Глеб Мишин, генеральный менеджер Lenovo в России, странах СНГ и Восточной Европы, так прокомментировал свой выбор лучших управляющих российских ИТ-компаний, в число которых вошел и Михаил Иващенко: «Я голосовал за многих уважаемых людей, которые по праву должны быть отмечены и на которых стоит равняться всем остальным».

И с такой оценкой успехов руководителя розничной сети из Санкт-Петербурга согласны многие эксперты: недаром Михаил Иващенко становится по­бедителем рейтинга CRN/RE третий раз подряд.

В 2008 г. эксперты проекта отмечали лидерские качества кандидата, его деловую интуицию, а также личный вклад в развитие компании, которой он руководит. Именно благодаря этим качествам Михаил ­Иващенко смог тогда занять ­высокое место в ряду победителей. Спустя два года он стал безусловным лидером в номи­нации «Репутация на рынке». Сам факт, что человек завоевал первое место в этой номи­нации в столь сложное время, когда некоторые крупные и уважаемые игроки ИТ-рынка не смогли сохранить доверие партнеров по бизнесу, говорит о многом. Сам Михаил Иващенко очень дорожит этим признанием. О том, насколько важно (и для компании, и для ее руководителя) сохранять и поддерживать деловую репутацию, он рассказывает в своем мини-интервью нашему изданию. В этом году Михаил Иващенко вновь стал одним из пяти лучших руководителей российских ИТ-компаний по критерию ­«Репутация на рынке». А кроме этого наши эксперты отдают должное его деловой интуиции: он вошел в десятку в одноименной категории.

Михаил Иващенко отвечает на вопросы CRN/RE.

CRN/RE: Основные факторы, влияющие на рынок сегодня, — неопределенность в макроэкономике плюс появление и развитие технологий (те же «облака»), которые кардинально меняют «пейзаж» отрасли. Как вы оцениваете сегодняшнюю обстановку на ИТ-рынке?

Михаил Иващенко: Мы работа­ем на рынке цифрового ретейла 20 лет, и за это время обстанов­ка неоднократно и радикально изменялась. Сегодня роль макроэкономических факторов в развитии цифрового рынка резко возросла. На него больше, чем когда-либо, влияют цены на нефть, состояние национальных экономик, устойчивость долговых пирамид и мировых валют. В условиях нестабильной мировой экономики заниматься долгосрочным прогнозированием крайне сложно. Все это заставляет быть эффективными на всех уровнях. Российский бизнес только начинает рабо­тать над собственной эффективностью. Работать с оборачиваемостью, запасами, ассортиментом — в эпоху сверхприбылей это казалось таким мелким. А когда это время закончилось, оказалось, что получаемые прибыли уже не покрыва­ют неэф­фективность и риски. Формула «прибыль покроет ­риски» из 90-х сегодня уже не работает.

В нестабильных условиях ­выживет тот, кто каждодневно занимается собственной эф­фективностью во всех бизнес-процессах — от инвестиций до персонала, на всех уровнях — от руководителей до консультантов в торговых залах.

Еще один фактор, который определяет лицо рынка сегодня, — это изменившееся поведение потребителей. Если раньше они в первую очередь ори­ентировались на технические характеристики продукта, то ­сегодня делают выбор на основе других критериев. Потреби­теля интересует не то, какой процессор в ноутбуке, а потянет ли он последнего «Диабло 3». Соответственно при выборе на первый план выходят способность устройства удовлетворить конкретную потребность, а так­же дизайн и мода.

CRN/RE: Какие вызовы стоят перед вашей компанией сегодня?

М. И.: Такие же, как и перед остальными игроками цифрово­го рынка: жесткая макроэкономическая среда и растущая ­конкуренция. На рынке цифрового ретейла постоянно появля­ются новые игроки и, несмотря на то, что нам уже 20 лет, мы не можем позволить себе расслабиться.

CRN/RE: Какие качества необходимы руководителю, чтобы компания отвечала этим вызовам и была эффективной?

М. И.: Очень важным качест­вом в этих условиях я считаю готовность к переменам. Особенно это важно для цифрового рынка — здесь постоянно воз­никают новые тренды, а скорость развития цифровой индустрии стала уже сверхзвуковой. Плюс постоянные изменения в мировой экономике. Хорошая реакция и отсутствие страха ­перед переменами — вот клю­чевые качества. Нужно быть ­готовым как к росту каких-то сегментов рынка, не упускать появляющиеся возможности, так и к очередным «волнам ­кризиса». Причем нужно уметь меняться как внутри собственного бизнеса, так и снаружи — для потребителя.

CRN/RE: Мы просим экспертов оценить кандидатов по нескольким критериям: позиции компании на рынке (в своем сегменте, в своем регионе); личный вклад в достижения компании; лидерские качества; личная репутация; деловая интуиция. А что лично для вас является критерием успеха и эффективности руководителя компании? Почему для вас важны именно эти критерии?

М. И.: Деловая репутация и умение считать и анализировать —вот две ключевые для меня вещи. Я уверен и вижу, что деловая репутация — это ресурс, инвестиции в который окупаются. Поэтому для меня важна моя собственная репутация и репутация моего бизнеса. Она позволяет мне строить прочные и долгосрочные бизнес-отношения, а в условиях нестабильности это крайне важно.

Мы осознанно работаем над репутацией нашей сети розничных магазинов как надежного продавца. И именно надежность и честность покупатели отмечают в числе наших клю­чевых преимуществ. Нам действительно доверяют. Надежность — это то качество, которое «Кей» сохраняет в любых изменениях.

И второе — это умение считать, то есть заниматься коммерцией в чистом виде. Как это ни банально. Я стремлюсь вести бизнес рационально и привык просчитывать и анализировать с цифрами каждый шаг.

CRN/RE: Какие управленческие задачи вы, как руководитель, считаете для себя наиболее важными? Чему вы стараетесь уделять больше сил и времени? Почему?

М. И.: Сегодня для компании «Кей», как для бизнеса, наступил этап структурирования и оптимизации. Я бы даже сказал, что мы создаем структуру постоянной оптимизации и подстройки к меняющемуся рынку. Мы меняем наш бизнес сна­ружи — выстраиваем позиционирование, развиваем бренд, и изнутри — технологизируем бизнес-процессы и внутреннюю структуру. Без этого бизнес невозможно вывести на качествен­но новый уровень.

CRN/RE: Что, кроме бизнеса, для вас важно и интересно?

М. И.: Я с удовольствием занимаюсь спортом — теннис, бильярд, велосипед, плавание, дайвинг, зимой — беговые лыжи. Люблю хорошее вино. Люблю путешествовать. Люблю достигать хороших результатов — поэтому отдаю много сил и времени работе.

Справка о компании

Год основания — 1991.

Количество сотрудников на конец 2011 г.: более 1,5 тыс.

Структура оборота по разным направлениям деятельности (производство, дистрибуция, системная интеграция и т. п.) по итогам 2011 г.: розничные продажи — 100%

Оборот в 2011 г. и изменение его, в %, по отношению к 2010 г.: 7,3 млрд. руб. (без НДС)

В каких городах расположены офисы компании?

Один офис в Санкт-Петербурге, в остальных городах присутствия открыты магазины.

В каких городах находятся магазины компании?

Белгород, Великий Новгород, Воронеж, Казань, Липецк, Нижний Новгород, Петрозаводск, Таганрог, Череповец и Ярославль. Ежегодно магазины сети «Кей» посещают порядка 15 млн. покупателей. Средняя площадь супермаркета — от 500 до 1 тыс. кв. м., а общая площадь розничной сети составляет около 46,5 тыс. кв. м. Полная номенклатура магазинов «Кей» включает около 25 тыс. позиций. В сети представлены товары более 70 брендов производителей цифровой электроники.

Новые вендоры, сотрудничество с которыми началось в 2010—2011 гг.

Подписано соглашение об авторизованном партнерстве с компанией Apple (хотя работаем с ними более шести лет).

Какие важные изменения произошли в компании в 2010—2011 г.

Запущен ребрендинг компании. Открыты два новых магазина в новом формате, перестроены четыре магазина.


Версия для печати (без изображений)