быстрее прочих".

По его собственной оценке, как руководитель он сочетает консерватизм и определенный полет фантазии, сдерживаемый этим самым консерватизмом. Главное для него - устойчивость компании. Именно поэтому два года подряд DPI проходит международный аудит.

"Интересно, кто лет через пять останется в компьютерном бизнесе, - говорит Евгений. - Хочу сделать компанию, которая бы просуществовала очень долго. Я в состоянии работать еще как минимум 25-30 лет".

Стиль его работы - рабочий день начинается рано, заканчивается поздно. К сожалению, остается немного времени для семьи. Из хобби - только путешествия, да и то короткие.


Версия для печати (без изображений)