Компания: «Микроинформ»
Должность: генеральный директор
Возраст: 53 года
Образование: высшее, Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина; кандидат технических наук

Маэстро учебного бизнеса

После института Борис Фридман работал в НПО "Союзгазавтоматика" и ГИВЦ Миннефтегазстроя, занимался системами передачи данных. Как руководитель среднего звена он повседневно ощущал различные ограничения: "непосредственно деньгами не распоряжаюсь, ничего не решаю, людей ни взять, ни уволить не могу...". И в 1988 г. он с коллегами основал компанию "Микроинформ". Им хотелось стать самостоятельными людьми, умеющими зарабатывать деньги.

"Микроинформ" начинался как советско-венгерское совместное предприятие. В то время создание СП, как вспоминает Фридман, "было огромным прорывом".

"Микроинформ" - одна из первых негосударственных компьютерных фирм в СССР. Наверное, можно согласиться с ее генеральным директором, когда он называет свою компанию "самой древней", подчеркивая, что она сохранилась практически в своем первоначальном виде, "пройдя сквозь слоеный пирог различных структур, законов, правительств и чего угодно". Наверное, было бы проще закрываться и вновь открываться под иным именем, возникая где-то совсем в ином месте.

Три направления в бизнесе "Микроинформ" выделились сразу: аппаратное, программное и учебное. На компьютерах тогда зарабатывали довольно быстро. Но вот идея заполучить собственное здание в центре Москвы приходила тогда немногим. Сейчас дом "Микроинформ" на Малой Ордынке, хорошо отреставрированный и оригинально оформленный талантливыми художниками, известен многим. В этом большая заслуга Фридмана.

Он рассказывает, что самыми интересными для него были первые 5-6 лет работы в компании. Все было впервые, все менялось, а потом в какой-то мере стало повторяться. Первые 6 лет "знаменем" компании была разработка очередных версий текстового редактора "Лексикон". Ведь было же такое время, когда "первый российский коробочный продукт", разработанный в "Микроинформ" Евгением Веселовым, занимал 32% российского рынка, а разработка Microsoft - только 23%...

Программное и учебное направления поначалу были затратными. Деньги зарабатывали на аппаратных средствах, а затем и на строительстве сетей.

От разработок ПО отказались в 1996 г. - это было тяжелое, драматическое решение (до сих пор коробки со всеми версиями редактора "Лексикон" бережно хранятся в кабинете Фридмана). На сетевом направлении до 1998 г. удачно работал "Техцентр" компании, пока не назрела необходимость кардинально менять его структуру и направленность и двигаться в сторону серьезной системной интеграции. Но новое направление не сложилось.

А вот учебное набирало темпы. Сегодня "Микроинформ" - старейший и авторитетнейший учебный центр, главная цель которого (и в какой-то мере его миссия) - формирование здорового рынка ИТ-обучения.

Перемен в истории учебного центра, который возглавляет его бессменный директор Олег Литвин, было немало. Прежде всего они связаны с формированием отношения к обучению как к продукту, за пользование которым надо платить. Вспомним - в 1988 г. один учебный день обходился слушателю в 2-3 долл. Установление на российском рынке авторизованного обучения цен, в какой-то степени адекватных западным, - заслуга специалистов "Микроинформ". Руководители компании проповедуют идеологию независимости учебных центров. Ибо, с точки зрения Бориса Фридмана, учебные центры, остающиеся подразделениями крупных компаний или государственных образовательных учреждений и пользующиеся инфраструктурой последних, занижают цены и затрудняют развитие цивилизованного рынка обучения в России.

В "Микроинформ" популярен лозунг: "Правильный учебный центр - независимый учебный центр".

В последнее время учебный центр "Микроинформ" стремится привлекать больше крупных корпоративных заказчиков - при работе с такими клиентами можно четко планировать загрузку классов и преподавателей определенных курсов, да и доходы гарантированы. Примером можно считать выигранный в прошлом году тендер Министерства по налогам и сборам РФ. По этому контракту за короткий срок на курсах, организованных компанией "Микроинформ" в Нижегородской и Волгоградской областях, обучились 6800 специалистов.

В основе учебной деятельности "Микроинформ" лежит авторизованное обучение - обучение "от имени и по поручению" ведущих зарубежных компаний. "Микроинформ" - единственный в странах СНГ учебный центр 3Com, Compaq, Computer Associates, Cabletron, Lexmark и Seiko Epson, Avaya. В свое время одним из первых "Микроинформ" был авторизован Microsoft и Novell.

О своем главном достижении как руководителя Борис Фридман говорит так: "Мы существуем, к нам хорошо относятся. И пожалуй, ни с одним руководителем ИТ-индустрии у меня нет плохих отношений. А это определяется, по всей видимости, правильной позицией на рынке".

Согласитесь, что после почти 12 лет работы на российском рынке подобную фразу смогли бы произнести немногие.

Почти всю свою жизнь, с того момента как Борис Фридман начал зарабатывать первые деньги, он увлекался коллекционированием книг. С первых лет работы в "Микроинформ", особенно с началом реставрации здания компании, он стал тесно сотрудничать с московскими художниками. Все помнят замечательные календари "Микроинформ" с работами Юрия Аввакумова, Ильи Уткина, Александра Бродского, Леонида Тишкова, Сергея Шутова. Многие любители современного искусства до сих пор их хранят. Фридман с восхищением рассказывает о работе Юрия Аввакумова в здании "Микроинформ", знаменитой пространственной композиции из колес на лестнице.

Борис Фридман гордится своей дочерью, закончившей МГУ, получившей степень Ph.D. в США и сейчас работающей в исследовательском центре в Стэнфорде.


Версия для печати (без изображений)