В среду, 23 мая, Джеймс Вандерслайс, президент Dell Computer, объявил, что компания начинает полномасштабную ценовую войну с целью увеличения своей доли рынка ПК.

По его словам, вследствие снижения спроса цены на компьютерные комплектующие в последнее время падают примерно на 1% в неделю. При этом Dell и ее система прямых продаж оказались в наиболее выгодном положении. Вандерслайс сообщил, что компания может транслировать своим клиентам снижение цен в течение трех дней, а конкурентам Dell на то же самое потребуется не менее 60 дней. Это под силу именно Dell, потому что компания практически не держит на складах готовую продукцию.

Вандерслайс заявил, что у Dell есть почти 8 млрд. долл. наличными деньгами, которые он хотел бы использовать для "стратегических приобретений".

Ранее руководители Dell обычно высказывались против покупки других фирм, объясняя такую позицию тем, что, как правило, слияния не приносят ожидаемых результатов.

Сейчас же Вандерслайс признает, что Dell будет присматриваться к некоторым фирмам с целью их возможной покупки; речь может идти даже о таких фирмах, которые не придерживаются модели прямых продаж.

На сегодняшний день Dell очень уверенно чувствует себя на рынке. "Нам необходимо расти, не ограничиваясь моделью прямых продаж", - подчеркнул он.

В ходе брифинга в офисе компании Вандерслайс отметил, что Dell, уже будучи изготовителем компьютеров № 1, теперь намерена воспользоваться снижением цен на рынке комплектующих, связанным с замедлением темпов экономического развития в США, для того чтобы расширить свое присутствие на рынке ПК, а может быть, и вытеснить некоторых конкурентов.

"Это не ценовая война, это война стоимости, - утверждает он. - Никто не может сказать, чем закончится такое противостояние. Но когда появляется подобная возможность захвата рынка, то это шанс всей жизни".

Руководители Dell рассказали журналистам о том, что в планах компании - выход на лидирующие позиции на рынках серверов и систем хранения данных.

Традиционно ведущим изготовителем серверов в мире считается Compaq, однако в мае Dell заявила, что теперь по количеству проданных серверов на рынке США лидерство принадлежит ей.

Compaq, в свою очередь, также готовится к вступлению в ценовую войну с Dell. Высшие руководители компании, в том числе главный управляющий Майкл Капеллас, отмечают, что, как только Compaq избавится от старых складских запасов, она сразу же пойдет в наступление на Dell.

По словам работающих с компанией реселлеров, сотрудники Compaq им уже сообщили, что предложат дистрибьюторам цены, равные ценам Dell или даже ниже.

В Gateway приветствовали войну, объявленную Dell, обещаниями побить цены конкурента. Главный управляющий фирмы Тед Уэйтт заметил, что у его фирмы большой опыт ведения ценовых войн. "А проще говоря, мы просто любим это", - добавил он.

С конца мая американские покупатели могут приобрести компьютеры Gateway примерно на 1 долл. дешевле рекламируемой цены аналогичных моделей конкурентов - Dell, Compaq, Hewlett-Packard, IBM, Sony и Toshiba. Достаточно принести в магазин рекламное объявление с ценами конкурента. Возможно, эта акция будет распространена и за пределами США.

Уэйтт надеется, что акция привлечет покупателей к продукции Gateway. "Мы считаем, что сможем отобрать часть покупателей у конкурентов", - отметил он. Негативное влияние снижения цен на прибыль в фирме собираются компенсировать увеличением объема продаж.

По прогнозу руководителей Gateway, эта акция не ухудшит финансовых результатов II квартала.

По мнению аналитиков, акция, предпринятая Gateway, может заставить и других поставщиков ПК на массовый рынок, в частности Hewlett-Packard, пойти на аналогичные меры. Правда, представитель Hewlett-Packard заявил, что компания пока не намерена ввязываться в ценовую войну.

Корпорация IBM, как заявил недавно на встрече с финансовыми аналитиками председатель правления Луис Герстнер, не намерена вступать в ценовую войну на рынке ПК. "Вести ценовые войны в бизнесе, связанном с товарами массового спроса, - просто бессмыслица. Вы хотите, чтобы мы рапортовали об увеличении оборота в ущерб прибыли и денежной наличности?" - задает он риторический вопрос.

Цель компании, как убеждены ее руководители, - поддерживать бизнес ПК, который помогает IBM продавать свои серверы высокого уровня, ПО и прибыльные услуги.

Тем временем масла в огонь ценовой войны на рынке ПК подлила Intel. В мае компания резко снизила цены своих 32-разрядных процессоров (уже в четвертый раз за этот год): Celeron - на 38%, Pentium III - на 20%. Причем это случилось точно через месяц после снижения более чем наполовину цен на Pentium 4.

Однако реселлеры не хотят принимать участия в этих играх. "Я не собираюсь выигрывать за счет цены. Для нас важнее реноме фирмы, - утверждает Айра Герсфелд, президент Computer Resource Technology. - Очевидно, нам придется выдерживать конкуренцию цен, но мы не позволим диктовать, как нам вести свой бизнес". Он полагает, что Dell и Gateway совершают большую ошибку, участвуя в ценовой войне.

Стив Реймунд, председатель правления и главный управляющий компании Tech Data, говорит, что дистрибьютор не будет принимать непосредственного участия в ценовой конкуренции.

"Наш метод назначения цены - издержки плюс фиксированная прибыль, - объясняет он. - Если сегодня цена приобретаемого нами товара составляет 100 долл., то мы продаем его за 100 долл. плюс наша надбавка. Если завтра входная цена опустится до 90 долл., все равно надбавка останется стандартной".

"Такое впечатление, что каждый поставщик ПК собирается вступить в войну цен. Dell объявила о наступлении, Gateway пошла еще дальше. Я не удивлюсь, если подобные заявления сделают и другие компании", - сказал Реймунд.

Однако, по мнению Джеффа Хауэллза, финансового директора Tech Data, снижение среднего уровня цен потребует увеличения количества продаваемых ПК, чтобы достигнуть требуемых вендором объемов и заработать скидки. Сделать это в условиях ценовой войны крайне сложно.

И хотя в соответствии с прогнозами снижение оборота Tech Data будет продолжаться, в частности в текущем квартале на 14-18% по сравнению с тем же кварталом прошлого года, Реймунд убежден, что надежда остается. По оценке партнеров Tech Data, число обращений клиентов растет, однако увеличения реального спроса пока не наблюдается.

"Это внушает некоторый оптимизм в отношении второй половины года. Нет никаких гарантий, что обращения воплотятся в реальные заказы, но, по крайней мере, ощутимо движение, которого не было еще пару месяцев назад", - подчеркнул Реймунд.

По материалам CRN и информационных агентств


Версия для печати (без изображений)