Что предлагает рынок сетевого оборудования малому бизнесу

Роль малого бизнеса в современном мире растет. В странах Европейского сообщества небольшие фирмы составляют более 90% общего числа предприятий. Что касается России, то уровень развития малого предпринимательства, измеряемый по принятым в развитых странах показателям, явно недостаточен. Так, доля малых предприятий в стране составляет около 29%, а занято в малом бизнесе не более 10% общего числа работающих. Для сравнения, в европейских странах этот показатель достигает 65%.

Чтобы глубоко проанализировать ситуацию на рынке сетевого оборудования для малого бизнеса, необходимы серьезные исследования и статистические данные. К сожалению, в России достоверная информация по структуре и объемам продаж такого оборудования, его распределению по сегментам рынка и регионам отсутствует. Большинство системных интеграторов и дистрибьюторов отказываются предоставлять сведения о статистике продаж. Официальные статистические показатели, получаемые на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющихся методик расчета, не всегда соответствуют действительности.

Для начала определим, что следует понимать под термином «малое предприятие». Универсального определения не существует. Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» были установлены критерии, на основании которых предприятие можно отнести к категории «малых». Это прежде всего количество работников, принадлежность к определенной отрасли хозяйства, а также финансовые показатели.

Список начинается с небольших организаций, штат которых насчитывает всего один-два десятка сотрудников, из которых за ПК обычно работают единицы. Как правило, это мелкие торговые агентства, юридические консультации, ремонтные конторы, страховые общества.

К «малым» относятся и более крупные организации. В них локальная сеть обычно состоит из выделенных серверов, кабельной системы на основе витой пары, концентраторов и коммутаторов. В соответствии с задачами, решаемыми на предприятии, может быть организовано несколько виртуальных сетей, разделение трафика между которыми осуществляется с помощью маршрутизаторов.

Таким образом, к категории сетевого оборудования для малого бизнеса можно отнести концентраторы и коммутаторы для локальных сетей, маршрутизаторы класса SOHO, модемы, предназначенные как для конечных пользователей, так и для объединения отдельных офисов.

Малые предприятия проявляют повышенный интерес к высокопроизводительному, но недорогому и простому в эксплуатации сетевому оборудованию. По некоторым данным, средние затраты небольшого предприятия на закупку сетевого оборудования составляют от 2 до 3,5 тыс. долл. В эту сумму входит приобретение маршрутизатора (от 800 до 1000 долл.), коммутатора для организации ЛВС (около 600 долл.) и прокладка кабельной системы (1,5–2 тыс. долл.). Верхней границы не существует — все зависит от уровня аппаратных средств на столах у пользователей, ПО и ежемесячного трафика при работе с Интернетом.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются концентраторы Ethernet и Fast Ethernet, а также коммутаторы начального уровня. Технология Fast Ethernet занимает в нашей стране прочные позиции, все больше заказчиков присматриваются к Gigabit Ethernet.

Но сети Ethernet не свободны от недостатков. Главный из них порожден самим принципом построения таких сетей, основанным на методе коллективного доступа с опознаванием несущей и обнаружением коллизий

(CSMA/CD). Так, сеть, построенная на основе концентратора и объединяющая несколько десятков пользователей, может оказаться «недееспособной» в том смысле, что скорость передачи данных будет неприемлемо низкой, а некоторым клиентам вообще будет отказано в доступе к сетевым ресурсам. Это происходит вследствие роста числа коллизий и увеличения времени ожидания доступа.

Производительность сети характеризует так называемый коэффициент использования, отражающий ее загруженность. Известно, что работа в сетях Ethernet может быть эффективной, если коэффициент загруженности не превышает 40%. Повысить производительность ЛВС, построенной по данной технологии, можно с помощью коммутаторов.

В отличие от концентраторов, коммутаторы — более «интеллектуальные» устройства, способные анализировать адрес назначения кадра и передавать его не всем станциям сети, а только адресату.

Существует две группы коммутаторов — управляемые (они более дорогие) и неуправляемые. Управляемые предназначены для использования в сетях средних фирм. Дополнительные модули связи делают эти коммутаторы полезными и для тех предприятий, где локальные сети разнесены на большое расстояние.

Для малых предприятий предпочтительны неуправляемые коммутаторы. Они обеспечивают высокую скорость передачи данных, а построенную сеть не потребуется реконфигурировать при добавлении новых приложений.

Традиционные покупатели маршрутизаторов — сервис-провайдеры и крупные компании. Но сейчас эти устройства начинают проникать и на рынок SOHO, где появился спрос на системы, совместимые со стандартами Fast Ethernet, Gigabit Ethernet и ATM.

В последние годы рост объемов передаваемой информации привел к дефициту пропускной способности каналов доступа к существующим сетям. Если на корпоративном уровне эта проблема частично решается путем аренды высокоскоростных каналов передачи, то в секторе малого бизнеса она остается открытой.

На сегодня основной способ подключения удаленных пользователей к корпоративным сетям и Интернету — доступ по телефонным линиям. Этого пока хватает для доступа в Интернет, однако насыщение страниц графической и видеоинформацией, большие объемы электронной почты и документов в ближайшее время снова поставят вопрос о дальнейшем увеличении пропускной способности.

Наиболее перспективна технология xDSL, позволяющая местным телефонным компаниям обеспечивать высокоскоростную передачу данных и голоса по стандартным телефонным линиям.

Самым большим недостатком этой технологии является то, что пользователь должен находиться на расстоянии пары миль от коммутационного оборудования ближайшей телекоммуникационной компании.

Широкое распространение технология xDSL в России пока не получила, что сдерживается прежде всего ее высокой стоимостью. Цена оборудования — от 2 до 3 тыс. долл. за комплект, куда входят станция и абонентская часть, плюс цена за подключение и стоимость выделенного канала.


Версия для печати (без изображений)