Искать И-бизнес в Петербурге - занятие не из легких. Если строго подходить к трактовке термина "электронная коммерция", то ее в северной столице практически нет - совокупный оборот существующих И-магазинов слишком незначителен. В то же время Сеть активно используется петербургскими компаниями для ускорения работы и сокращения издержек.

Говорят, что география не имеет особого значения для электронной коммерции, и для успешного ведения бизнеса совершенно не важно, в какой из двух столиц будет расположена фирма, торгующая в Сети.

Звучит красиво, но на самом деле это миф. При сравнении И-бизнеса в Петербурге и Москве отчетливо видно, что какие-то 650 км, разделяющие две столицы, имеют решающее значение. Во многих сферах бизнеса северная столица не сильно отстает от Первопрестольной, в некоторых - идет впереди. Но в сфере И-торговли между ними пропасть. К примеру, в России около 10 относительно крупных Интернет-магазинов, торгующих книгами, компакт-дисками, фильмами и ПО (товарами, на которые приходится большая часть торговли в сети). Из них только два расположены в Петербурге. Вернее, были расположены.

Магазин уехал

Один из лидеров И-торговли России - магазин "оЗон" - изменил свою прописку. В конце февраля столичная компания Ru-Net Holding, которая около года назад приобрела фирму "оЗон", объявила о переводе ее офиса в Москву. Команда, которая создавала "оЗон", перебираться в столицу не будет.

Для бывших сотрудников так и осталось загадкой, зачем перестраивать бизнес, который успешно развивается. Если в декабре 1999 г. оборот "оЗона" составлял 60 тыс. долл., то через год он достиг уже 250 тыс. долл. Вероятно, новые собственники рассчитывают, что в Москве темпы роста будут еще больше, хотя москвичи и раньше без каких-либо проблем могли приобретать товары в "оЗоне". Значит, местоположение И-магазина все-таки имеет значение.

На берегах Невы остался владелец магазина books.ru, но этот магазин нельзя отнести к числу крупнейших торговых точек Рунета.

Не хватает только денег

В Петербурге есть все для развития электронной коммерции. Оптоволоконный кабель (магистральный канал), соединяющий Москву с Европой, проходит через северную столицу. Если это и не преимущество, то, во всяком случае, свидетельствует о равных возможностях. Интеллектуальные ресурсы в Петербурге также вполне достаточны. Единственное, чего не хватает Петербургу для достижения сравнимых со столицей объемов И-торговли, так это московских денег.

Электронная коммерция - новая, а значит, достаточно рискованная сфера бизнеса. В северной столице хватает сфер приложения капитала в тех областях, в которых отечественный бизнес уже освоился. А в Москве произошло насыщение. Столичные бизнесмены по-прежнему неохотно вкладывают деньги в проекты в других городах России, поэтому осваивают такие новые сферы, как И-бизнес.

"Денег в Петербурге, да и в российских регионах хватает для того, чтобы создать И-магазин. Но когда для его развития требуется совсем другой масштаб инвестиций, проект продается московским компаниям", - сетует Сергей Бережной, бывший директор по развитию компании "оЗон".

По словам менеджера центра ИТ "Мёбиус" Ильи Грилисеса, электронной коммерции в Петербурге нет и не будет до тех пор, пока не появится система безналичных платежей при продаже товаров физическим лицам. "Нужно, чтобы значительная часть населения держала деньги на счетах в банках. Пока мы к этому не придем, говорить о перспективах И-бизнеса в Петербурге не имеет смысла, - убежден Грилисес. - Поэтому наш центр занимается разработками для зарубежных И-магазинов".

В Москве значительно больше, чем в Петербурге, не только владельцев пластиковых карточек, но и физических лиц, имеющих доступ в Интернет. Как в абсолютных, так и в относительных величинах. Это еще одна причина громадного отставания Петербурга от Москвы в области электронной коммерции.

Расширение трактовки

Впрочем, если быть совсем принципиальными, то электронной коммерции ни в Петербурге, но и вообще ни в одной стране нет. Существуют розничные магазины, которые не только ликвидировали и прилавки, разделяющие покупателя и товар, и сами торговые залы. Но эти магазины имеют склады, различные вспомогательные службы, и большая часть бизнес-процессов проходит в оффлайновом режиме. Инвестиции в back office значительно больше, чем в создание, поддержку и наполнение Web-узла.

Но и торговля без торгового зала не является чем-то сверхновым. Продажа товаров по каталогам существует не один десяток лет. По мнению Сергея Бережного, И-магазин построен на тех же принципах, только каталог очень большой, и его можно бесконечно расширять.

"Электронной коммерции вообще не существует. То, что под ней подразумевается, - обычные коммерческие предприятия, которые активнее других используют Интернет-технологии, помогающие им развивать бизнес в новых направлениях, успешнее решать некоторые проблемы. Тот же "оЗон" - просто крупный книжный магазин. Большая часть вложений в него шла не на создание и поддержку сайта, а в логистику (склад, доставка и т. п.). Если же расширить трактовку термина "электронная коммерция", то она в Петербурге есть и динамично развивается", - полагает Юрий Степанов, генеральный директор компании "Петерлинк Web".

Настоящий B2C

По словам Юрия Степанова, в северной столице наберется с десяток И-магазинов (т. е. торговых точек с виртуальным торговым залом, продающих товары только через Интернет).

"оЗон" - это известный, хорошо раскрученный И-магазин. О нем все говорят. Но кроме него в Петербурге немало других виртуальных торговых точек, о которых мало кто знает. Например, туристический портал GoRussia.net. Совсем новая компания "Институт новых ИТ" (владелец сайта) продает туристические путевки и авиабилеты только через Интернет.

Екатерина Яковлева, менеджер по рекламе и PR компании "Интернетмедиа Холдинг", считает, что таких торговых точек в Петербурге несколько десятков. Они продают, к примеру, мороженое, кофе. Но, скорее всего, почти все эти магазины нерентабельны. Бум создания Интернет-магазинов года два назад начался. Сейчас он закончился, но небольшие магазинчики в Сети остались.

Компании "Интернетмедиа Холдинг" принадлежит достаточно крупный И-магазин boomerang.ru. Однако не напрямую, а через дочернюю московскую фирму. Поэтому его правильнее считать московским.

"Разработка сайта осуществлялась в Петербурге, а back office находится в Москве, потому что там больше пользователей Интернета. Наполнение сайта также происходит в столице", - пояснила Екатерина Яковлева.

Отделы заказов через Интернет

К электронной коммерции можно отнести также прием заказов через Интернет в обычных магазинах. Объем такого "И-бизнеса" в Петербурге значительно больше, чем оборот "настоящих" И-магазинов, и исчисляется, вероятно, десятками миллионов долларов. Сетевая торговля в традиционных оффлайновых магазинах бурно развивается и имеет предпосылки для дальнейшего роста.

Естественно, пионером в этой сфере стала компьютерная розница.

Объем продаж товаров

через Интернет петербургскими компаниями никто не знает. Скорее всего, рассчитать его вообще невозможно, потому что нельзя провести четкую границу между обычной торговлей и электронной. Часто покупателю все-таки приходится посещать реальные торговые точки, а Интернет позволяет лишь разгрузить торговый персонал. Получается, что продажа в Интернете происходит только наполовину. Или на четверть. Иногда это даже сложно определить.

Падение NASDAQ

Мода на создание И-магазинов прошла. Массовое воодушевление сменилось разочарованием и скептицизмом. Теперь нередко можно услышать фразу: "Не понимаю, как эта электронная коммерция вообще существует. Она же не приносит никакой прибыли".

"Все началось года 2-3 назад, когда в прессе стали часто появляться адреса сайтов. Создалась критическая масса компаний, которые имели свое представительство в Интернете. Остальные также ринулись открывать собственные сайты. Часто только потому, что они есть у конкурентов. Затраты на их создание минимизировались. В результате вроде бы деньги вложили, а результата нет". Это мнение директора департамента Интернет-решений компании "РосБизнесКонсалтинг СПб" Игоря Алексеева.

Петербург не остался в стороне от общемировых процессов в сфере электронной торговли. "До резкого падения индекса NASDAQ в середине прошлого года еще можно было рассчитывать на западные инвестиции в Интернет-проекты. Сейчас отношение к ним иностранных инвесторов стало очень прохладным", - утверждает Сергей Бережной.

"За наступлением разочарования идет закрытие Интернет-ресурсов. И не только петербургских. У некоторых просто не хватает терпения дождаться окупаемости проекта, поскольку они не рассчитывали, что инвестиции в электронную коммерцию окажутся долгосрочными", - констатирует Денис Панин, директор portal.spb.ru ООО "Портал".

Слишком виртуальный бизнес

По мнению специалистов, помимо объективных причин, обусловивших задержку развития электронной коммерции в Петербурге (да и в России в целом), есть и субъективные. Просчеты менеджеров, их неопытность привели к краху многих проектов, которые могли бы окупиться.

"Проблема в организации бизнеса, а не в слове Интернет", - убежден Юрий Степанов.

"Пересечение Интернета и реального бизнеса не всегда получается удачным", - считает Денис Панин.

Добиться согласования наличия товара на складе и на сервере - нелегкая задача. Если посетитель сайта заказал товар, но получить его из-за отсутствия такового у продавца не смог, это сильно подрывает доверие к И-магазину.

Нестыковки случаются даже у компаний-лидеров: однажды сотрудник одной из И-компаний в свой день рождения остался без подарков, которые ему готовили коллеги, из-за сбоя в системе доставки.

"Частые ошибки при осуществлении проектов объясняются тем, что электронная коммерция - это новая сфера бизнеса. Правила здесь еще не определены. Пока все в начальной стадии. Почти никто не занимается интеграцией бизнеса и Интернет-решений. Сам Web-дизайн должен быть лишь вершиной айсберга. Основное при организации электронной коммерции - это анализ бизнес-процессов и консалтинг", - говорит Игорь Алексеев.

Выгоды перевешивают

При правильной организации дела успех вполне вероятен. Это подтверждают те петербургские проекты, которые уже стали окупаемыми или могут таковыми стать в ближайшие годы. Вложения создателей И-магазина "оЗон" уже обернулись прибылью. Правда, только для учредителей и то благодаря продаже магазина. А покупатель вряд ли вернет вложенные в покупку и развитие деньги в ближайший год. Однако все равно "оЗон" оказался рентабельным. На быструю отдачу денег никто и не рассчитывал.

Books.ru специалисты также относят к успешным проектам. Кроме того, многие традиционные розничные магазины удовлетворены тем, как идет торговля в Сети, которая лишь дополняет оффлайновые продажи: пусть объемы небольшие, но затраты на выход отдела в Интернет еще меньше.

Но очень часто выгодность электронной коммерции сложно оценить. Ведь наличие сайта, на котором можно не только получить какую-либо информацию о фирме, но и приобрести предлагаемые ею товары, работает на имидж компании. Это своеобразная реклама. Если она работает, то дополнительные доходы могут намного превышать затраты, хотя прямая прибыль от электронной коммерции не покрывает прямые издержки.

И на петербургском баннере можно прожить

В Петербурге реализовано множество информационных проектов в Сети, многие из которых являются не просто представительством компании, а дают владельцам некоторый доход за счет продажи баннерной рекламы и платного доступа к информации.

Считается, что в Петербурге очень мало компаний, готовых платить за размещение своего баннера даже на хорошо раскрученном сайте. Поэтому некоторые петербургские информационные проекты живут за счет московских рекламодателей. Например, "Петерлинк Web", чье подразделение выполняет функцию рекламного агентства, набирает рекламу для своих клиентов в Москве. Бывший петербургский сайт anekdotov.net (владелец переехал в украинский город Сумы) также живет за счет столичных рекламодателей.

О размере петербургского рынка баннерной рекламы говорит и то, что в северной столице пока нет ни одного специализированного рекламного агентства, в то время как в Москве их не менее 10.

Этот рынок невелик, но, по оценкам всех опрошенных специалистов, растет. Некоторые проекты уже могут окупаться исключительно за счет местной баннерной рекламы. Например, издержки на содержание сайта comnews.ru "Северо-Западной Медиа-Группы" покрываются исключительно за счет петербургских рекламодателей. При этом он успешно выполняет свою основную функцию - создание позитивного имиджа компании в регионе.

"Петербургский рынок баннерной рекламы очень маленький, но он быстро растет. Сейчас в Петербурге группой москвичей уже создается специализированное рекламное агентство наподобие столичных", - сообщил менеджер проектов "Северо-Западной Медиа-Группы" Борис Федоров.

Другое дело B2B

Совсем другие масштабы в секторе B2B. Только одна крупная оптовая компания, имеющая систему приема заказов через Интернет, может перекрыть обороты всей петербургской розничной И-торговли. По нашим сведениям, почти все оптовики в городе в той или иной степени используют Интернет в своем бизнесе.

Даже масложировой комбинат (МЖК), менеджмент которого в Петербурге считается консервативным, и тот завел свой сайт. Пусть здесь в разделе "История компании" почему-то появляется рассказ о замечательном растительном масле, которое производит комбинат, но такие казусы оптовые покупатели могут простить. Ведь продукция МЖК пользуется спросом, а на сайте с некоторыми усилиями, но все же можно узнать и цены и сделать заказ.

Меньше, но крупнее

"Динамика очень хорошая. Еще в прошлом году наметился подъем. Наш программный продукт, позволяющий наладить торговлю в Сети, стал чаще использоваться именно для электронной коммерции в сфере B2B. Появилось много новых проектов. Неплохо организовал продажи своей продукции в Сети Ленинградский фарфоровый завод. Компания "Петерлада" создала эффективную систему взаимодействия с дилерами в онлайновом режиме и сейчас работает над проектом, который позволит продавать через Сеть автомобили физическим лицам. В интеграции Сетевой розничной и оптовой торговли - будущее электронной коммерции Петербурга", - считает Юрий Степанов.

Разочарование в эффективности электронной коммерции привело к тому, что проектов стало меньше, чем во время бума 2-3-летней давности. Но теперь они более продуманные и масштабные.

Компания "РосБизнесКонсалтинг СПб" выполняет заказ двух крупных петербургских компаний (их названия пока не раскрываются) на создание И-магазинов, один из которых рассчитан на конечных покупателей, а другой - на оптовых. На предварительном этапе инвестиции составляют десятки тысяч долларов. Это уже не 500 долл., которые платили любителям за создание сайта два года назад.

Компания "Портал" недавно купила Сетевой супермаркет pokupka.spb.ru. Планируются инвестиции в его раскрутку и совершенствование. "Мы сознаем, что это долгосрочные вложения. На быструю отдачу не рассчитываем. В ближайшем будущем подобных проектов станет больше, что связано с общим экономическим подъемом", - уверяет Денис Панин.


Версия для печати (без изображений)