В условиях кризиса Apple, похоже, удалось выстоять

В майском отчете о состоянии дел у ведущих вендоров ПК в условиях кризиса (см. CRN/RE № 9/2001) мы не упоминали о фирме Apple -

ей был посвящен отдельный материал по итогам январской выставки Macworld в Сан-Франциско (см. CRN/RE № 2/2001). 18-20 июля состоялась Macworld в Нью-Йорке. В мире Apple это два главных события года, он живет от Macworld до Macworld, как когда-то наша страна жила от съезда к съезду. Macworld - традиционно время подведения итогов и оценки перспектив на следующие полгода.

От Сан-Франциско до Нью-Йорка

Кризис спроса на рынке ПК затронул Apple не менее, а в чем-то даже более, чем других, поскольку у компании традиционно велика доля продаж на потребительском рынке, пострадавшем сильнее других. Цифры продаж в октябре-декабре 2000 г. упали вдвое по сравнению с 1999 г. Следует признать, что этот первый неожиданный удар кризиса Apple выдержала, а затем достаточно уверенно прошла через трудные для всей отрасли шесть месяцев. После провального рождественского квартала, в котором Apple впервые за три года понесла убытки, ей удалось уже в следующем квартале вернуться к прибыльности, хотя и символической, а в июне свой III квартал (финансовый год Apple начинается 1 октября) компания закончила с прибылью 61 млн. долл. В отличие от прочих вендоров, как будто соревнующихся в масштабных многотысячных увольнениях, компания никого не сократила, прямо объявив, что не намерена жертвовать своим "золотым фондом" - людскими ресурсами, не вводила по примеру HP и Dell неоплачиваемых отпусков и прочих мер экономии за счет сотрудников. Курс акций Apple, достигший минимума в 13,8 долл. в декабре, поднялся и сегодня стабильно держится в пределах 20+ долл. (выше Compaq и Gateway и чуть меньше, чем у Dell и HP), а после объявления итогов III квартала даже превысил 25 долл. (в прошлом году компания провела удвоение акций, так что это значит 50 долл. "по-старому").

Сейчас, в условиях кризиса розничных продаж, компания открывает сеть собственных розничных магазинов Apple Store (тогда как Gateway, наоборот, сокращает свою розничную сеть Country Store); Джобс назвал это главным стратегическим итогом последних месяцев. С 24 марта пошел отсчет новой эпохи в истории Apple - начались поставки многозадачной Mac OS X; к концу года можно ожидать заметного эффекта от этого перехода. Похоже, инженерам Motorola и Apple удалось наконец решить проблему с частотой процессоров G4, тормозившую Apple весь прошлый год; а сейчас, по слухам, уже на подходе процессоры следующего поколения G5. Наконец, компания в этом году полностью обновила все семейства продуктов, а некоторые даже дважды.

Хотя продажи постепенно поднимаются (в последнем квартале они составили 81% прошлогодних показателей), до прежних темпов роста еще далеко, а аналитики рынка теперь уже говорят, что кризис может продлиться аж до 2003 г. Однако, как видно на примере новых iBook (которые и в кризисных условиях расхватываются, как горячие пирожки - из-за этого дефицита, в частности, они так долго добирались до России), очень многое по-прежнему зависит от самой компании-производителя. Потребительский спрос не ушел с рынка ПК, он видоизменился - и выиграет тот, кто сумеет его угадать. Или сформировать, как это уже однажды удалось Джобсу с iMac. Именно под этим углом и следует рассматривать сделанные и не сделанные на выставке Macworld объявления.

"Маки" на четырех клетках

Напомним, что при Джобсе Apple стала позиционировать свои компьютеры в соответствии с четырехклеточной продуктовой матрицей "настольный, портативный/профессиональный, потребительский"; клетки эти занимают семейства Power Mac, iMac, PowerBook, iBook. Ровно год назад на Нью-Йоркской выставке Macworld Джобс представил Power Mac G4 Cube, не укладывавшийся в эту модель, и игровая доска была расширена до шести клеток. Однако новая горизонталь никак не была обозначена, а шестая клетка доски так и оставалась свободной.

За две недели до нынешней выставки Macworld производство "кубов", которым так и не удалось достичь намеченных объемов продаж (и которые, добавим, так и не были внятно позиционированы Apple), было приостановлено (не прекращено!), и в маркетинговых материалах Apple вновь появилась прежняя четырехклеточная матрица. Так что пока "кубы" в том или ином виде не будут возрождены, мы будем оценивать ходы Apple на этом игровом пространстве.

Отметим сразу, что вряд ли стоило ожидать изменений на "портативной" половине поля - обе ее клетки были радикально и весьма успешно обновлены в этом году. В январе в Сан-Франциско Джобс продемонстрировал сверхтонкий PowerBook G4 Titanium с широкоформатным экраном, пришедшийся ко двору специалистам видеомонтажа, VIP-персонам и просто ценителям высокого стиля. 1 мая Apple, решив не дожидаться очередного Macworld, представила новый, полностью переработанный iBook, пожалуй, не имеющий аналогов по функциональности в своем ценовом диапазоне (1299-1799 долл.). Его продажи сразу вышли на небывало высокий для ноутбуков Apple уровень, причем он оказался очень популярен в образовательных учреждениях США. Так что решение поспешить с выпуском iBook оказалось правильным: Apple успела как раз к началу летних каникул - сезона массовых "образовательных" закупок.

Заметим, что Apple вернула себе утерянное в прошлый летний сезон традиционное лидерство в поставках ПК в сферу образования: по данным агентства Quality Education Data (QED), к предстоящему учебному году школы закупят от 312 до 448 тыс. Макинтошей, 203-270 тыс. компьютеров Dell и 118-215 тыс. Compaq. Всего же, по данным агентства, в школах США установлено сейчас 2,7-3,2 млн. компьютеров Apple, 1,2-1,6 млн. Dell и около 1 млн. - Compaq. Выводы QED подтверждает и IDC, которая оценивает долю Apple на образовательном рынке США в 27,7% в секторе настольных ПК и в 34,7% - в секторе ноутбуков, причем ближайшие конкуренты отстают в два раза.

Пожалуй, цифры эти могли быть еще убедительнее, если бы Apple решилась наконец на радикальную переработку iMac - компьютера, который за три года разошелся по миру "тиражом" более 5 млн. экземпляров, заметно расширил границы рынка Apple (20% его покупателей составляют владельцы первого в жизни компьютера, а 16% - мигранты с Wintel-платформы) и до сих пор является основным двигателем розничных продаж и продаж в сферу образования.

В лучшие времена квартальные продажи iMac превышали 700 тыс. штук, однако прошлым летом начали падать. Одна из причин - общее снижение розничных продаж ПК. Но есть и другая. Осенью 1999 г. iMac получил интерфейс FireWire и программу iMovie, что резко повысило его потребительские свойства, позволив работать с цифровым видео. В феврале 2001 г. в Токио компьютер наконец-то оснастили CD-RW вместе с программой iTunes. В остальном же эти ПК, совершившие в 1998 г. революцию на потребительском рынке и породившие моду и определенное направление в дизайне, лишь эволюционировали вместе с индустрией (увеличивались частота процессора, объем памяти, емкость НЖМД), а также не раз меняли окраску... В известном смысле они приелись, "замылились". И, на мой взгляд, для завоевания новых пользователей давно пора добавить iMac новые нетрадиционные для ПК функции - например, связанные с телевидением, DVR, широкополосным доступом, наконец, сделать новые решительные шаги в дизайне. На этот раз все ждали объявления нового iMac с плоским ЖК-экраном...

Однако Apple предпочла затянуть паузу, предложив очередной "линейный" апгрейд. У машин нового семейства iMac, представленного в Нью-Йорке, в 2-4 раза увеличен объем памяти, в 1,5-2 раза емкость НЖМД, на 100 МГц частоты процессоров и на 100 долл. - цены (кроме старшей модели). Кроме того, после пятимесячного эксперимента на пользователях решено было вернуться от предложенных в феврале рябых расцветок Blue Dalmatian и Flower Power к чистым Indigo и Snow. Новая линейка iMac: 500 МГц/128 Мбайт/20 Гбайт/999 долл., 600/256/40/1299, 700/256/60/1499. По словам вице-президента Apple Фила Шиллера, для образовательного рынка сохранены и более дешевые модификации с ценой от 799 долл.

Произошли изменения и в семействе Power Mac. Было представлено второе поколение Power Mac G4, названное "QuickSilver" - "ртуть". Изменения во внешнем дизайне машин минимальны, они стали более серебристыми (что и отражено в названии). Как обычно, Apple придерживается правила "трех сестер", и в семействе представлены три модели ("good-better-the best"). Теперь частота процессора у младшей модели такая же, какой была частота самой старшей модели прошлой серии (объявленной на Macworld в январе) - 733 МГц, средняя получила процессор 867 МГц, а старшая - два процессора по 800 МГц, что в сочетании с двойным 2-Мбайт кэшем третьего уровня обеспечивает ей усредненную производительность в 12 Gflop. Младшая модель оснащена CD-RW, старшие - Apple SuperDrive, позволяющим записывать диски DVD-R и CD-RW. Рекомендованные американские цены - 1699-2499-3499 долл.

День X, месяц X

В январе в Сан-Франциско говорили, что истинным стартом для Mac OS X будет летняя выставка Macworld, поскольку к ней многие фирмы-производители ПО выпустят версии своих программ, совместимых с новой ОС. Это оказалось и так, и не так. Действительно, число "родных" программ для Mac OS X быстро растет - однако все происходит в рабочем порядке, без "ударных" починов. Пример подала сама Apple, которая начала поставки "десятки" вместо намеченной ранее "второй половины лета" (что однозначно читалось "на Macworld") уже в июне. Microsoft выпустит Mac Office в сентябре, Corel Painter 7 - в августе, у других фирм свои графики; в течение ближайших месяцев Стив Джобс обещает выход свыше 1000 "родных" программных продуктов для Mac OS X.

Джобс представил первую серьезную модификацию новой ОС - Mac OS X 10.1, которая выйдет в сентябре, продемонстрировал усовершенствования в ее интерфейсе и новые возможности; главное впечатление - это заметно возросшая скорость работы. Под занавес выступления он представил вторую версию программы iDVD, которая без усложнения интерфейса позволила сделать еще более гибким и профессиональным процесс подготовки и записи диска DVD в домашних условиях.

О вреде привыкания

Казалось бы, более чем достаточно новинок для одного выступления, а уж если сложить все достижения между двумя выставками Macworld... Однако тысячи людей в зале, десятки и сотни тысяч, следивших за Джобсом в прямой Web-трансляции или, если не позволяла скорость канала, в репортажах реального времени на сайтах maccentral и macosrumors, продолжали ждать и надеяться. Ждать, что Джобс, уже направившийся было за кулисы, вдруг хлопнет себя по лбу, скажет свое традиционное "Oh! And one more thing!" и достанет из рукава НЕЧТО - iMac c плоским экраном, новый беспроводный PDA от Apple, невиданное ранее home appliance или еще что-нибудь, о чем минуту назад и помыслить никто не мог - в точности как это было три месяца назад с iBook, как полгода назад с Titanium, как год назад c Cube...

Джобсу действительно удалось за эти годы практически полностью исключить утечки информации из компании и приучить аудиторию к тому, что под конец его выступления обязательно следует некий Большой Сюрприз. Увы, успешно выработанный условный рефлекс на этот раз сыграл против Джобса. Пусть даже умом зрители понимали, что и так уже объявлено очень много, что у Apple теперь очень крепкие продуктовые линейки на всех (кроме, может быть, iMac) клетках доски и что нельзя же в конце концов требовать эпохальных новинок каждые три месяца... Все равно у них происходило подсознательное, рефлекторное "слюноотделение" на обещанное чудо - что и оставило у значительной части аудитории (каюсь, и у меня тоже) осадок разочарования.

Как оказалось, приучил Джобс не только поклонников Мак, но и биржевых игроков. Сразу после его выступления курс акций Apple упал на 4,7 долл. - до 20 долл. (т. е. на 17%), хотя, казалось бы, объективно сумма всех представленных новинок должна была бы придать графику импульс вверх.

...Все-таки сюрприз должен оставаться сюрпризом во всем, он не может быть запланированным - иначе, как мы видим, быстро избаловываются не только дети. И еще долго гадают потом, собираясь в курилках: что же это за штуку так крепко забыл или пожалел на этот раз дядя Джобс?


Версия для печати (без изображений)