Несмотря на спад в экономике и плохие новости от изготовителей, в ближайшие годы можно ожидать существенного роста сетевого рынка.

Аналитики полагают, что стимулировать рост будут новые технологии и стремление заказчиков к повышению производительности. Однако произойдет это лишь после того, как закончится общий спад деловой активности.

По прогнозам компании Gartner Dataquest, рынок сетевого оборудования в период с 1999 по 2004 гг. будет расти со средней скоростью 8,2% в год. В текущем году объем продаж должен достигнуть 40,6 млрд. долл. (в прошлом году он составил 37 млрд. долл.), а в 2004 г. продажи должны выйти на уровень 50,8 млрд. долл.

Более того, как уверяют реселлеры, годовой прирост продаж таких технологий, как беспроводные ЛВС и IP-телефония, будет исчисляться десятками процентов. Из других видов технологий и услуг развиваться будут лишь те, которые обеспечат пользователям максимальную отдачу от вложенных денег.

По мнению компании Infonetics Research, в числе этих направлений - широкополосный доступ, виртуальные частные сети, средства и услуги по защите информации и некоторые другие.

"Хотя на сетевом рынке произошли значительные перемены, включая крах Интернет-компаний и операторов, предоставляющих услуги альтернативной связи, сетевые услуги, для предоставления которых служат все эти технологии, остаются нужными конечным пользователям, - считает аналитик компании Infonetics Research Джефф Уилсон. - Более чем когда-либо сети способствуют успеху организаций всех типов и масштабов".

По прогнозам Уилсона, к 2005 г. около половины всех малых предприятий будут использовать виртуальные частные сети с удаленным доступом, 57% компаний среднего размера получат доступ к Интернету по абонентским цифровым линиям, а 84% крупных компаний будут иметь виртуальные частные сети.

Тем не менее многие реселлеры полагают, что 2001 г. будет нелегким. По результатам исследования, проведенного CRN, мелкие и средние реселлеры не ожидают устойчивого улучшения в технологическом секторе ранее IV квартала. Это исследование, проведенное в I квартале, показало, что продажи оборудования и программного обеспечения мелкими и средними реселлерами в секторе среднего и малого бизнеса были на хорошем уровне, несмотря на спад продаж через Интернет. Однако уже на II квартал их прогнозы были значительно ниже.

Тем временем реселлеры подумывают о том, как изменить стратегию продаж, и с некоторой опаской смотрят в будущее.

"Должен признаться, я обеспокоен", - сказал президент реселлерской компании Kent Datacomm Марк Зерб. Хотя запланированные проекты и не отменяются, все же крупные корпоративные клиенты вынуждены откладывать выполнение намеченных работ, а некоторые большие проекты приходится разбивать на более мелкие.

Однако, по словам Зерба, компания Kent Datacomm развивается "темпами гораздо выше среднего". И только благодаря новым технологиям. "Никто не занимается тем, что просто подтягивает свои сети до следующего уровня, - пояснил он. - Мы видим огромный рост интереса к беспроводным системам и технологиям VoIP ("речь поверх IP")".

Тем не менее Зерб полагает, что лишь года через два сетевой рынок сможет вернуться к темпам роста, зафиксированным до начала спада в экономике. "Несмотря на стремительный рост, эти новые сегменты рынка пока очень малы, - считает он. - Разве могут хорошие продажи средств VoIP компенсировать замедление на рынке средств коммутации уровня 3? Думаю, что нет".

Kent Datacomm намерена устоять в период экономического спада, концентрируясь на новых технологиях.

"За последние полтора года мы превратились из компании широкого профиля в специализированную организацию, владеющую несколькими новыми технологиями. И это дает результаты, - сообщил Зерб. - Несмотря на замедление экономики, мы не перестаем развиваться".

Даг Уэст, вице-президент компании MSI Systems Integrators, сказал, что и его заказчики вынуждены откладывать выполнение намеченных проектов.

"Компании приостанавливают даже простую модернизацию", - посетовал он.

По его словам, стратегия продаж компании MSI основывается на оценке окупаемости инвестиций. "Заказчики соглашаются на проект лишь в том случае, если они видят, что смогут быстро вернуть вложенные деньги, - пояснил Уэст. - В прежние годы наши заказчики считали модернизацию стратегическим вложением средств. Но сегодня с деньгами сложно, поэтому нам приходится указывать заказчикам срок окупаемости инвестиций, причем он должен быть коротким. Если средства окупятся не раньше чем через три года, то сегодня заказчик на такой проект не пойдет. Результаты им нужны через 12-15 месяцев".

В настоящее время MSI наиболее активно работает в области обеспечения безопасности и виртуальных частных сетей. Проявляют клиенты интерес и к беспроводным ЛВС, особенно к средствам беспроводного доступа через виртуальные частные сети.

Джон Фрер, президент компании N2N Solutions, не скрывает, что озабочен состоянием экономики страны, но его компания пока не ощутила влияния экономического спада.

В N2N уже оценили преимущества специализации в ключевых технологических областях, в частности здесь видят быстрый рост IP-телефонии. Клиенты, которые в прошлом году начали пилотные проекты в этой области, в текущем году приступают к масштабным решениям с использованием IP-телефонии. Фрер считает, что в этом году большой спрос будет и на виртуальные частные сети.

Боб Нортон, вице-президент компании Select, говорит, что в работе с клиентами его компания ориентируется на такие показатели, как срок окупаемости и полную стоимость владения, а также на применение новых технологий.

"Наши прогнозы не совсем оправдались, но у нас все еще очень много работы, - сказал Нортон. - Однако то, что мы сегодня наблюдаем на рынке, вызывает тревогу".

Нортон считает, что средства защиты и системы хранения данных по-прежнему пользуются хорошим спросом, а такие направления, как беспроводная связь и IP-телефония, имеют просто блестящие перспективы.

И все же Select действует очень осторожно. "Прежде ради экономии времени мы могли закупить оборудование для клиента, который еще не оформил на него заказ. Но сегодня мы едва ли можем позволить себе это, - говорит Нортон. - Мы знаем, что из-за отказа заказчиков от реализации намеченных проектов у многих наших конкурентов на складах остались большие запасы оборудования".

Несмотря на такую осторожность, Нортон сохраняет оптимизм. "Сейчас мы намерены воспользоваться падением рынка, - заявил он. - Мы уже работали на падающем рынке и знаем, что делать".


Версия для печати (без изображений)