Компания: «1С»
Должность: директор
Возраст: 42 года
Образование: высшее, Московский экономико-статистический институт; кандидат экономических наук

Гроссмейстер франчайзинга

Получив в 1980 г. по окончании МЭСИ "красный" диплом, Борис еще 7 лет работал в родном институте, защитил диссертацию. Потом перешел в институт ВНИПИучет ЦСУ СССР. Здесь его карьера развивалась достаточно предсказуемо: старший научный сотрудник, заведующий сектором, заведующий отделом, главный инженер.

А в 1991 г. на базе хозрасчетного отдела, которым он руководил, Борис Нуралиев основал фирму "1С", директором которой остается и по сей день.

О Борисе Георгиевиче говорят, что он необыкновенно везучий человек - "...сумел создать такую компанию"; что он обладает даром предвидения и что все его начинания просто обречены на успех. Но это сейчас, когда эти самые начинания уже воплощены и видны результаты. На самом деле многие его проекты вызывали откровенное недоумение со стороны рынка.

Можно сказать, что Борис Нуралиев стал принимать нестандартные (по тому времени) решения с момента создания малого предприятия "1С" для продажи "коробочных" программных продуктов. Первым оказался "Lotus 1-2-3". Тогда этим не занимался никто. На таможне партию "диковинного товара" приняли за стиральный порошок и поэтому тщательно охраняли - порошок в те годы был в большом дефиците.

Следующим нестандартным ходом стало решение заняться дистрибуцией и построить сбытовую сеть. Тогда многие не понимали, зачем делиться прибылью с "какими-то партнерами".

Когда же "1С" уже в следующем 1992 г. выпустила на рынок собственный продукт "1С:Бухгалтерия" и начала распространять его по уже сформированной партнерской сети, многие опять пожимали плечами: "зачем что-то разрабатывать, когда можно делать деньги на том, что создали другие".

Не понимали Нуралиева и в 1995 г., когда создавалось первое на компьютерном рынке России франчайзинговое сообщество. Сейчас этот проект считается одним из самых успешных, но больше ни одной отечественной ИТ-компании до сих пор не удалось создать подобной структуры. В 1998-1999 гг., когда после кризиса многие компании не только сокращали персонал, но и просто закрывались, Нуралиев говорил о необходимости укрупнять внедренческие центры, ставить их работу на индустриальную основу, отдать партнерам "в разработку" отраслевые решения.

Внедренцы "1С" успешно пережили августовский кризис, и, по некоторым оценкам, объем бизнеса франчайзи по внедрению программ "1С:Предприятие" в 1998 г. составил около 100 млн. долл.

Конечно, удается заниматься не всем, чем хотелось бы, но, по мнению директора "1С", то, что компания уже делает, получается не хуже, а в некоторых случаях даже лучше, чем у других. По данным многочисленных опросов, компания "1С" со штатом 220 человек, опирающаяся исключительно на собственные силы, занимает первое место в софтверном секторе рынка ИТ на территории СНГ.

Ныне "1С:Бухгалтерия" признана самым продаваемым в СНГ программным продуктом (используется более чем в 400 тыс. организаций), и это можно назвать выдающимся достижением. А ведь помимо "1С: Бухгалтерии" у компании немало и других собственных разработок в области как делового ПО, так и обучающих и игровых программ.

Так, например, по оценкам ведущих западных издателей и прессы, "ИЛ-2 Штурмовик" - на сегодня лучшая игра в своем жанре, а гонки на тяжелых грузовиках "Дальнобойщики-2" в 2000 г. два месяца занимали место в первой десятке хитов в США.

По мнению Бориса Нуралиева, ему удалось найти "...два ключа, открывшие дверь к успеху: 1) индустриальный подход к разработке, тиражированию, продаже и поддержке программ; 2) соответствие программных продуктов и партнерской сети по их распространению".

И все же самым главным достижением компании, видимо, следует признать партнерскую сеть: по данным "1С", она включает более 2300 постоянных партнеров в более чем 400 городах бывшего СССР, часть из которых работает через дистрибьюторов. В сеть "1С:Франчайзинг" входят более 1700 предприятий, сертифицированных фирмой "1С". Кроме этого, созданы сети авторизированных учебных центров, центров сертификации и сервис-партнеров, а также магазинов "1С:Мультимедиа".

Практически все партнеры "1С" - независимые компании. Приказать им или заставить их что-то сделать, практически невозможно. Следовательно, они "держатся" за "1С" не из страха.

Главное, что привлекает партнеров, - приверженность компании принципам, заложенным еще 10 лет назад. Как убежден Борис Нуралиев, любой член "сообщества "1С" должен выполнять эти очень простые и понятные правила: 1) ориентироваться на удовлетворение реальных потребностей массового пользователя, 2) работать рентабельно, 3) быть надежным и выгодным партнером, честно относиться к партнерам, конечным пользователям, сотрудникам, 4) работать хорошо, делать и продавать продукцию лучше конкурентов, 5) опираться на собственные силы, 6) изучать чужой опыт, но думать своей головой.

Прошлый год для "1С" стал рекордным: объемы продаж более чем в 1,6 раза превысили показатели 1999 г. По оценке Бориса, такой рост обусловлен прежде всего продолжающимся улучшением экономической ситуации в стране и повышением роли реального сектора, на котором всегда и стремилась работать фирма "1С". Но конечно же, рекордные показатели - это результат и значительных усилий, и достаточно серьезных изменений, происходящих в "1С": расширяются направления работы, растет коллектив, началось построение типовой системы качества внедрения на основе единой стандартной методологии.

На вопрос об особенностях стиля руководства Борис Нуралиев отвечает коротко: "У нас все просто". А основными своими достижениями считает обеспечение высокой отдачи от каждого сотрудника в сочетании с очень низкой текучестью кадров и нормальной атмосферой на фирме, в партнерской сети и в отрасли в целом...

Вот только времени для семьи, детей (а их трое) и увлечений почти не остается.


Версия для печати (без изображений)